Переход к устойчивому развитию региона должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Стратегия устойчивого развития Российской Федерации (1996 г.) предполагает отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде, разработку программ оздоровления окружающей среды и осуществление мер по повышению уровня жизни населения.
При разработке градостроительной документации особое внимание уделяется требованиям в области охраны окружающей среды. Закон "Об охране окружающей природной среды" обязывает при планировании развития территорий соблюдать "требования в области охраны окружающей среды, ... принимать меры по восстановлению природной среды... в соответствии с законодательством" (ст. 44, п. 2).
К приоритетным экологическим проблемам Республики Саха (Якутия) относится загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, загрязнение территорий отходами производства и потребления, нарушение земель в крупных масштабах.
Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых, теплоэнергетический комплекс и автотранспорт.
Среди главных причин продолжающегося интенсивного загрязнения водных ресурсов - недостаточные темпы реконструкции и строительства очистных сооружений, недостаток локальных очистных сооружений (перед сбросом сточных вод промышленных предприятий в системы канализации), недостаточное развитие системы оборотного водоснабжения, недостаточное использование (внедрение) экологически чистых технологий.
В настоящее время отходы производства и потребления складируются на полигонах и санкционированных свалках, техническая эксплуатация ряда объектов хранения и захоронения отходов, их устройство не отвечают требованиям санитарного законодательства (объекты не имеют изолирующего основания, располагаются в водоохранных зонах, большая часть их переполнена и др.).
┌══════════════════┬════════════════════┬═══════════┬═════════════════════‰
│ Мероприятия │ Содержание │Срок реали-│ Исполнитель │
│ │ │ зации │ │
├══════════════════┴════════════════════┴═══════════┴═════════════════════┤
│ 8.6.1. Охрана атмосферного воздуха │
│ │
│Атмосферный воздух Республики Саха (Якутия) подвержен антропогенному │
│воздействию, которое формируется как на территории самой республики, так │
│и за счет трансграничного переноса. Якутия получает с сопредельных │
│территорий (с Красноярского края) дополнительное количество загрязняющих │
│веществ от комбината "Норильский никель". │
│Причиной высокого загрязнения воздушного бассейна является наличие │
│большого количества мелких и низких источников загрязнения, увеличение │
│количества автотранспорта на дорогах республики (выбросы автотранспорта в│
│среднем по республике составляют 40,3% от общего объема) при сохранении │
│крайне сложных климатических условий с высоким потенциалом загрязнения │
│атмосферы. │
│По величине удельного валового выброса территории района (кг на 1 кв. км)│
│"первенство" принадлежит г. Якутску с п.т. - 5 254,2 кг/кв. км, г. │
│Нерюнгри с п.т. - 245,54 кг/кв. км, Мегино-Кангаласскому улусу - 395,6 │
│кг/кв. км. │
├══════════════════┬════════════════════┬═══════════┬═════════════════════┤
│Реализация │Программа "Охрана│ │Министерство охраны│
│мероприятий │окружающей среды│ │природы Республики│
│республиканской │Республики Саха│ │Саха (Якутия), │
│экологической │(Якутия) на 2007 -│ │Ленское бассейновое│
│программы │2011 годы" │ 2011 г. │водное управление│
│ │ │ │Федерального │
│ │ │ │агентства водных│
│ │ │ │ресурсов Министерства│
│ │ │ │природных ресурсов│
│ │ │ │Российской Федерации │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Выполнение │Работы по оценке│ │Правительство │
│специализированных│антропогенного │ │Республики Саха│
│работ по оценке и│воздействия на│ │(Якутия), │
│прогнозу │атмосферный воздух,│ │Территориальное │
