С учетом планируемого роста инвестиций при реализации предлагаемых концептуальных мер по восстановлению и развитию оловодобывающей промышленности на территории Усть-Янского района предполагается получить мультипликативный эффект, то есть увеличение роста производства в регионе в целом в результате инвестиционных вложений (таблица 12).
Первичный мультипликативный эффект будет связан с увеличением объемов производства в отраслях, обслуживающих оловодобывающую промышленность - в энергетике, транспорте, технологическом строительстве, торговле и переработке сельскохозяйственных продуктов. Экономический эффект от первичного мультипликативного эффекта в 2012 - 2013 г.г. составит от 20 до 100% от доходов, получаемых оловодобывающей промышленностью.
Вторичный и последующие мультипликативные эффекты ожидается получить от развития оловодобычи на других районах (промышленных кустах), развития других отраслей горнодобывающей промышленности - золотодобычи (в первую очередь из золоторудного месторождения Кючус) и добычи комплексных руд Центрально-Янского и Южно-Янского рудных районов. Экономический эффект от вторичного и последующих мультипликативных эффектов с 2016 - 2020 г.г. превысит объем доходов от оловодобычи в десятки раз.
В целом к 2020 году мультипликативный эффект от развития оловодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия) обеспечит:
создание не менее 2 000 новых рабочих мест в горнодобывающей промышленности и в отраслях производства, обеспечивающих деятельность горнообогатительного производства;
развитие энергетической и транспортной инфраструктуры Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) и арктических районов республики в целом;
увеличение поступлений в местные бюджеты и бюджеты Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;
содействие социально-экономическому развитию Усть-Янского района Республики Саха (Якутия);
снижение зависимости промышленности России от импорта олова, возможность экспорта олова;
способствование дальнейшему развитию горнодобывающей промышленности в континентальной части и арктическом шельфе Северо-Востока страны, восстановлению Северного морского пути и укреплению, в целом, геополитических интересов России в арктическом регионе.
Выполнены укрупненные технико-экономические расчеты и финансовая оценка эффективности I этапа реализации Концепции (до 2015 г.), основанные на применении обновленных технологий, предусматривающие использование рентгенорадиометрической сепарации, автоклавного выщелачивания для получения 55 - 60% концентратов и сокращения расходов на их транспортировку и переработку (таблица 11). Расчеты выполнены в двух вариантах: с учетом НИР (Ермаков С.А., Иванова В.В. и др. Отчет научно-исследовательских работ для государственных нужд Республики Саха (Якутия) "Перспективы освоения месторождений олова на территории Усть-Янского улуса до 2020 года", ИГДС СО РАН, ФГУП "НИИСУ", Якутск, Москва, 2009 г.) и фактических технико-экономических условий.
Прибыль от производства олова на рудных месторождениях Депутатское и Чурпуннья за весь период отработки составляет 18,44 млрд. руб. при объеме инвестирования всего 5,63 млрд. руб., в том числе: на освоение Депутатское - 1,85 млрд. руб., Чурпуннья - 1,18 млрд. руб., расширение выработки электроэнергии мощностью до 21 МВт мини-ТЭЦ на угольном топливе в пос. Депутатский - 2,6 млрд. руб. Срок окупаемости на рудных месторождениях Депутатское составляет 6 лет, Чурпуннья - 3 года.
По оставшимся объектам россыпь Чурпуннья и Тирехтях необходимо принять дополнительные меры по сокращению затрат на транспортировку, хранение и реализацию (переработку) оловянного концентрата.
При определении сроков лицензирования по вовлечению в эксплуатацию объектов II этапа: Дьяхтардахское, Одинокое и шельфовой россыпи Чокурдахское будут отдельно рассчитаны технико-экономические обоснования эффективности каждого из проектов, а также технико-экономические обоснования привлечения инвестиций.