ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2012 года N 107

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОЛОВОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2020 ГОДЫ


В целях дальнейшего развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) (Осипов М.А.) совместно с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (Ковалев Л.Н.), Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Колодезников А.З.), Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (Винокуров С.В.) в срок до 10 апреля 2012 года разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы.

3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Маринычева П.А.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.СТРУЧКОВ


Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 21 марта 2012 года N 107


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОЛОВОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2020 ГОДЫ



 Паспорт Концепции

Наименование документа

Концепция развития оловодобывающей промышленности

на территории Республики Саха (Якутия) в 2012 -

2020 годы                                        

 Наименование главного

 распорядителя средств

 государственного

бюджета Республики Саха

 (Якутия)        

Мероприятия Концепции финансируются за счет

заемных и собственных средств юридических лиц и

средств Федеральных целевых программ. Средств

государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

не предусмотрено                                 

Цели и задачи Концепции

Цель Концепции: разработка мер восстановления и

дальнейшего развития оловодобывающей

промышленности на территории Республики Саха

(Якутия).

Задачи Концепции: консолидация ресурсов

предприятий-недропользователей; стимулирование

деятельности инвесторов, предприятий -

недропользователей; принятие мер по

государственной поддержке; государственно-частное

партнерство для строительства объектов

инфраструктуры; снижение затрат и повышение

эффективности производства                       

 Срок реализации

 Концепции       

2012 - 2020 годы                                 

 Объемы и источники

 финансирования

 Программы       

средства недропользователей - 7 241 млн. руб.,

средства ФЦП:

1 вариант - 5 645 млн. руб.,

2 вариант - 10 915 млн. руб.

Всего по 1 варианту: - 12 886 млн. руб.

Всего по 2 варианту - 18 156 млн. руб.

Кроме того, автодорога - 79 690 млн. руб.        

 Ожидаемые конечные

 результаты реализации

Концепции и показатели

социально-экономической

 эффективности     

 способствование дальнейшему развитию

горнодобывающей промышленности в континентальной

части и арктическом шельфе Северо-Востока страны,

возрождению Северного морского пути и укреплению,

в целом, геополитических интересов России в

арктическом регионе;

 содействие социально-экономическому развитию

Усть-Янского района Республики Саха (Якутия);

 развитие энергетической и транспортной

инфраструктуры Усть-Янского района Республики

Саха (Якутия) и арктических районов республики в

целом;

 создание не менее 2 000 новых рабочих мест в

горнодобывающей промышленности и в отраслях

производства, обеспечивающих деятельность

горнообогатительного производства;

 увеличение налоговых поступлений в местные

бюджеты и бюджеты Республики Саха (Якутия) и

Российской Федерации;

 снижение зависимости промышленности России от

импорта олова, возможность экспорта олова        



 1. Общие положения

Настоящая Концепция разработана в соответствии с поручением от 25 февраля 2009 года N ВП-П9-1051 Председателя Правительства Российской Федерации, распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2009 года N 1059-р "О рабочей группе по разработке Стратегии развития оловодобычи на территории Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2015 годы".

Основной целью Концепции на планируемый период 2012 - 2020 г.г. является разработка мер восстановления и дальнейшего развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия). Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

стимулирование деятельности инвесторов, предприятий-недропользователей;

принятие мер по государственной поддержке;

государственно-частное партнерство для строительства объектов инфраструктуры;

снижение затрат и повышение эффективности производства.

В результате реализации комплекса мер по достижению целевого назначения Концепции ожидается:

способствование дальнейшему развитию горнодобывающей промышленности в континентальной части и арктическом шельфе Северо-Востока страны, возрождению Северного морского пути и укреплению, в целом, геополитических интересов России в арктическом регионе;

содействие социально-экономическому развитию Усть-Янского района Республики Саха (Якутия);

развитие энергетической и транспортной инфраструктуры Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) и арктических районов республики в целом;

создание не менее 2 000 новых рабочих мест в горнодобывающей промышленности и в отраслях производства, обеспечивающих деятельность горнообогатительного производства;

увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты и бюджеты Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;

снижение зависимости промышленности России от импорта олова, возможность экспорта олова.



 2. Характеристика состояния оловодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия)

Олово - один из важнейших видов минерального сырья, широко используется в промышленности, в основном, как безопасное, нетоксичное, коррозионностойкое покрытие в чистом виде или в сплавах с другими металлами. Главное промышленное применение олова - в белой жести (луженое железо) для изготовления тары пищевых консервов. Для этих целей расходуется около 33% всего добываемого олова. До 60% производимого олова используется в виде различных сплавов с медью, медью и цинком, медью и сурьмой (подшипниковый сплав или баббит), с цинком (упаковочная фольга) и в виде оловянно-свинцовых и оловянно-цинковых припоев. Олово способно прокатываться в тонкую фольгу - станиоль, такая фольга находит применение при производстве конденсаторов, органных труб, посуды, художественных изделий. Олово применяют в сплаве с серой в составе красок, имитирующих позолоту ("сусальное золото"). Другой известный сплав - пьютер - используется для изготовления посуды. В последнее время возрождается интерес к использованию металла, поскольку он наиболее "экологичен" среди тяжелых цветных металлов. Кроме того, олово используется для создания сверхпроводящих проводов на основе интерметаллического соединения с ниобием, является важнейшим легирующим компонентом при получении конструкционных сплавов титана.



