Действующий

О ПРОЕКТНОЙ ПРОГРАММЕ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА


Схема расположения локальных систем электроснабжения Республики Саха (Якутия) 2010 года*

________________
     * Схема не  приводится. - Примечание изготовителя  базы данных.


Значительные расстояния не позволяют обеспечить стопроцентный охват централизованным электроснабжением, отсутствие крупных потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников генерации большой установленной мощности. Поэтому в период освоения Севера была создана сеть локальных дизельных электростанций.

По итогам 2010 года локальная энергетика включала в себя 126 дизельных электростанций общей установленной мощностью порядка 212,9 МВт. Оборудование дизельных электростанций состоит в основном из дизель-генераторов разных типов и модификаций и небольшого количества газотурбинных установок. Выработка электроэнергии складывается на уровне 311,2 млн. кВт.ч (5% от объема по республике). Расход дизельного топлива на нужды малой энергетики составляет 89,8 тыс. тонн.

Следует отметить, что уже в ближайший прогнозируемый период в отдельных районах республики с перспективой развития отраслей цветной металлургии и добычи углеводородов будет отмечен рост электропотребления и может стать реальностью, что недостаток мощности электроэнергетики станет сдерживающим фактором развития промышленности.

Потребность региона в электроэнергии будет расти одновременно с расширением производства и развитием социальной сферы; при этом специфика размещения территорий опережающего экономического роста предполагает локализацию основных объемов перспективного спроса на электроэнергию в зонах децентрализованного энергоснабжения и приводит к необходимости развития региональных систем локальной энергетики и существенного повышения энергоэффективности.

В республике устанавливаются единые тарифы по каждой группе потребителей за счет установления дополнительной ценовой нагрузки на потребителей централизованной зоны энергоснабжения. При этом промышленные потребители несут основное бремя перекрестного субсидирования, которое в 2005 году составило 2,4 млрд. рублей, в 2006 году - 2,7 млрд. рублей, в 2007 году - 3,2 млрд. рублей, в 2008 году - 3,5 млрд. рублей, в 2009 году - 3,8 млрд. рублей, в 2010 году - 3,5 млрд. рублей, в 2011 году - 3,7 млрд. рублей. Значительная часть нагрузки ложится на АК "АЛРОСА", на долю которой в 2011 году приходится 3,0 млрд. руб. (81%).

Цены на дизельное топливо не регулируются и формируются в зависимости от конъюнктуры цен на нефть на мировом рынке. За пять последних лет цена за тонну дизельного топлива выросла в 2 раза, что привело к росту тарифной нагрузки на промышленных потребителей.

Высокий уровень тарифов заставляет крупные промышленные предприятия (АК "АЛРОСА", ОАО "Транснефть", ОАО "Сургутнефтегаз" и ЗАО "Полюс Золото") строить собственные генерирующие мощности, что увеличивает сроки окупаемости вложенных средств и способствует снижению инвестиционной привлекательности республики.

Несмотря на проводимые ресурсосберегающие мероприятия (сокращение расходов дизельного топлива, расширение зоны централизованного электроснабжения и т.д.), темпы роста цен на дизельное топливо сводят на "нет" результаты влияния этих мероприятий на снижение размеров перекрестного субсидирования.

Необходимость разработки Программы локальной электроэнергетики в Республике Саха (Якутия) обусловлена и другими проблемными факторами:

в районах децентрализованного электроснабжения структура топливного баланса характеризуется высокой долей использования дизельного топлива (98%), что является причиной высокой стоимости вырабатываемой электроэнергии (в 2011 году - 21,5 руб./кВт.ч), превосходящей среднероссийский уровень в 10 раз (по отдельным дизельным станциям себестоимость доходит до 90 руб./кВт.ч);

завоз топлива и материально-технических ресурсов характеризуется сложной транспортной схемой с несколькими перевалками с одного вида транспорта на другой, требует в связи с короткими сроками навигации единовременного аккумулирования значительных средств, приводит к замораживанию оборотных средств на срок до полутора лет из-за создания депонационных запасов дизельного топлива;

размер кредитных ресурсов, привлекаемых ежегодно для завоза дизельного топлива, совпадает с уровнем максимально возможной долговой позиции, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятий электроэнергетики;

высокий уровень потерь электроэнергии в распределительных сетях (16%), превышающий среднероссийский (10%), что при высокой себестоимости электроэнергии приводит к ощутимым финансовым потерям;

невозможность технической модернизации за счет собственных источников, формируемых локальной энергетикой: при необходимых ежегодных инвестициях в 3,0 - 3,5 млрд. рублей амортизация и прибыль в сумме достигают лишь 202,9 млн. рублей.

Учитывая масштабность проблемы оптимизации локальной энергетики, ее влияние на развитие не только Республики Саха (Якутия), но и регионов Дальнего Востока, необходимость решения задач, которые были поставлены Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, ее решение без применения программно-целевого метода невозможно. Использование программно-целевого метода направлено на сбалансированное выполнение всего комплекса мероприятий, предусмотренных данной Программой.

Структура топливных балансов, имеющийся потенциал использования ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и специфика существующей системы расселения свидетельствуют о том, что ведущую роль в оптимизации локальной энергетики должна играть программа, реализуемая на территории Республики Саха (Якутия). В настоящее время энергоснабжение потребителей является высокозатратным по причине высокой стоимости привозного дизельного топлива, а географическое совпадение системы расселения и потенциала ВИЭ позволяют достичь значительного положительного эффекта реализации приоритетных инвестиционных проектов в рамках ПОЛЭ. Ветроэнергетика является основным направлением развития в Якутии возобновляемой энергетики. Экономический потенциал ветровой энергии Якутии на высоте 50 м согласно справочникам составляет 27,9 млрд. кВт.ч/год. По распределению годовых среднедневных поступлений солнечной энергии территория Республики Саха (Якутия) сопоставима с территорией Краснодарского края Российской Федерации с объемом солнечной радиации 4 - 5 кВт.ч/кв. м в день. Таким образом, строительство солнечной электростанции на базе прямого преобразования солнечной радиации в электроэнергию с помощью фотоэлементов в Республике Саха (Якутия) имеет реальную перспективу. Систему энергоснабжения от солнечной энергии можно использовать как в качестве автономного энергоснабжения, так и в качестве генерирующего источника в общую сеть.

Использование потенциала ВИЭ в рамках ПОЛЭ позволит сократить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет сокращения времени работы дизельных электростанций либо закрытия их совсем в объеме 173,8 тонн.

В структуре производства электроэнергии доля децентрализованного электроснабжения сократится с 5% до 3% к 2017 году.

Нерешенность вышеперечисленных проблем приведет к росту себестоимости производства электроэнергии на дизельной генерации с 21,5 руб./кВт.ч в 2011 году до 33,2 руб./кВт.ч в 2018 году. Тариф для промышленных потребителей достигнет к 2018 году 5,8 руб./кВт.ч. Объем перекрестного субсидирования возрастет с 2007 года в 1,7 раз и составит в 2018 году 5 921 млрд. рублей.

Реализация мероприятий по оптимизации локальной энергетики позволит осуществить масштабные инвестиции в качественное изменение технологического состояния основных производственных фондов энергетики, достигнуть положительного эффекта по целому ряду макроэкономических показателей.

В целом, в период до 2017 года структура экономики республики будет значительно диверсифицирована при одновременном углублении существующих специализаций предприятий, что позволит создать потенциал для дальнейшего устойчивого развития региона.