ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2012 года N 107
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОЛОВОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2020 ГОДЫ
В целях дальнейшего развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) (Осипов М.А.) совместно с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (Ковалев Л.Н.), Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Колодезников А.З.), Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (Винокуров С.В.) в срок до 10 апреля 2012 года разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы.
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Маринычева П.А.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОЛОВОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2020 ГОДЫ
Наименование документа | Концепция развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия) в 2012 - 2020 годы |
Наименование главного распорядителя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) | Мероприятия Концепции финансируются за счет заемных и собственных средств юридических лиц и средств Федеральных целевых программ. Средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не предусмотрено |
Цели и задачи Концепции | Цель Концепции: разработка мер восстановления и дальнейшего развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия). Задачи Концепции: консолидация ресурсов предприятий-недропользователей; стимулирование деятельности инвесторов, предприятий - недропользователей; принятие мер по государственной поддержке; государственно-частное партнерство для строительства объектов инфраструктуры; снижение затрат и повышение эффективности производства |
Срок реализации Концепции | 2012 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | средства недропользователей - 7 241 млн. руб., средства ФЦП: 1 вариант - 5 645 млн. руб., 2 вариант - 10 915 млн. руб. Всего по 1 варианту: - 12 886 млн. руб. Всего по 2 варианту - 18 156 млн. руб. Кроме того, автодорога - 79 690 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции и показатели социально-экономической эффективности | способствование дальнейшему развитию горнодобывающей промышленности в континентальной части и арктическом шельфе Северо-Востока страны, возрождению Северного морского пути и укреплению, в целом, геополитических интересов России в арктическом регионе; содействие социально-экономическому развитию Усть-Янского района Республики Саха (Якутия); развитие энергетической и транспортной инфраструктуры Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) и арктических районов республики в целом; создание не менее 2 000 новых рабочих мест в горнодобывающей промышленности и в отраслях производства, обеспечивающих деятельность горнообогатительного производства; увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты и бюджеты Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации; снижение зависимости промышленности России от импорта олова, возможность экспорта олова |
Настоящая Концепция разработана в соответствии с поручением от 25 февраля 2009 года N ВП-П9-1051 Председателя Правительства Российской Федерации, распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2009 года N 1059-р "О рабочей группе по разработке Стратегии развития оловодобычи на территории Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2015 годы".
Основной целью Концепции на планируемый период 2012 - 2020 г.г. является разработка мер восстановления и дальнейшего развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия). Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
стимулирование деятельности инвесторов, предприятий-недропользователей;
принятие мер по государственной поддержке;
государственно-частное партнерство для строительства объектов инфраструктуры;
снижение затрат и повышение эффективности производства.
В результате реализации комплекса мер по достижению целевого назначения Концепции ожидается:
способствование дальнейшему развитию горнодобывающей промышленности в континентальной части и арктическом шельфе Северо-Востока страны, возрождению Северного морского пути и укреплению, в целом, геополитических интересов России в арктическом регионе;
содействие социально-экономическому развитию Усть-Янского района Республики Саха (Якутия);
развитие энергетической и транспортной инфраструктуры Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) и арктических районов республики в целом;
создание не менее 2 000 новых рабочих мест в горнодобывающей промышленности и в отраслях производства, обеспечивающих деятельность горнообогатительного производства;
увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты и бюджеты Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;
снижение зависимости промышленности России от импорта олова, возможность экспорта олова.
Олово - один из важнейших видов минерального сырья, широко используется в промышленности, в основном, как безопасное, нетоксичное, коррозионностойкое покрытие в чистом виде или в сплавах с другими металлами. Главное промышленное применение олова - в белой жести (луженое железо) для изготовления тары пищевых консервов. Для этих целей расходуется около 33% всего добываемого олова. До 60% производимого олова используется в виде различных сплавов с медью, медью и цинком, медью и сурьмой (подшипниковый сплав или баббит), с цинком (упаковочная фольга) и в виде оловянно-свинцовых и оловянно-цинковых припоев. Олово способно прокатываться в тонкую фольгу - станиоль, такая фольга находит применение при производстве конденсаторов, органных труб, посуды, художественных изделий. Олово применяют в сплаве с серой в составе красок, имитирующих позолоту ("сусальное золото"). Другой известный сплав - пьютер - используется для изготовления посуды. В последнее время возрождается интерес к использованию металла, поскольку он наиболее "экологичен" среди тяжелых цветных металлов. Кроме того, олово используется для создания сверхпроводящих проводов на основе интерметаллического соединения с ниобием, является важнейшим легирующим компонентом при получении конструкционных сплавов титана.
Советский Союз был крупнейшим производителем и потребителем олова. В 1990 году по стране эксплуатировалось более 90 месторождений олова (30 коренных и 60 россыпных), разрабатывавшихся 12 горнообогатительными комбинатами с их рудниками, приисками, старательскими артелями и обогатительными фабриками. Годовой объем добычи олова по стране составлял 17,1 тыс. т.