│воздействия на│включая учет влияния│ │управление │
│атмосферный воздух│выбросов парниковых│ │Федеральной службы по│
│ │газов и│ │надзору в сфере│
│ │трансграничного │ │защиты прав│
│ │переноса │ │потребителей и│
│ │загрязняющих веществ│ │благополучия человека│
│ │с сопредельных│ │по Республике Саха│
│ │территорий, прогноз│ 2015 г. │(Якутия), │
│ │воздействия объектов│ │Государственное │
│ │капитального │ │учреждение "Якутское│
│ │строительства │ │управление │
│ │федерального и│ │по гидрометеорологии│
│ │регионального │ │и мониторингу│
│ │значения (в│ │окружающей среды" │
│ │соответствии с│ │ │
│ │инвестиционными │ │ │
│ │интересами -│ │ │
│ │развитие │ │ │
│ │промышленного │ │ │
│ │сектора экономики) │ │ │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Разработка │Разработать │ │Правительство │
│региональной │программу по выводу│ │Республики Саха│
│программы │предприятий с│ │(Якутия), │
│ │территории жилой│ │администрации МО, │
│ │застройки │ │Министерство охраны│
│ │ │ │природы Республики│
│ │ │ │Саха (Якутия), │
│ │ │ │Территориальное │
│ │ │ │управление │
│ │ │ │Федеральной службы по│
│ │ │ 2015 г. │надзору в сфере│
│ │ │ │защиты прав│
│ │ │ │потребителей и│
│ │ │ │благополучия человека│
│ │ │ │по Республике Саха│
│ │ │ │(Якутия), │
│ │ │ │Территориальное │
│ │ │ │управление по│
│ │ │ │техническому и│
│ │ │ │экологическому │
│ │ │ │надзору по Республике│
│ │ │ │Саха (Якутия) │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Создание единой│Открытие │ │Министерство охраны│
│системы │стационарных постов│ │природы Республики│
│экологического │наблюдения за│ │Саха (Якутия), │
│мониторинга и│качеством │ │Территориальное │
│контроля состояния│атмосферного воздуха│ │управление │
│атмосферного │в населенных пунктах│ │Федеральной службы по│
│воздуха │г. Алдан, г. Ленск,│ │надзору в сфере│
│ │п. Удачный. │ │защиты прав│
│ │Организовать сеть│ │потребителей и│
│ │передвижных постов│ │благополучия человека│
│ │контроля качества│ │по Республике Саха│
│ │атмосферного воздуха│ │(Якутия), │
│ │в городах: Якутск,│ │Государственное │
│ │Мирный, Ленск,│ │учреждение "Якутское│
│ │Нерюнгри, Алдан и п.│ │управление │
│ │Хандыга. │ │по гидрометеорологии│
│ │Контроль за│ 2015 г. │и мониторингу│
│ │эффективностью │ │окружающей среды", │
│ │работы │ │Территориальное │
│ │пыле-газоочистных │ │управление │
│ │установок и контроль│ │Федеральной службы в│
│ │за выполнением│ │сфере │
│ │нормативов ПДВ│ │природопользования по│
│ │загрязняющих веществ│ │Республике Саха│
│ │в атмосферный воздух│ │(Якутия) │
│ │на предприятиях│ │ │
│ │нефтегазодобывающей │ │ │
│ │отрасли; на│ │ │
│ │предприятиях, │ │ │
│ │занимающихся добычей│ │ │
│ │и переработкой│ │ │
│ │полезных ископаемых,│ │ │
│ │и др. промышленных│ │ │
│ │предприятиях │ │ │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Разработка сводных│г. Якутск и другим│ │Министерство охраны│
│томов ПДВ по│городам республики │ │природы РС(Я),│
│городам Республики│ │ │администрации МО, │
│Саха (Якутия) │ │ │Территориальное │
│ │ │ 2015 г. │управление по│
│ │ │ │техническому и│
│ │ │ │экологическому │
│ │ │ │надзору по Республике│
│ │ │ │Саха (Якутия) │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Контроль за│Строительство и│ │Министерство охраны│
│выполнением │дальнейшая │ │природы Республики│
│мероприятий, │эксплуатация │ │Саха (Якутия), │
│предусмотренных │промышленных и│ │Территориальное │
│проектами "Оценки│линейных объектов│ │управление │
│воздействия на│должны │ │Федеральной службы по│
│окружающую среду"│осуществляться │ │надзору в сфере│
│(ОВОС) и "Охрана│согласно намеченным│ В соот- │защиты прав│
│окружающей среды"│природоохранным │ ветствии │потребителей и│
│(ООС) всех│мероприятиям │ со сроком │благополучия человека│
│проектируемых │проектов "ОВОС" и│ реали- │по Республике Саха│
