ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года N 180

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2015 ГОДА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДО 2030 ГОДА

В целях реализации государственной политики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в научно-технической и инновационной сфере и обеспечения перехода экономики республики на инновационный путь развития Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Концепцию научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2004 года N 197 "О Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия)";

постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2004 года N 379 "О Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия)";

постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2005 года N 339 "О Плане мероприятий по реализации Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года и Концепции инновационной политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года".

3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.СТРУЧКОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 28 апреля 2011 года N 180

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2015 ГОДА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

В Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию основным приоритетом экономического развития страны определено производство знаний и новых технологий, а в перспективе - и их экспорт. При этом Президентом поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь развития, на совершение опережающих действий по созданию основ национальной конкурентоспособности там, где можно получить будущие выгоды и преимущества, где возможны быстрое внедрение самых передовых технологий, создание новых и эффективных предприятий. Развитие экономики должно основываться на пяти "И" - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации и Интеллект.

Формирование и развитие национальной инновационной системы является необходимым условием реализации инновационного сценария развития страны. Эффективность национальной инновационной системы будет во многом определяться ее структурой, четкостью и согласованностью выполнения задач, поставленных государственной политикой перед ее элементами, а также сбалансированным развитием подсистем генерации и трансфера знаний, а также производства наукоемкой продукции.

Крайне важно сейчас сохранить преемственность курса на создание условий для долгосрочного устойчивого развития экономики России, установку на ее диверсификацию и инновационный характер, что практически невозможно без совершенствования законодательства и решения ряда вопросов, связанных с правовым регулированием инновационной деятельности. В последнее время некоторые проблемы были решены принятием ряда профильных законов, но многие вопросы все еще остались неурегулированными.

Сценарий развития Республики Саха (Якутия) увязан с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации.

Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года (далее - Концепция) является продолжением политики республики в области развития инновационной деятельности, изложенной в Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года, и определяет основные направления развития науки и технологий, цели, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.

Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства и всех заинтересованных институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Республики Саха (Якутия) в области науки и инноваций в соответствующий период.

Концепция определяет общую цель, модель и инструменты развития, приоритеты, роль различных участников в этом процессе.

Правовой базой Концепции являются:

Конституция Российской Федерации;

Конституция Республики Саха (Якутия);

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 года N Пр-576;

Федеральный закон от 12 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

Федеральный закон от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (с изм. от 09.07.1999);

Стратегия развития науки и инноваций РФ на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике от 15.02.2006);

Закон Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2006 года 132-З N 267-III "О науке и государственной научно-технической политике";

Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года N 411;

Проект Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основные направления до 2030 года.

Реализация Концепции направлена на обеспечение стратегических приоритетов республики, к которым относятся:

создание благоприятных правовых, организационных, экономических и финансовых условий для развития активной инновационной деятельности всех субъектов экономики с учетом ее региональных особенностей;

создание целостной региональной инновационной системы, способной обеспечить эффективное взаимодействие научно-технической сферы со сферой производства и иными сферами жизнедеятельности.

Концепция формируется и реализуется с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов Республики Саха (Якутия) на основе единой идеологии и подходах к развитию инновационной деятельности и единого стратегического управления национальной инновационной системой.

II. Основные понятия


В Концепции используются следующие основные понятия:

государственная инновационная политика - определение органами государственной власти инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных программ и проектов, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение социально-экономического развития республики;

инновационная деятельность - процесс создания и использования результатов научной и научно-технической деятельности, направленный на их воплощение в новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы, предназначенные для реализации на рынке и применения в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования;

инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на рынке; инновационный проект - комплекс взаимосвязанных научных, технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и продвижение на рынок нового вида продукции или технологического процесса с целью получения прибыли;

инновационная программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры и обеспечение государственных и иных мер поддержки реализации приоритетных инновационных проектов;

инновационная инфраструктура - совокупность организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, необходимые для осуществления и развития инновационной деятельности;

интеллектуальная собственность - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных: на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки) и другие результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом;

объекты инновационной деятельности - интеллектуальная собственность, научно-техническая продукция, инновационные проекты;

субъекты инновационной деятельности - высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и учреждения, субъекты малого и среднего предпринимательства и частные лица, осуществляющие научную, научно-техническую и (или) инновационную деятельность;

инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, материальные, финансовые, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

инновационное предпринимательство - процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений субъектами малого и среднего предпринимательства;

инновационные фонды - фонды, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из различных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

венчурные фонды - фонды, объединяющие средства организаций, частных инвесторов, банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализирующиеся на финансировании инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций; страховые фонды - фонды, создающиеся для снижения рисков инвесторов и большей привлекательности инвестиций, направленных на финансирование инновационной деятельности.

III. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации


 3.1. Обзор основных направлений инновационной политики Российской Федерации


В XXI веке внедрение новых технологий станет ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода экономики на инновационный тип развития.

