ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 30 декабря 2011 года N 1170

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА

В целях рационального использования трудовых ресурсов республики, повышения эффективности государственного управления и общественного производства, укрепления государственной целостности и социально-политической стабильности Республики Саха (Якутия) постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию кадровой политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

2. Руководителям министерств и ведомств до 1 июля 2012 года разработать кадровые программы по реализации основных положений Концепции кадровой политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований, руководителям предприятий реального сектора экономики, учреждений бюджетных сфер Республики Саха (Якутия) до 1 июля 2012 года разработать кадровые программы по реализации основных положений Концепции кадровой политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 года N 735 "О Концепции государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)".

5. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Ефимова В.П.

6. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     30 декабря 2011 года
     N 1170






Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 30 декабря 2011 года N 1170

КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА


 I. Общие положения

Концепция кадровой политики Республики Саха (Якутия) определяет общую стратегию и приоритетные направления кадровой политики Республики Саха (Якутия) на ближайшую перспективу и до 2020 года.

Концепция кадровой политики Республики Саха (Якутия) имеет многоуровневый характер и указывает на необходимость разработки общих принципов кадровой политики, определения ее стратегической цели и задач, а также механизмов ее реализации, направленных на повышение эффективности государственного управления по развитию человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей реального сектора экономики республики профессионально подготовленными кадрами соответствующего количества и качества.

Кадровая политика Республики Саха (Якутия) как социальный, организационный институт базируется на следующих принципах:

законность, открытость и гласность;

научность и реалистичность;

равная социальная доступность;

системность и комплексность;

профессионализм и компетентность;

доступность и многопрофильность профессионального образования и соответствие профессионального обучения государственным образовательным стандартам;

гармоничное сочетание интересов человека, государства и общества.


Основные термины и понятия

Кадровая политика - это деятельность органов государственного и муниципального управления, предприятий и организаций по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, ориентированной на реализацию стратегических задач Республики Саха (Якутия).

Кадры - состав работников, обладающих профессиональными способностями и статусами, необходимыми для достижения целей органов государственного и муниципального управления, предприятий и организаций.

Кадровый потенциал общества - часть трудовых профессионально подготовленных ресурсов общества, способных участвовать в профессиональных видах трудовой деятельности.

Механизм обеспечения кадровой политики - комплекс мер по реализации цели и задач кадровой политики.


II. Состояние трудового потенциала и его соответствие потребностям стратегии развития Республики Саха (Якутия)

Численность населения Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2011 года составила 958,4 тыс. человек.

Республика Саха (Якутия) входит в состав немногих регионов Российской Федерации, в которых сохранился естественный прирост населения (8-ое место). Коэффициент рождаемости в Республике Саха (Якутия) в 2010 году составил 16,9 промилле (7-ое место в Российской Федерации), коэффициент рождаемости по Российской Федерации - 12,6, по Дальневосточному федеральному округу - 12,9 промилле. Коэффициент смертности составляет 9,9 промилле (по Российской Федерации - 14,3 промилле, по Дальневосточному федеральному округу - 13,5 промилле). По уровню смертности (по убыванию) республика находится на 76-м месте среди регионов Российской Федерации и на последнем в Дальневосточном федеральном округе.

Миграционный процесс населения остается отрицательным и составил в августе 2011 года 5,3 тыс. чел.

Половозрастная структура населения:

Численность пенсионеров республики составляет 247,2 тыс. чел., из них работающих - 116,4 тыс. чел. (47,1%).

Численность экономически активного населения в 2010 году составила 490,8 тыс. человек, или 51,7% от общей численности населения. Среди них 447,4 тыс. человек заняты в экономике, 43,4 тыс. человек (8,8%) - безработные.

В составе занятого населения по уровню образования в республике остается высокой доля лиц, не имеющих профессионального образования - 23,5%, что выше среднероссийского показателя (20,9%) и среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу (22,6%).

