Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОЛОВОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2020 ГОДЫ


4.3. Участие государства в инфраструктурных проектах


Эффективным и действенным методом государственной поддержки инвестиций в оловодобывающую промышленность обещает стать создание магистральной энергетической и транспортной инфраструктуры на принципах частно-государственного партнерства.

Энергетическая инфраструктура

Потребность в электроэнергии для освоения месторождений Депутатское, Тирехтях и Чурпунья по прогнозным оценкам составляет:

Депутатский ГОК в целом с учетом потребления рудника и обогатительной фабрики в круглогодичном и круглосуточном режиме - до 15 МВт;

прииск Тирехтях с учетом работы сезонной обогатительной установки и вахтового поселка - до 3 МВт;

рудника Чурпунья - до 3 МВт.

В 2011 году завершаются работы по строительству Депутатской ТЭЦ на угле электрической мощностью 8 МВт и тепловой 25 Гкал/час. Стоимость строительства Депутатской ТЭЦ составляет в соответствии с проектной документацией 1 238,5 млн. руб. в ценах 2010 года. При необходимости возможно расширение станции с увеличением электрической мощности до 10 МВт.

По первому варианту для централизованного электроснабжения объектов оловодобычи требуется ввод дополнительно порядка 24 МВт электрической энергии (с учетом резервирования) и строительство линий электропередач Депутатский-Тастах протяженностью 60 км и Депутатский-Чурпунья протяженностью 220 км. В случае выбора в качестве энергоисточника тепловой генерации на угле затраты на строительство могут составить порядка 2,6 млрд. руб. в ценах 2010 г. Затраты на строительство электросетевой инфраструктуры порядка 2,81 млрд. руб., в т.ч. ВЛ-110 кВ Депутатский-Тастах с ПС-110 кВ в Тастахе - 0,78 млрд. руб. Оценка выполнялась для линий электропередач на деревянных опорах.

Таким образом, общие затраты на обеспечение централизованного энергоснабжения по первому варианту могут составить не менее 5,65 млрд. руб.

Что касается себестоимости производства электроэнергии по данному варианту, то по расчетам Госкомцен-РЭК РС(Я) себестоимость производства электроэнергии на существующей угольной ТЭЦ в п. Депутатский на 2011 год составляет 21 руб./кВт.ч. При этом наиболее затратной статьей расходов является закуп и доставка топлива, составляющие 58% от себестоимости. Причем расходы на транспортировку топлива составляют 84% от общих затрат на топливо. Это обусловлено большой отдаленностью Усть-Янского улуса от топливных баз и сложной транспортной схемой доставки топлива.

Уголь для Депутатской ТЭЦ завозится с шахты Джебарики-Хая в навигационный период. Расстояние завоза угля водным путем от п. Джебарики-Хая до п. Усть-Куйга составляет 2 753 км с последующей перевалкой на автомобильный транспорт и дальнейшей транспортировкой с п. Усть-Куйга до п. Депутатский на расстояние 224 км. В общей сложности плечо доставки топлива составляет 2 977 км.

При прогнозном электропотреблении в 147,2 млн. кВт.ч в год при планируемом развитии оловодобычи к 2018 году (с учетом строительства соответствующих электросетевых и генерирующих мощностей для централизованного электроснабжения объектов оловодобычи в Усть-Янском районе) потребность в топливе составит порядка 150 - 170 тыс. тонн угля в год. В действующих ценах для закупа и завоза такого количества топлива необходимо 1,5 - 1,7 млрд. руб. ежегодно (при уровне цен 2011 года). Таким образом, только топливная составляющая в себестоимости электроэнергии составит 10,5 руб./кВт.ч. (без учета других затрат) в действующих ценах. Если допустить, что стоимость топлива составит порядка 70% в себестоимости электроэнергии, то экономически обоснованный тариф должен составить не менее 15 руб./кВт.ч по самым оптимистичным прогнозам.