│предприятий │"ООС" │ зации │(Якутия), │
│ │ │ │Управление │
│ │ │ │федеральной службы по│
│ │ │ │надзору в сфере│
│ │ │ │природопользования │
│ │ │ │(Росприроднадзор │
│ │ │ │Республики Саха│
│ │ │ │(Якутия)) │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Меры по снижению│Создать возможность│ │Правительство │
│загрязнения │перевода │ │Республики Саха│
│атмосферного │муниципальных │ │(Якутия), │
│воздуха │транспортных средств│ │администрации МО, │
│автотранспортом │на газовое топливо и│ │Министерство охраны│
│ │иное. │ │природы Республики│
│ │Применение │ │Саха (Якутия), │
│ │требований │ 2015 г. │Территориальное │
│ │стандартов Евро-4 │ │управление │
│ │ │ │Федеральной службы по│
│ │ │ │надзору в сфере│
│ │ │ │защиты прав│
│ │ │ │потребителей и│
│ │ │ │благополучия человека│
│ │ │ │по Республике Саха│
│ │ │ │(Якутия) │
├══════════════════┴════════════════════┴═══════════┴═════════════════════┤
│ Санитарно-защитные зоны │
│ │
│В настоящее время на территории Якутии число предприятий и объектов, не│
│имеющих проекта организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ), составляет│
│1 074 объекта. В санитарно-защитной зоне проживает 17 229 человек, в том│
│числе в границах СЗЗ котельных - 8 891 чел., транспортных предприятий -│
│685 чел. и объектов связи - 196 чел. │
├══════════════════┬════════════════════┬═══════════┬═════════════════════┤
│Контроль за│Промышленные │ │Министерство охраны│
│организацией │предприятия должны│ │природы Республики│
│санитарно-защитных│разработать и│ │Саха (Якутия), │
│зон (СЗЗ)│утвердить проекты│ │Территориальное │
│промышленных │обоснования СЗЗ│ │управление │
│предприятий и│объектов негативного│ │Федеральной службы по│
│объектов │воздействия. │ │надзору в сфере│
│ │Контроль за│ │защиты прав│
│ │соблюдением СЗЗ от│ │потребителей и│
│ │промышленных и│ │благополучия человека│
│ │линейных объектов. │ │по Республике Саха│
│ │Для групп│ 2015 г. │(Якутия), │
│ │промышленных │ │Территориальное │
│ │предприятий и│ │управление по│
│ │производственных зон│ │техническому и│
│ │должны быть│ │экологическому │
│ │разработаны и│ │надзору по Республике│
│ │утверждены единые│ │Саха (Якутия) │
│ │санитарно-защитные │ │ │
│ │зоны с учетом│ │ │
│ │суммарных выбросов и│ │ │
│ │физического │ │ │
│ │воздействия всех│ │ │
│ │источников │ │ │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Мероприятия по│Вынос предприятий из│ │Правительство │
│исключению наличия│селитьбы. │ │Республики Саха│
│жилой застройки в│Перепрофилирование, │ │(Якутия), │
│границах │техническая │ │администрации МО, │
│санитарно-защитных│модернизация │ │предприятия, │
│зон промышленных│предприятий. │ │Министерство охраны│
│предприятий и│Вынос жилого фонда│ │природы Республики│
│объектов │за границы СЗЗ │ │Саха (Якутия), │
│ │ │ 2015 г. │Территориальное │
│ │ │ │управление │
│ │ │ │Федеральной службы по│
│ │ │ │надзору в сфере│
│ │ │ │защиты прав│
│ │ │ │потребителей и│
│ │ │ │благополучия человека│
│ │ │ │по Республике Саха│
│ │ │ │(Якутия) │
├══════════════════┴════════════════════┴═══════════┴═════════════════════┤
│ 8.6.2. Охрана поверхностных вод │
│ │
│По величине удельного комбинаторного индекса загрязненности вод (УКИЗВ) │
│речные воды оцениваются в широком диапазоне - от загрязненных до │
│грязненных. │
│ │
│Основными причинами загрязнения водных объектов являются: │
│сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений и │
│неочищенных сточных вод от предприятий ЖКХ и промышленности; │
│сброс неочищенных сточных вод через несанкционированные выпуски; │
│несоблюдение режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных │
│полос. │
├══════════════════┬════════════════════┬═══════════┬═════════════════════┤
│Реализация │Программа "Охрана│ │Министерство охраны│
