Система дошкольного образования республики в 2010 году представлена 721 дошкольным образовательным учреждением и образовательным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые посещают 53 015 детей.
Тенденция устойчивого роста рождаемости населения связана прежде всего с демографической политикой государства. Принятые меры по демографической политике и поддержке семьи способствовали сохранению положительного естественного прироста населения, снижению младенческой смертности (приложение N 1 к настоящей Концепции).
Учитывая данную тенденцию, должны приниматься меры по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (для 100% охвата детей необходимы строительство, выкуп, возврат и реконструкция 135 объектов дошкольных образовательных учреждений на 25 000 мест).
Всего по республике на 48 805 мест приходится 53 015 детей, в том числе в городах и районных центрах 18 630 детей нуждаются в дошкольных образовательных услугах (приложение N 2 к настоящей Концепции).
На 100 мест в дошкольных учреждениях приходится 109 детей, в городах и поселках городского типа - 118. По величине показателя республика занимает предпоследнее место в Дальневосточном федеральном округе, опережая только Сахалинскую область (118).
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (в процентах от численности детей в возрасте 1 - 6 лет) в 2010 году составил 64,9%, что ниже, чем в прошлом году, на 0,9%. В сельской местности показатель равен 69,4%, в городах и поселках городского типа - 62,1%, в том числе в г. Якутске - 50,2%. В Дальневосточном федеральном округе республика занимает 4 место, уступая Чукотскому автономному округу (88,9%), Магаданской области (79, 7%) и Камчатскому краю (71,3%).
В настоящее время 90,3% детей старшего дошкольного возраста (с 5 лет) охвачены различными формами предшкольной подготовки в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательных школах и группах кратковременного пребывания детей. В настоящее время при 29 общеобразовательных учреждениях функционируют дошкольные группы. Для детей, не посещающих детские сады, в 26 учреждениях открыты группы кратковременного пребывания. Вводятся в практику гувернерская служба, семейные детские сады.
Воспитание и обучение детей осуществляют 4 829 воспитателей. Укомплектованность штатов дошкольных образовательных учреждений в 2010 году составляет 96,3%. В республике создана система грантовой поддержки инновационной деятельности педагогов.
Сегодня в системе дошкольного образования республики выделяется ряд существенных проблем, среди которых:
остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования. Доля детей, получивших путевки, в общей численности детей, состоящих на учете, составляет лишь 56,3 процента;
57,5% детей от 1,5 до 3 лет не получают услуг раннего развития;
недостаточность объемов финансирования деятельности учреждений дошкольного образования; средства, выделяемые системе дошкольного образования муниципалитетами, в настоящее время не позволяют полностью покрывать расходы по социально защищенным статьям, по затратам на текущее содержание, а также капитальные расходы (капитальный ремонт, приобретение оборудования). Финансовое обеспечение позволяет лишь поддерживать в функционирующем состоянии имеющуюся базу;
высокая доля износа зданий дошкольных образовательных учреждений, не соответствующая требованиям безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (приложение N 3 к настоящей Концепции). Для ремонта ветхих зданий и нового строительства необходимы значительные инвестиции;
отсутствие конкуренции на рынке дошкольных образовательных услуг; качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают запросам родителей; 93% предложений услуг представлено муниципальным сектором, слабо развит сектор частных услуг;
низкая заработная плата работников дошкольных учреждений. Средняя заработная плата педагогического персонала в системе дошкольного образования составляла в 2010 году 14 339 рублей, что в 2 раза меньше среднереспубликанского уровня (28 296,8 рубля);
переподготовка и повышение квалификации руководителей, педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях внедрения новых федеральных государственных требований;
существующая система оценки качества дошкольного образования не соответствует современным требованиям. Для перехода на современную систему оценки качества требуются пересмотр процедур оценки качества и подготовка персонала как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в службах по надзору и контролю в области образования.