В 2010 году уровень общей безработицы составил 8,8% против 8,7% в 2009 году. В целом по России за рассматриваемый период отмечается тенденция снижения уровня безработицы с 8,4% в 2009 году до 7,5% по итогам 2010 года.


Среднегодовой уровень общей численности безработных, в % к предыдущему году*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Наиболее остро проблема безработицы стоит в сельской местности. Среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (январь - сентябрь 2011 года), жители сельской местности составляют 64,4% от их общей численности.

По данным оперативного мониторинга ситуации на рынке труда численность работников, уволенных в связи с сокращением штатной численности персонала или ликвидацией организаций, на начало октября 2011 года составила 2,8 тыс. человек.

На 1 октября 2011 года общая численность безработных уменьшилась на 2,9% и составила 39,4 тыс. человек. Уровень безработицы составил 8,1% (год назад - 8,2%). На регистрационном учете в органах службы занятости населения состояло 9,5 тыс. безработных граждан, или на 7% меньше, чем год назад.

Количество граждан, обратившихся в поисках работы, по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, уменьшилось на 6%. Всего обратилось в службу занятости 10,5 тыс. человек. Из них получили статус безработного 9,5 тыс. человек. Заявленная работодателями потребность в работниках на 1 октября 2011 года составила 11,3 тысяч человек, что на 45,8% выше аналогичного периода прошлого года. Всего за январь - сентябрь текущего года трудоустроено 28,1 тыс. человек.

В республике имеются населенные пункты, перспективы которых связаны с диверсификацией производства или созданием новых производств на основе реализуемых стратегических документов развития. Развитие зон опережающего развития предполагает глубокую диверсификацию производств: создание новых для республики отраслей экономики с соответствующим перераспределением трудовых ресурсов на основе создания новых рабочих мест. В рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года территория республики условно разделена на зоны опережающего развития: Южная Якутия - горнодобывающая отрасль, лесопереработка, гидроэнергетика; Западная Якутия - нефтегазовая промышленность, добыча алмазов, лесопереработка, Северо-Восточная Якутия - добыча цветных и редкоземельных металлов.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом складывающейся ситуации на рынке труда численность привлеченных иностранных работников по квоте на 2011 год сокращена на 46,8% (с 31,5 тыс. чел. до 14,7 тыс. чел.). При этом уменьшение привлечения иностранной рабочей силы будет компенсировано за счет местных трудовых ресурсов путем их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства (4,7 тыс. чел.).

Доля государственных гражданских служащих, имеющих высшее образование, по сравнению с предыдущими годами, возросла до 95,6% (в 2002 году составляла 69,1%), доля муниципальных служащих - до 73,5%. Образовательный уровень муниципальных служащих остается низким в условиях, когда современные реалии жизни требуют от каждого муниципального служащего соответствующих знаний и навыков в управленческих (менеджерских), финансово-экономических, правовых областях.

В последние годы произошло существенное омоложение кадров в органах государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Удельный вес служащих в органах государственной власти в возрасте до 30 лет составляет 19,5% от общего количества гражданских служащих, от 30 до 50 лет - 54,8%, в органах местного самоуправления до 30 лет составляет 28,8%, от 30 до 50 лет - 53,8%. Средний возраст гражданских служащих - 41 год, муниципальных служащих - 39 лет.

Омоложение кадров в органах местного самоуправления привело к уменьшению лиц, имеющих стаж работы в органах государственного и муниципального управления. Среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, имеют стаж работы в государственных органах более 10 лет - 41,6%, среди муниципальных служащих - 18,6%, от 5 до 10 лет - 23,9% и 21,9%, от года до 5 - 34,3% и 59,4%.

В 2010 году на государственную службу принят 371 человек, в том числе из кадрового резерва - 100, на муниципальную службу принято 375 человек, из кадрового резерва - 83 человека. Эти данные показывают, что органами государственной власти и местного самоуправления не в полной мере используются потенциальные возможности кадрового резерва.

Программы профессионального развития государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) имеют только 16 органов государственной власти.