│технических │окружающей среды│ │природы Республики│
│мероприятий, │Республики Саха│ │Саха (Якутия), │
│разработанных в│(Якутия) на 2007 -│ │Ленское бассейновое│
│составе │2011 годы" │ 2011 г. │водное управление│
│экологической │ │ │Федерального │
│программы │ │ │агентства водных│
│ │ │ │ресурсов Министерства│
│ │ │ │природных ресурсов│
│ │ │ │Российской Федерации │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Контроль за│Развитие и│ │Ленское бассейновое│
│выполнением │совершенствование │ │водное управление│
│мероприятий, │системы мониторинга│ │Федерального │
│направленных на│состояния водных│ │агентства водных│
│улучшение │объектов, │ │ресурсов Министерства│
│экологического │водохозяйственных │ │природных ресурсов│
│состояния водных│систем, сооружений и│ │Российской Федерации,│
│объектов │системы │ │Государственное │
│ │водохозяйственного │ │учреждение "Якутское│
│ │прогнозирования. │ │управление по│
│ │Разработка │ │гидрометеорологии и│
│ │эффективных мер по│ │мониторингу │
│ │предупреждению │ │окружающей среды", │
│ │аварийных ситуаций,│ 2015 г. │Министерство охраны│
│ │залповых сбросов│ │природы Республики│
│ │загрязняющих веществ│ │Саха (Якутия) │
│ │в водные объекты и│ │ │
│ │устранению их│ │ │
│ │последствий. │ │ │
│ │Организация системы│ │ │
│ │сбора отходов и│ │ │
│ │льяльных вод с│ │ │
│ │судов. │ │ │
│ │Выявление и│ │ │
│ │ликвидация выпусков│ │ │
│ │неочищенных сточных│ │ │
│ │вод в водные объекты│ │ │
│ │и на рельеф │ │ │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Строительство и│Строительство │ │Правительство │
│реконструкция │очистных сооружений│ │Республики Саха│
│очистных │с полной│ │(Якутия), │
│сооружений │биологической │ │Министерство │
│ │очисткой в городах и│ │жилищно-коммунального│
│ │населенных пунктах│ │хозяйства и│
│ │республики. │ │энергетики Республики│
│ │Реконструкция - г.│ │Саха (Якутия) │
│ │Нерюнгри, г. Алдан,│ │ │
│ │г. Томмот, пгт.│ │ │
│ │Тикси, г. Удачный,│ 2015 г. │ │
│ │г. Черский, пгт.│ │ │
│ │Чокурдах, с.│ │ │
│ │Юрюнг-Хая. │ │ │
│ │Строительство - г.│ │ │
│ │Якутск, г. Вилюйск,│ │ │
│ │г. Ленск, г.│ │ │
│ │Олекминск, г.│ │ │
│ │Покровск, г.│ │ │
│ │Верхоянск, г. Нюрба,│ │ │
│ │г. Среднеколымск │ │ │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Организация │Водоохранные зоны│ │Министерство охраны│
│водоохранных зон│(ВОЗ) шириной 50 м│ │природы Республики│
│водных объектов с│должны быть│ │Саха (Якутия), │
│соблюдением режима│установлены на реках│ │Ленское бассейновое│
│использования │протяженностью до 10│ │водное управление│
│ │км. │ │Федерального │
│ │Водоохранные зоны│ │агентства водных│
│ │шириной 100 м должны│ │ресурсов Министерства│
│ │быть установлены на│ │природных ресурсов│
│ │реках протяженностью│ │Российской Федерации │
│ │от 10 до 50 км. │ │ │
│ │Водоохранные зоны│ │ │
│ │шириной 200 м должны│ 2015 г. │ │
│ │быть установлены на│ │ │
│ │реках протяженностью│ │ │
│ │от 50 км и более. │ │ │
│ │Закрепление на│ │ │
│ │местности границ ВОЗ│ │ │
│ │и границ прибрежных│ │ │
│ │защитных полос│ │ │
│ │специальными │ │ │
│ │информационными │ │ │
│ │знаками в│ │ │
│ │соответствии с│ │ │
│ │земельным │ │ │
│ │законодательством │ │ │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Развитие систем│Для рационального│ │Министерство охраны│
│оборотного │использования водных│ │природы Республики│
│водоснабжения и│ресурсов необходимо│ │Саха (Якутия), │
│повторного │дальнейшее развитие│ │Ленское бассейновое│
│использования │и совершенствование│ │водное управление│
│производственных │систем оборотного│ │Федерального │
│стоков │водоснабжения и│ │агентства водных│
│ │повторного │ │ресурсов Министерства│
│ │использования │ 2015 г. │природных ресурсов│
│ │производственных │ │Российской Федерации │
│ │стоков на│ │ │
│ │промышленных │ │ │