2.1. История развития оловодобывающей промышленности

Советский Союз был крупнейшим производителем и потребителем олова. В 1990 году по стране эксплуатировалось более 90 месторождений олова (30 коренных и 60 россыпных), разрабатывавшихся 12 горнообогатительными комбинатами с их рудниками, приисками, старательскими артелями и обогатительными фабриками. Годовой объем добычи олова по стране составлял 17,1 тыс. т.

Оловодобывающая промышленность на территории Республики Саха (Якутия) начала развиваться с 40-х годов XX века с открытием перспективных промышленных месторождений олова в Яно-Адычанском районе. С 1951 до конца 80-х годов добыча олова проводилась из россыпных месторождений. С декабря 1989 года, с вводом Депутатского оловорудного комбината Якутия стала основным поставщиком олова и поспособствовала полному удовлетворению потребности страны за счет собственного производства, Советский Союз перестал импортировать олово. Депутатский ГОК в 1989 - 1992 г.г. добывал около 6 тыс. т металлического олова, что составляло до 35% добычи по стране.

В начале 90-х годов, кроме Депутатского месторождения, одновременно разрабатывались 10 - 13 россыпных месторождений олова, удаленных друг от друга на расстоянии до 300 км. Наличие рассредоточенной на огромной площади производственной инфраструктуры, содержание на балансе Депутатского ГОК-а пяти поселков с населением около 20 тыс. человек обуславливало отвлечение больших финансовых ресурсов на жизнеобеспечение и сезонный завоз топливно-энергетических ресурсов. Затраты, связанные с содержанием поселков, включались в себестоимость товарной продукции и в конечном счете в 1993 и 1994 г.г. затраты на производство в 2 раза превысили объем продукции. Дальнейшее развитие производства по добыче олова на территории республики по действующей схеме централизованной экономики стало невозможным по ряду объективных и субъективных факторов. Необходимо отметить, что по причине убыточности в 1992 - 1997 г.г. прекратили существование большинство оловодобывающих предприятий страны.

Несмотря на различные организационные, юридические, технические, финансово-экономические, реорганизационные меры, предпринятые в 1993 - 2008 г.г. руководством оловодобывающего предприятия, при активной поддержке Правительства Республики Саха (Якутия), объем добычи олова на территории Республики Саха (Якутия) постоянно снижался, и в 2008 году добыча была полностью остановлена по причине банкротства ООО "Сахаолово". Основными причинами полной остановки оловодобычи являются высокие затраты на добычу и производство олова, связанные с суровыми климатическими условиями, сложной сезонной транспортной схемой завоза грузов и вывоза продукции, отсутствием круглогодичных дорог, централизованного энергоснабжения, постоянным повышением цен на дизельное топливо, нехваткой оборотных средств и т.д.


 2.2. Характеристика минерально-сырьевой базы олова

Сырьевая база олова Российской Федерации представлена 214 (88 коренных и 126 россыпных) месторождениями с запасами олова в 1,7 млн. т. Практически все они сосредоточены на Дальнем Востоке. В целом, среднее содержание олова в рудах разведанных коренных месторождений составляет 0,32%, в песках россыпей - 0,63 кг/куб. м. Хотя по количеству разведанных запасов олова Россия, наряду с Китаем и Бразилией, входит в тройку мировых лидеров, основной характеристикой российских месторождений олова является слабая конкурентоспособность, вызванная низкими содержаниями олова, сложными географо-экономическими и горно-геологическими условиями отработки по сравнению с сырьевой базой зарубежных стран (таблица 7).

Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим сырьевым регионам страны по олову. Здесь, в пределах выделенной Якутской оловоносной провинции, в 13 коренных и 37 россыпных месторождениях сосредоточено около 37% разведанных запасов олова и 30% прогнозных ресурсов страны. Запасы олова по данным месторождениям были подсчитаны в 1955 - 1990 г.г. по кондиционным параметрам времен советской централизованной системы экономики (таблица 1).

Основные оловоносные месторождения республики сосредоточены в Северо-Янском, Центрально-Янском и Южно-Янском оловорудных районах (рис. 1).


 Рис. 1. Основные оловоносные районы Республики Саха (Якутия)*

________________
     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Таблица 1


 Балансовые запасы олова по Республике Саха (Якутия) на 1 января 2010 г.


