Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2015 ГОДА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДО 2030 ГОДА

IV. Цель, задачи и приоритеты научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия)


Государственная научно-техническая и инновационная политика, призванная обеспечить усиление позиций региона на отечественном и мировом рынках сырья и технологий, является неотъемлемой частью государственной социально-экономической политики Республики Саха (Якутия).

Главной целью долгосрочного (до 2030 года) развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия) является создание в республике эффективно действующей региональной инновационной системы, способной обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, повышение доли инновационной продукции в общем объеме валового регионального продукта, конкурентоспособности продукции республики, снижение рисков в природной и техногенной сферах.

Концепция направлена на создание условий для активного использования инноваций самого широкого спектра направлений - технологии, менеджмент, маркетинг, финансы и др., повышения конкурентоспособности региональных компаний, расширения возможностей для развития бизнеса в регионе.

Конечной целью научно-технической и инновационной политики республики является создание целостной региональной системы по управлению инновациями, базирующейся на:

эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала;

построении инновационной инфраструктуры;

совершенствовании механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Формирование региональной инновационной системы требует решения следующих основных задач:

1. Совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса: государством, бизнесом и наукой с целью разработки стратегических технологических направлений, среднесрочных сценариев развития высокотехнологичных отраслей, включая технологические платформы, технологические дорожные карты, экспертные опросы, проведение прогнозных исследований по методике Форсайта.

2. Проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты.

3. Формирование механизмов по привлечению крупных компаний к участию в совместных инновационных проектах на взаимовыгодных условиях, в том числе создание интегрированных комплексов малых и средних предприятий с крупным производством с целью полномасштабного освоения новой продукции, а также внедрения экологичных и энергоэффективных технологий.

4. Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технополигоны и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, а также формирование региональных инновационно-промышленных, научно-образовательных кластеров.

Приоритетными направлениями инновационной экономики в традиционных видах деятельности республики являются, в том числе:

в алмазодобыче - применение кристаллосберегающих технологий разупрочнения кимберлитов;

в угольной промышленности - увеличение объемов обогащения и облагораживания (брикетирования) углей, создание углехимического производства;

в газонефтяном секторе - создание газохимического и нефтехимического производства;

в лесозаготовительной, деревообрабатывающей промышленности - максимальное использование вторичных ресурсов; создание новых производств по переработке отходов деревообработки;

в агропромышленном комплексе - производство экологически чистых продуктов питания, разработка и внедрение зональных механизированных комплексов по производству, переработке и хранению сельхозпродукции; технологии использования естественного холода для криоконсервации; использование возобновляемых источников энергии для сельского хозяйства, разработка технологий возобновления природных биологических ресурсов лесовозобновления и др.;

в электроэнергетике - использование автономных малых децентрализованных станций для комбинированного производства тепла и электроэнергии;

в транспортном комплексе - создание новой высокоскоростной транспортной техники и технологий, учитывающих особенности климатических условий Севера; при строительстве нефтегазопроводов - внедрение полимерных и композитных труб;

в информационно-телекоммуникационном комплексе - организация высокоскоростных магистральных и внутриреспубликанских каналов связи для многоцелевого использования с широким доступом к информационным системам; модернизация и внедрение мобильных систем связи;

в геологии - применение высокоточных методов исследования горных пород, руд и минералов, освоение современных ГИС-технологий для изучения природно-ресурсного потенциала;

в строительном комплексе - производство экологически чистых строительных материалов, изделий и конструкций на местном сырье; разработка и внедрение быстровозводимых экономичных конструкций зданий и сооружений с учетом мерзлотной обстановки и растепления грунтов; применение в проектах и строительстве зданий и сооружений объектов инженерной инфраструктуры теплоизоляционных материалов на основе местного сырья, изделий на основе полимеров, металлопластика, разработка новых методов и технологий строительства зданий и сооружений в условиях распространения многолетнемерзлых грунтов;

в жилищно-коммунальном хозяйстве - технологий энерго-, ресурсосбережения в котельных, системах теплоснабжения и водоснабжения.

Актуальность выбора инновационного пути развития Республики Саха (Якутия) и разработка Концепции обусловлены необходимостью формирования комплекса условий для ускоренного развития и структурной перестройки экономики региона.