│ │предприятиях │ │ │
│ │республики, в первую│ │ │
│ │очередь в│ │ │
│ │электроэнергетике и│ │ │
│ │добыче полезных│ │ │
│ │ископаемых │ │ │
├══════════════════┴════════════════════┴═══════════┴═════════════════════┤
│ 8.6.3. Охрана подземных вод │
│ │
│Основное загрязнение подземных вод происходит за счет: │
│складирования отходов на свалках, эксплуатация которых не отвечает │
│санитарным правилам и нормам; │
│отсутствие в большинстве населенных пунктов централизованной системы │
│канализации с очистными сооружениями; │
│несоблюдение режима использования зон санитарной охраны источников │
│водоснабжения. │
├══════════════════┬════════════════════┬═══════════┬═════════════════════┤
│Рациональное │Развитие системы│ │Министерство │
│использование │водоотведения жилого│ │жилищно-коммунального│
│подземных вод и их│фонда во всех│ │хозяйства и│
│защита от│населенных пунктах│ │энергетики Республики│
│загрязнения │республики с полным│ │Саха (Якутия),│
│ │канализованием, с│ │Федеральное │
│ │последующей очисткой│ │государственное │
│ │стоков на очистных│ │управление │
│ │сооружениях. │ │"Саханедра", │
│ │Выполнение оценки│ │Государственный │
│ │запасов на│ │комитет Республики│
│ │месторождениях │ │Саха (Якутия) по│
│ │подземных вод,│ │геологии и│
│ │эксплуатирующихся на│ │недропользованию. │
│ │участках с│ │Министерство охраны│
│ │неутвержденными │ │природы Республики│
│ │запасами. │ │Саха (Якутия), │
│ │Выявление │ │Ленское бассейновое│
│ │бездействующих │ │водное управление│
│ │скважин и проведение│ │Федерального │
│ │ликвидационного │ │агентства водных│
│ │тампонажа на них. │ │ресурсов Министерства│
│ │Организация вокруг│ │природных ресурсов│
│ │эксплуатационных │ │Российской Федерации │
│ │скважин зон│ │ │
│ │санитарной охраны I,│ │ │
│ │II и III поясов. │ │ │
│ │Обеспечение │ │ │
│ │отсутствия в│ │ │
│ │пределах II пояса│ │ │
│ │ЗСО всех│ │ │
│ │потенциальных │ 2015 г. │ │
│ │источников │ │ │
│ │бактериологического │ │ │
│ │загрязнения, в│ │ │
│ │пределах III пояса│ │ │
│ │ЗСО - источников│ │ │
│ │химического │ │ │
│ │загрязнения. │ │ │
│ │Организация сети│ │ │
│ │наблюдательных │ │ │
│ │скважин, │ │ │
│ │обеспечивающих │ │ │
│ │мониторинговые │ │ │
│ │наблюдения за│ │ │
│ │уровенным режимом и│ │ │
│ │качеством подземных│ │ │
│ │вод. │ │ │
│ │Соблюдение лимита│ │ │
│ │среднесуточного │ │ │
│ │водоотбора, │ │ │
│ │предусмотренного │ │ │
│ │лицензией на право│ │ │
│ │пользования недрами.│ │ │
│ │В районах,│ │ │
│ │испытывающих дефицит│ │ │
│ │вод, пригодных для│ │ │
│ │хозяйственно -│ │ │
│ │питьевого │ │ │
│ │водоснабжения, │ │ │
│ │недопущение │ │ │
│ │использования их для│ │ │
│ │других целей │ │ │
├══════════════════┴════════════════════┴═══════════┴═════════════════════┤
│ 8.6.3. Радиационная безопасность │
│ │
│В 2006 году радиационная обстановка в Республике Саха (Якутия) оставалась│
│стабильной. Территория достаточно насыщена радиационно опасными объектами│
│техногенного и природного происхождения. Содержание техногенных │
│радионуклидов в атмосферном воздухе, поверхностных водах, почве │
│оставалось на уровне прошлых лет. │
│Основной вклад в радиационную обстановку республики вносят: │
│радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), размещенных вдоль │
│якутского участка трассы Северного морского пути; │
│места проведения 12 мирных подземных ядерных взрывов (МПЯВ) в Мирнинском,│
│Кобяйском и Верхневилюйском улусах; │
│отвалы горных выработок урановых и неурановых месторождений, образованные│
│за время геологической разведки недр. │
├══════════════════┬════════════════════┬═══════════┬═════════════════════┤
│Реализация │Программа "Охрана│ │Министерство охраны│
│мероприятий │окружающей среды│ │природы Республики│
│республиканских │Республики Саха│ │Саха (Якутия), │