Инновационная политика России в сфере научно-технической деятельности на федеральном уровне продвигается в нескольких направлениях:

Интеграция в глобальные инновационные цепочки

Речь идет о формировании транснационального инновационного модуля, создаваемого в интересах нескольких стран мира, к примеру, это международные программы освоения космического пространства, защиты окружающей среды, открытия новых источников энергии и т.п.

Формирование инновационного суперпроекта общенационального уровня

Данное направление предполагает осуществление прорывного инновационного направления в России. Ставка делается на выполнение инновационного суперпроекта общенационального уровня, конкурентоспособного на мировых рынках. Например, в 1930-е годы прошлого столетия таким направлением в США было развитие автомобилестроения, приведшее в движение все отрасли экономики.

Создание кластера инновационных технологий, обеспечивающих постепенное формирование конкурентоспособного эшелонированного инновационного сектора в российской экономике

Практическая реализация этого направления сводится к расстановке приоритетов, выбору главного вектора инновационного развития экономики и направлению инвестиций в соответствующие наиболее перспективные отрасли.

Общей характерной особенностью перечисленных направлений является их выборочный характер. Все они стремятся не решить проблему оживления отечественного инновационного потенциала в целом, а лишь вычленить отдельный его аспект. Концентрация на одном направлении возможна, если оно опирается на развитую экономику, которая интенсивно генерирует нововведения, а внешняя по отношению к ней среда столь же активно их воспринимает. Если такой экономики и среды нет, реализация подобных моделей формирования национальной инновационной системы оказывается неэффективной. Альтернативным решением для России выступает их органичное сочетание. Концептуальная основа, на которой могла бы развиваться эффективная национальная инновационная система, заключается в использовании собственного научно-технического потенциала в сочетании с зарубежными технологиями и инвестициями.

За последнее десятилетие в России произошел разрыв междисциплинарных связей и цикла "фундаментальные исследования - прикладные исследования - промышленное производство". Недостаточно востребован высокий потенциал академического сектора науки, этот сектор мало вовлечен в процесс формирования экономики знаний. Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности.

В то же время можно констатировать, что сохранен ряд наукоемких высокотехнологичных секторов промышленности, создающих конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги, сохранено ядро научного и образовательного потенциала, созданы и успешно работают ключевые элементы инновационной инфраструктуры, что обеспечивает восприимчивость экономики к новым технологиям. Остается востребованность на российских ученых, на их научные результаты и высокие технологии большой спрос за рубежом. Они в полной мере конкурентоспособны, что подтверждается фактом работы в нашей стране многих зарубежных венчурных фондов. Целые научные направления и школы поддерживаются грантами мировых исследовательских центров и международных концернов.

"Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу" определяют направления новой государственной научно-технологической политики и механизмы ее реализации. Сегодня государство может финансировать научно-техническую сферу лишь в ограниченном объеме. Поэтому особенно остро стоит вопрос о выборе приоритетов, в том числе и в области фундаментальных исследований. Объективная оценка эффективности использования фундаментальных знаний с учетом опыта использования результатов, полученных 5, 10, 15 лет назад, должна позволить установить правильный баланс распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла "идея - технология - производство продукции, имеющей платежеспособный спрос" и сформировать национальную инновационную систему. Отсутствие или слабость хотя бы одного из этапов делает нецелесообразным с экономической точки зрения существование всей инновационной системы. Более того, государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований при отсутствии развитой промышленности и системы реализации высокотехнологичной продукции приводит к субсидированию за наш счет экономики других стран.


3.2. Анализ состояния и предпосылок для инновационного развития Республики Саха (Якутия)

Одним из основных факторов, определяющих инновационное развитие республики, является высокий научно-технический потенциал республики.

Важным конкурентным преимуществом республики является наличие в ней многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий на существующих и создаваемых предприятиях республики.

В настоящее время Республика Саха (Якутия) имеет развитую академическую, вузовскую и отраслевую науку, насчитывающую 24 научных учреждения и более 20 высших учебных заведений с учетом филиалов вузов России, в которых трудятся около 2,5 тысяч научно-педагогических кадров, в том числе 1 094 кандидата и 415 докторов наук.

Научно-технический и интеллектуальный потенциал республики представлен 8 академическими институтами Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, Академией наук Республики Саха (Якутия), Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Якутским научным центром комплексных медицинских проблем Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, отраслевыми институтами: "ЯкутНИИпромалмаз" и ЦНИГРИ АК "АЛРОСА" (ЗАО), ОАО "Якутский государственный проектный, научно-исследовательский институт строительства", а также вузовскими секторами науки Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутской государственной сельскохозяйственной академии и других вузов.

Значительный научно-технический и кадровый потенциал республики, высокий уровень интеграции науки и вузовского образования, комплексное решение задач по научному сопровождению социально-экономического развития республики, реализация крупных инвестиционных проектов на территории республики в рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, использование благоприятной макроэкономической ситуации для поддержки инновационной деятельности позволяют выделить Республику Саха (Якутия) как регион с высоким инновационным потенциалом.

В республике созданы всемирно известные научные школы академиков П.И. Мельникова в области мерзлотоведения, Н.В. Черского в геологии, В.П. Ларионова в материаловедении, академика Г.Ф. Крымского в области космофизических исследований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»