В 2008 году в рамках Соглашения о сотрудничестве между Федеральным агентством по атомной энергии и Правительством РС(Я) был подготовлен Отчет рабочей группы Правительства РС(Я) по атомным станциям малой мощности. В частности, был рассмотрен вопрос строительства плавучей атомной тепловой электростанции в п. Усть-Куйга с реакторными установками типа АБВ-6М на основании проектных проработок атомной станции "Волнолом-3". В отчете приведена оценка капитальных затрат на реализацию проекта плавучего энергоблока электрической мощностью 2 х 8,6 МВт и мощностью в теплофикационном режиме электрической 2 х 6 МВт, тепловой 2 х 12 МВт. Стоимость проекта в ценах 2008 года оценивалась в 4 990 млн. руб. Себестоимость электроэнергии при этом составила 2,56 руб./кВт.ч, тепловой - 920 руб./Гкал.

Во второй вариант электроснабжения оловодобычи входят следующие объекты: строительство ВЛ-110 кВ Депутатский-Тастах и ПС 110 кВ/35, строительство плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в районе п. Усть-Куйга, расширение Депутатской мини-ТЭЦ дополнительно на 10 МВт со строительством локальной ЛЭП-110 кВ в объеме 110 км при условии освоения Восточного куста объектов, включающего месторождения Дьяхтардахское, Одинокое и россыпь Одинокую.

Общие затраты на создание энергетической инфраструктуры объектов оловодобычи по второму варианту составят не менее 10 915 млн. руб.

Хотя изначальные капиталовложения по варианту электроснабжения от ПАТЭС значительно выше, чем при строительстве ТЭЦ, с точки зрения себестоимости производства электроэнергии ПАТЭС выглядит предпочтительнее.

Подключение к централизованному энергообеспечению месторождений Депутатское и Тирехтях с учетом государственного регулирования тарифов на электроэнергию позволит снизить затраты на добычу олова по оценке 3 - 5%.

В связи с расположением вдали от потенциальных энергомощностей, месторождение Чурпунньа предусматривается отработать с применением импортных дизель-генераторов с низким удельным расходом топлива.

Чокурдахское месторождение планируется освоить плавучим горнообогатительным комплексом с автономной энергосистемой.

Строительство объектов энергетической инфраструктуры предусматривается осуществлять за счет средств федеральных целевых программ.

Транспортная инфраструктура

Транспортировка - вид затрат, который играет особую роль в финансово-хозяйственной деятельности горнодобывающих предприятий в районах Крайнего Севера. Прямыми негативными последствиями отсутствия круглогодичных транспортных путей являются высокие тарифы перевозок. Косвенными, крайне отрицательными факторами, влияющими на резкое увеличение затрат в целом являются длительные, до 1,5 лет, сроки хранения оловянного концентрата на промежуточных складах, тройная и более переработка грузов по перевозке автомобильным, речным, морским, железнодорожным транспортом. В результате формируются не только высокие затраты на складское хранение готового концентрата, но и длительный разрыв между фактическими затратами и расчетом за поставленную продукцию.

Развитие транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) предусматривает реконструкцию и строительство круглогодичной автомобильной дороги "Яна" 533-й км "Колыма" - Тополиное - Батагай - Усть-Куйга - Депутатский - Белая Гора, что позволит обеспечить круглогодичный завоз грузов и вывоз оловянного концентрата до узловых точек дальнейшей реализации продукции (Новосибирский оловокомбинат, китайские потребители и т.д.). Сроки транспортировки сократятся до 2 - 3 месяцев, что позволит в целом сэкономить средства на транспортных тарифах, складском хранении концентрата, перевалке грузов и значительном сокращении разрыва между произведенными затратами и расчетом за поставленную продукцию.

Следует отметить, что в районах Крайнего Севера (севернее г. Якутска) основными факторами, негативно влияющими на развитие горнодобывающей отрасли, являются отсутствие реальных альтернатив традиционным видам транспорта (водному и автомобильному) и электроэнергии (передвижным дизельным электростанциям).

При этом водный и автомобильный виды транспорта не взаимозаменяемы, а применяются сезонно, по отдельности, в разрезе года (навигация и автозимник). Такое состояние, по-видимому, будет сохраняться долго, так как незначительный объем перевозимых грузов, их назначение (в основном завоз в северные районы продуктов, грузов при минимальных объемах обратной загрузки) не позволяют планировать строительство железной дороги. Электроэнергия, вырабатываемая передвижными ДЭС, характеризуется самой высокой стоимостью в ряду энерговырабатывающих мощностей.

Таким образом, горнодобывающая промышленность республики остро нуждается в удешевлении затрат на транспортировку и электроэнергию, что должно положительно влиять на освоение минерально-сырьевой базы на труднодоступных районах республики.