│экологических │(Якутия) на 2007 -│ │Ленское бассейновое│
│программ │2011 годы" │ 2011 г. │водное управление│
│ │ │ │Федерального │
│ │ │ │агентства водных│
│ │ │ │ресурсов Министерства│
│ │ │ │природных ресурсов│
│ │ │ │Российской Федерации │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Совершенствование │Функционирование │ │Министерство охраны│
│системы контроля│системы │ │природы Республики│
│радиационной │государственного │ │Саха (Якутия), │
│обстановки │учета и контроля за│ │Территориальное │
│ │источниками │ │управление │
│ │радиоактивного │ │Федеральной службы по│
│ │загрязнения. │ │надзору в сфере│
│ │Обследование и│ │защиты прав│
│ │мониторинг │ │потребителей и│
│ │радиационно опасных │ │благополучия человека│
│ │объектов и│ │по Республике Саха│
│ │территорий, │ │(Якутия) │
│ │находящихся в зоне│ │ │
│ │их влияния, таких│ │ │
│ │как МПЯВ, РИТЭГ,│ │ │
│ │отвалы горных│ │ │
│ │выработок урановых и│ │ │
│ │неурановых │ │ │
│ │месторождений │ │ │
│ │(свинцово-цинковые, │ │ │
│ │редкоземельные, │ 2015 г. │ │
│ │оловорудные и│ │ │
│ │прочие), плавучих│ │ │
│ │АЭС и др.,│ │ │
│ │населенных пунктов,│ │ │
│ │мест традиционного│ │ │
│ │природопользования и│ │ │
│ │проживания коренных│ │ │
│ │малочисленных │ │ │
│ │народов Севера; │ │ │
│ │Проведение │ │ │
│ │обязательного │ │ │
│ │контроля │ │ │
│ │радиационной │ │ │
│ │обстановки и│ │ │
│ │радоноопасности │ │ │
│ │территории при│ │ │
│ │отводе земельных│ │ │
│ │участков для нового│ │ │
│ │жилищного и│ │ │
│ │гражданского │ │ │
│ │строительства │ │ │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Предложения по│В составе проектной│ │Министерство охраны│
│безопасному │документации должен│ │природы Республики│
│размещению │быть │ │Саха (Якутия), │
│плавучих АЭС в│разработан ОВОС с│ │Территориальное │
│Черском, │расчетом СЗЗ, зоны│ │управление │
│Усть-Куйге, │воздействия и │ 2015 г. │Федеральной службы по│
│п.Тикси │зоны наблюдения АЭС.│ │надзору в сфере│
│ │АЭС по отношению к│ │защиты прав│
│ │ближайшим населенным│ │потребителей и│
│ │пунктам должна│ │благополучия человека│
│ │располагаться с│ │по Республике Саха│
│ │наветренной стороны │ │(Якутия) │
├══════════════════┴════════════════════┴═══════════┴═════════════════════┤
│ 8.6.5. Охрана почв │
│ │
│Почвы Якутии подвергаются воздействию деградационных процессов (водная │
│эрозия, дегумификация, загрязнение химическими токсикантами). Почвенный │
│покров республики подвергается техногенным воздействиям, вызывающим │
│процессы деградации, в первую очередь при добыче и переработке полезных │
│ископаемых. │
│Источниками загрязнения почв являются многочисленные несанкционированные │
│свалки, а также санкционированные объекты размещения отходов производства│
│и потребления, эксплуатация которых не соответствует │
│санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Отсутствие в населенных │
│пунктах централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации и │
│ливневой канализации. │
├══════════════════┬════════════════════┬═══════════┬═════════════════════┤
│Реализация │Программа "Охрана│ 2011 г. │Министерство охраны│
│мероприятий │окружающей среды│ │природы Республики│
│республиканской │Республики Саха│ │Саха (Якутия), │
│экологической │(Якутия) на 2007 -│ │Ленское бассейновое│
│программы. │2011 годы". │ │водное управление│
│Создание программы│ │ │Федерального │
│мониторинга │Проведение работ по│ 2015 г. │агентства водных│
│состояния почв │мониторингу │ │ресурсов Министерства│
│ │загрязнения почвы на│ │природных ресурсов│
│ │селитебных │ │Российской Федерации,│
│ │территориях. │ │Территориальное │
│ │Изучение влияния│ │управление │
│ │промышленности и│ │Федеральной службы по│
│ │автотранспорта │ │надзору в сфере│
│ │на состояние почвы │ │защиты прав│
│ │ │ │потребителей и│
│ │ │ │благополучия человека│