Сеть учреждений профессионального образования представлена 65 образовательными учреждениями, в том числе 27 учреждениями начального, 31 среднего и 7 высшего профессионального образования. Всего обучаются 73,5 тыс. учащихся и студентов (без учета филиальной сети негосударственных учреждений), в том числе в учреждениях НПО - 6,5 тыс. учащихся, СПО - 18,3 тыс. студентов, ВПО - 48,7 тыс. студентов, включая заочную форму обучения. Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям.

В учебных заведениях Российской Федерации и в зарубежных странах обучаются 4 613 студентов, из них 4 457 студентов по 356 специальностям высшего и по 17 специальностям среднего профессионального образования, 109 - аспирантов, докторантов и 47 - клинических ординаторов.

Однако деятельность учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется без учета спроса рынка труда.

Существующие на сегодня проблемные факторы в учреждениях бюджетной сферы можно решить только в результате проведения грамотной кадровой политики.

В числе наиболее актуальных проблем состояния трудового потенциала следует отметить следующие:

уменьшение численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст, при одновременном увеличении численности граждан, достигших пенсионного возраста, и отрицательном сальдо миграции населения;

слабое закрепление молодых специалистов на предприятиях отраслей реальной экономики (промышленность, строительный, топливно-энергетический, агропромышленный комплексы, транспорт, связь и телекоммуникации, малый и средний (производственный) бизнес);

"старение" кадров в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранение, образование и культура);

слабое участие предприятий отраслей реальной экономики и учреждений бюджетной сферы в формировании сбалансированного регионального заказа образовательным учреждениям профессионального образования в подготовке кадров и закреплении молодых специалистов, особенно в сельской местности;

отсутствие в финансовых планах большинства муниципальных образований, организаций и предприятий частной формы собственности затрат на повышение квалификации и профессиональную переподготовку;

отсутствие программ рационального использования и развития кадрового потенциала на уровне отраслевых министерств и муниципальных образований.

Решение указанных проблем определяет необходимость разработки Концепции кадровой политики Республики Саха (Якутия), основные положения которой предусматривают принятие соответствующих мер правового, административно-управленческого и социально-экономического характера, направленных на развитие кадрового потенциала, способного эффективно и профессионально решать стратегические задачи социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Законодательной базой Концепции кадровой политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Саха (Якутия), федеральные законы и законы Республики Саха (Якутия), указы Президента Российской Федерации и Президента Республики Саха (Якутия), нормативные правовые акты и методические документы Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия).


III. Цель и задачи кадровой политики

Стратегической целью кадровой политики является создание условий для формирования, воспроизводства и развития конкурентоспособного кадрового потенциала, способного обеспечить высокие темпы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Задачи кадровой политики:

создание эффективной системы наполнения регионального рынка труда необходимыми кадровыми ресурсами, соответствующими стратегическим задачам развития Республики Саха (Якутия);

совершенствование системы профессионального развития кадров;

создание эффективных механизмов востребованности кадров в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях отраслей реальной экономики и учреждениях бюджетной сферы Республики Саха (Якутия).


IV. Основные направления кадровой политики

На современном этапе основными направлениями кадровой политики становятся:

формирование эффективной и оптимальной штатной структуры, отвечающей задачам и функциям государственных органов и органов местного самоуправления;

совершенствование системы прогнозирования трудовых ресурсов и демографических процессов на основе текущего и перспективного анализа регионального рынка труда;

организация кадрового аудита и кадрового мониторинга органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий отраслей реальной экономики и учреждений бюджетной сферы;

развитие эффективного рынка труда, стимулирование экономической активности населения, повышение конкурентоспособности и территориальной мобильности рабочей силы;

совершенствование механизма регулирования привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда;

организация работы по повышению престижа государственной гражданской и муниципальной службы и авторитета государственных гражданских и муниципальных служащих;

усиление управленческих мер по предотвращению коррупции в системе государственной гражданской и муниципальной службы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»