руда - тыс. т, пески - тыс. куб. м, олово - т

┌════════════════════════════┬═════════┬═════════════════════┬════════════‰
│                            │ Кол-во  │     Балансовые      │            │
│          Переделы          │местор-й ├══════════┬══════════┤Забалансовые│
│                            │         │   В+С1   │    С2    │            │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│Всего олово по Республике   │   50    │ 630 731  │ 139 705  │  163 196   │
│Саха (Якутия), в т.ч.:      │         │          │          │            │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│                            │         │  69 702  │  14 526  │   74 146   │
│    коренные                │   13    │ ═══════  │ ═══════  │  ═══════   │
│                            │         │ 457 013  │ 125 799  │  117 715   │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│                            │         │ 250 016  │  16 314  │  234 054   │
│    россыпные               │   37    │ ═══════  │  ══════  │  ═══════   │
│                            │         │ 173 718  │  13 906  │   45 481   │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│                            │         │  9 430   │  3 152   │            │
│    техногенные             │         │  ═════   │  ═════   │            │
│                            │         │  4 009   │  1 419   │            │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│Всего в распределенном      │    4    │ 274 089  │  83 163  │   20 416   │
│фонде, в т.ч.:              │         │          │          │            │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│                            │         │  17 500  │   6 922  │   1 776    │
│    коренные                │    2    │ ═══════  │  ══════  │   ═════    │
│                            │         │ 205 147  │  71 185  │   6 114    │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│                            │         │  84 682  │  11 002  │   49 044   │
│    россыпные               │    2    │  ══════  │  ══════  │   ══════   │
│                            │         │  68 942  │  11 978  │   14 302   │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│                            │         │    40    │          │            │
│    техногенные             │         │   ═══    │          │            │
│                            │         │   692    │          │            │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┴══════════┼════════════┤
│                            │ Кол-во  │     Балансовые      │            │
│          Переделы          │местор-й ├══════════┬══════════┤Забалансовые│
│                            │         │   В+С1   │    С2    │            │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│Всего в нераспределенном    │   46    │ 356 642  │  56 542  │  142 780   │
│фонде, в т.ч.:              │         │          │          │            │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│                            │         │  52 202  │   7 604  │   72 370   │
│    коренные                │   11    │ ═══════  │  ══════  │  ═══════   │
│                            │         │ 251 866  │  54 614  │  111 601   │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│                            │         │ 165 334  │  5 312   │  185 010   │
│    россыпные               │   35    │ ═══════  │  ═════   │  ═══════   │
│                            │         │ 104 776  │  1 928   │   31 179   │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│                            │         │  9 390   │  3 152   │            │
│    техногенные             │         │  ═════   │  ═════   │            │
│                            │         │  3 317   │  1 419   │            │
└════════════════════════════┴═════════┴══════════┴══════════┴════════════…


Основными особенностями разведанных запасов олова в Республике Саха (Якутия) являются:

масштабность имеющихся сырьевых ресурсов в кондиционных параметрах, рассчитанных в 50-х - 90-х годах прошлого столетия;

концентрация основных балансовых запасов олова в нескольких крупных месторождениях, подготовленных к промышленной эксплуатации;

относительно высокое технологическое качество руд и песков в ряде месторождений, среднее содержание олова в которых выше, чем в других оловосодержащих месторождениях России;

наличие весьма значительных объемов разведанных запасов россыпного олова;

наличие разведанных попутных компонентов месторождений Северо-Янского района (вольфрам, флюорит, индий, висмут и другие драгоценные металлы), не имеющих особой промышленной ценности, с возможным извлечением попутно при металлургическом переделе в незначительных количествах;

комплексный характер некоторых месторождений Центрально-Янского и Южно-Янского рудных районов с извлекаемыми запасами вольфрама, кобальта, меди, серебра, золота, мышьяка, индия и др. (таблица 9);

слабая конкурентоспособность в мире, вызванная относительно низкими средними содержаниями олова (в 2,15 - 2,85 раза ниже), сложными географо-экономическими и горно-геологическими условиями (таблица 7);

ухудшение качества остаточных запасов по частично отработанным месторождениям (снижение среднего содержания олова по месторождениям в целом) вследствие выборочной отработки богатых частей месторождений в 1993 - 2008 г.г. в целях снижения убыточности горнодобывающего предприятия;

наличие отдельных месторождений и участков с относительно высокими содержаниями олова.


2.3. Характеристика инфраструктуры оловорудных районов


Транспортная инфраструктура района расположения оловорудных районов представлена речным, автомобильным и воздушным транспортом.

Речной транспорт осуществляется по реке Яна через речные порты Усть-Куйга и Нижнеянск, далее по арктической транспортной артерии моря Лаптевых с выходом по реке Лена до порта Осетрово. Навигационный период речного транспорта ограничивается 120 днями. Общее расстояние до Новосибирского оловорудного комбината (НОК) составляет более 6 000 км.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»