│ │ │ │по Республике Саха│
│ │ │ │(Якутия) │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Контроль за│Усиление контроля│ 2015 г. │Федеральное │
│соблюдением │использования земель│ │государственное │
│природоохранных │и повышение уровня│ │управление │
│норм и правил на│экологических │ │"Саханедра", │
│месторождениях │требований к│ │Государственный │
│ │деятельности │ │комитет Республики│
│ │землепользований. │ │Саха (Якутия) │
│ │ │ │по геологии и│
│ │Необходим │поэтапно до│недропользованию, │
│ │действенный контроль│2030 г. │Министерство охраны│
│ │за соблюдением│ │природы Республики│
│ │природоохранных норм│ │Саха (Якутия), │
│ │и правил на│ │ФГУ "Якутский центр│
│ │планируемых и│ │стандартизации │
│ │разрабатываемых │ │метрологии и│
│ │месторождениях │ │сертификации" │
│ │полезных ископаемых │ │Федерального │
│ │ │ │агентства по│
│ │ │ │техническому │
│ │ │ │регулированию и│
│ │ │ │метрологии, │
│ │ │ │Территориальное │
│ │ │ │управление │
│ │ │ │Федеральной службы по│
│ │ │ │надзору в сфере│
│ │ │ │защиты прав│
│ │ │ │потребителей и│
│ │ │ │благополучия человека│
│ │ │ │по Республике Саха│
│ │ │ │(Якутия) │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Решение проблемы│Осуществление │ │Федеральное │
│подтопления и│полноценного │ │государственное │
│деградации почв │мониторинга │ │управление │
│ │состояния земель. │ │"Саханедра", │
│ │Реализация плана│ │Государственный │
│ │рекультивации │ │комитет Республики│
│ │нарушенных земель.│ │Саха (Якутия) по│
│ │Проведение │ │геологии и│
│ │агротехнических │ │недропользованию, │
│ │мероприятий по│ │Министерство охраны│
│ │повышению плодородия│ │природы Республики│
│ │почв, внедрение│2015 г. │Саха (Якутия), │
│ │прогрессивных │ │ФГУ "Якутский центр│
│ │технологий │ │стандартизации │
│ │возделывания │ │метрологии и│
│ │сельскохозяйственных│ │сертификации" │
│ │культур, проведение│ │Федерального │
│ │комплекса │ │агентства по│
│ │мелиоративных и│ │техническому │
│ │противоэрозийных │ │регулированию и│
│ │работ │ │метрологии, │
│ │ │ │ГУП "Сельхозвод- │
│ │ │ │мелиорация" │
├══════════════════┴════════════════════┴═══════════┴═════════════════════┤
│ 8.6.4. Отходы производства и потребления │
│ │
│Складирование и хранение отходов производства и потребления в Республике │
│Саха (Якутия) осуществляется на 458 полигонах и санкционированных │
│свалках, из которых 394 не отвечают требованиям СП 2.1.7.1038-01 │
│"Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых│
│бытовых отходов", предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов. │
│Существует проблема периодически возникающих несанкционированных свалок. │
│В республике остро стоит проблема утилизации медицинских отходов, │
│биологических отходов и илов, образующихся при очистке сточных вод. На │
│территории Якутии имеются места хранения непригодных к использованию │
│ядохимикатов и минеральных удобрений. │
├══════════════════┬════════════════════┬═══════════┬═════════════════════┤
│Создание │Разработка и│ │Правительство │
│экологически │утверждение Схемы│ │Республики Саха│
│безопасной системы│обращения с твердо -│ │(Якутия), │
│обращения с│бытовыми отходами в│ │Министерство охраны│
│отходами на│Республике Саха│ │природы Республики│
│территории │(Якутия). │ │Саха (Якутия), │
│республики │Крупным предприятиям│ │Территориальное │
│ │наладить систему│ │управление │
│ │сбора и переработки│ │Федеральной службы по│
│ │промышленных отходов│ │надзору в сфере│
│ │или обеспечить их│ │защиты прав│
│ │вывоз на дальнейшую│ │потребителей и│
│ │переработку на│ │благополучия человека│
│ │договорной основе.│ │по Республике Саха│
│ │Организация системы│ │(Якутия) │
│ │селективного сбора│ │ │
│ │отходов. │ │ │
│ │Строительство │ │ │
│ │мусоропере- │ │ │
│ │рабатывающего │ │ │
│ │комплекса в г.│ │ │
│ │Якутске. │ │ │
│ │Строительство │ │ │
│ │полигонов ТБО,│ 2015 г. │ │
│ │оборудованных в│ │ │
│ │соответствии с│ │ │
│ │санитарными и│ │ │
│ │экологическими │ │ │
│ │нормами и правилами,│ │ │
│ │во всех районных│ │ │
│ │центрах и населенных│ │ │
│ │пунктах, которые│ │ │
│ │находятся на│ │ │
│ │удаленных │ │ │
│ │расстояниях от│ │ │
│ │райцентров. │ │ │
│ │Рекультивация │ │ │
│ │существующих │ │ │
│ │площадок размещения│ │ │
│ │отходов производства│ │ │
│ │и потребления│ │ │
│ │традиционными │ │ │
│ │методами. │ │ │
│ │В населенных пунктах│ │ │
│ │необходимо создание│ │ │
│ │станций перегрузки и│ │ │
│ │прессования │ │ │
│ │отходов <*> │ │ │
├══════════════════┼════════════════════┼═══════════┼═════════════════════┤
│Утилизация │Установить в│ │Министерство │
│медицинских, │больницах установки│ │здравоохранения │
│химических и│по обеззараживанию│ │Республики Саха│
│биологических │медицинских отходов.│ │(Якутия), │
│отходов │Для утилизации│ │Территориальное │
│ │медицинских и│ │управление │
│ │биологических │ │Федеральной службы по│
│ │отходов необходимо│ │надзору в сфере│
│ │разместить │ │защиты прав│
│ │инсинераторные │ │потребителей и│
│ │установки на│ │благополучия человека│
│ │полигонах ТБО и│ │по Республике Саха│
│ │станциях перегрузки.│ │(Якутия), │
│ │Хранение непригодных│ │Управление │
│ │к использованию│ │Федеральной службы по│
│ │пестицидов и│ │ветеринарному и│
│ │минеральных │ │фитосанитарному │
│ │удобрений должно│ │надзору по Республике│
│ │осуществляться в│ │Саха (Якутия) │
│ │соответствии с│ │ │
│ │экологическими и│ │ │
│ │санитарными │ │ │
│ │правилами и нормами.│ │ │
│ │Требуется мониторинг│ 2015 г. │ │
│ │за состоянием│ │ │
│ │сибиреязвенных │ │ │
│ │захоронений и│ │ │
│ │проведение │ │ │
│ │мероприятия по│ │ │
│ │обеспечению │ │ │
│ │безопасности в│ │ │
│ │окружающей среде. │ │ │
│ │В улусах, где│ │ │
│ │предполагается │ │ │
│ │развитие │ │ │
│ │сельскохозяйственной│ │ │
│ │отрасли для│ │ │
│ │утилизации трупов│ │ │
│ │животных необходимо│ │ │
│ │строительство │ │ │
│ │биотермических ям. │ │ │
│ │На животноводческих│ │ │
│ │комплексах │ │ │
│ │необходимо наладить│ │ │
│ │переработку отходов│ │ │
│ │в органические│ │ │
│ │удобрения │ │ │
└══════════════════┴════════════════════┴═══════════┴═════════════════════…
________________
<*> организация и размещение дополнительных станций перегрузки и прессования отходов уточняется в Схеме обращения с твердыми бытовыми отходами в Республике Саха (Якутия).
На территории Республики Саха (Якутия) планируется размещение новых промышленных предприятий и линейных объектов, которые внесут значительный вклад в загрязнение окружающей среды:
предприятия добывающих производств (добыча золота, алмазов, угля, нефти, урановых руд, ниобия, серебра и полиметаллов, свинцово-цинковых руд, мрамора, железных руд);
переработка полезных ископаемых (золото-сурьмяная промышленность, газопереработка, нефтепереработка, переработка железных руд);
объекты электроэнергетики (малые и крупные гидроэлектростанции, плавучие атомные электростанции);
эксплуатация трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан";
строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск.
В связи с этим требуется уделить особое внимание вопросам воздействия на окружающую среду. Природоохранная политика предприятий должна быть направлена на предотвращение экологического ущерба территории. На планируемых предприятиях необходимо применять экологически чистые производства, современные системы очистки пылегазовых выбросов, сточных вод.
Срок реализации действующей региональной программы "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы" заканчивается в 2011 году, в дальнейшем необходимо разработать новую программу по охране окружающей среды Республики Саха (Якутия).