Оловодобывающая промышленность на территории Республики Саха (Якутия) начала развиваться с 40-х годов XX века с открытием перспективных промышленных месторождений олова в Яно-Адычанском районе. С 1951 до конца 80-х годов добыча олова проводилась из россыпных месторождений. С декабря 1989 года, с вводом Депутатского оловорудного комбината Якутия стала основным поставщиком олова и поспособствовала полному удовлетворению потребности страны за счет собственного производства, Советский Союз перестал импортировать олово. Депутатский ГОК в 1989 - 1992 г.г. добывал около 6 тыс. т металлического олова, что составляло до 35% добычи по стране.
В начале 90-х годов, кроме Депутатского месторождения, одновременно разрабатывались 10 - 13 россыпных месторождений олова, удаленных друг от друга на расстоянии до 300 км. Наличие рассредоточенной на огромной площади производственной инфраструктуры, содержание на балансе Депутатского ГОК-а пяти поселков с населением около 20 тыс. человек обуславливало отвлечение больших финансовых ресурсов на жизнеобеспечение и сезонный завоз топливно-энергетических ресурсов. Затраты, связанные с содержанием поселков, включались в себестоимость товарной продукции и в конечном счете в 1993 и 1994 г.г. затраты на производство в 2 раза превысили объем продукции. Дальнейшее развитие производства по добыче олова на территории республики по действующей схеме централизованной экономики стало невозможным по ряду объективных и субъективных факторов. Необходимо отметить, что по причине убыточности в 1992 - 1997 г.г. прекратили существование большинство оловодобывающих предприятий страны.
Несмотря на различные организационные, юридические, технические, финансово-экономические, реорганизационные меры, предпринятые в 1993 - 2008 г.г. руководством оловодобывающего предприятия, при активной поддержке Правительства Республики Саха (Якутия), объем добычи олова на территории Республики Саха (Якутия) постоянно снижался, и в 2008 году добыча была полностью остановлена по причине банкротства ООО "Сахаолово". Основными причинами полной остановки оловодобычи являются высокие затраты на добычу и производство олова, связанные с суровыми климатическими условиями, сложной сезонной транспортной схемой завоза грузов и вывоза продукции, отсутствием круглогодичных дорог, централизованного энергоснабжения, постоянным повышением цен на дизельное топливо, нехваткой оборотных средств и т.д.
Сырьевая база олова Российской Федерации представлена 214 (88 коренных и 126 россыпных) месторождениями с запасами олова в 1,7 млн. т. Практически все они сосредоточены на Дальнем Востоке. В целом, среднее содержание олова в рудах разведанных коренных месторождений составляет 0,32%, в песках россыпей - 0,63 кг/куб. м. Хотя по количеству разведанных запасов олова Россия, наряду с Китаем и Бразилией, входит в тройку мировых лидеров, основной характеристикой российских месторождений олова является слабая конкурентоспособность, вызванная низкими содержаниями олова, сложными географо-экономическими и горно-геологическими условиями отработки по сравнению с сырьевой базой зарубежных стран (таблица 7).
Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим сырьевым регионам страны по олову. Здесь, в пределах выделенной Якутской оловоносной провинции, в 13 коренных и 37 россыпных месторождениях сосредоточено около 37% разведанных запасов олова и 30% прогнозных ресурсов страны. Запасы олова по данным месторождениям были подсчитаны в 1955 - 1990 г.г. по кондиционным параметрам времен советской централизованной системы экономики (таблица 1).
Основные оловоносные месторождения республики сосредоточены в Северо-Янском, Центрально-Янском и Южно-Янском оловорудных районах (рис. 1).
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Балансовые запасы олова по Республике Саха (Якутия) на 1 января 2010 г.
руда - тыс. т, пески - тыс. куб. м, олово - т
┌════════════════════════════┬═════════┬═════════════════════┬════════════‰
│ │ Кол-во │ Балансовые │ │
│ Переделы │местор-й ├══════════┬══════════┤Забалансовые│
│ │ │ В+С1 │ С2 │ │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│Всего олово по Республике │ 50 │ 630 731 │ 139 705 │ 163 196 │
│Саха (Якутия), в т.ч.: │ │ │ │ │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│ │ │ 69 702 │ 14 526 │ 74 146 │
│ коренные │ 13 │ ═══════ │ ═══════ │ ═══════ │
│ │ │ 457 013 │ 125 799 │ 117 715 │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│ │ │ 250 016 │ 16 314 │ 234 054 │
│ россыпные │ 37 │ ═══════ │ ══════ │ ═══════ │
│ │ │ 173 718 │ 13 906 │ 45 481 │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│ │ │ 9 430 │ 3 152 │ │
│ техногенные │ │ ═════ │ ═════ │ │
│ │ │ 4 009 │ 1 419 │ │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│Всего в распределенном │ 4 │ 274 089 │ 83 163 │ 20 416 │
│фонде, в т.ч.: │ │ │ │ │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│ │ │ 17 500 │ 6 922 │ 1 776 │
│ коренные │ 2 │ ═══════ │ ══════ │ ═════ │
│ │ │ 205 147 │ 71 185 │ 6 114 │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│ │ │ 84 682 │ 11 002 │ 49 044 │
│ россыпные │ 2 │ ══════ │ ══════ │ ══════ │
│ │ │ 68 942 │ 11 978 │ 14 302 │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│ │ │ 40 │ │ │
│ техногенные │ │ ═══ │ │ │
│ │ │ 692 │ │ │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┴══════════┼════════════┤
│ │ Кол-во │ Балансовые │ │
│ Переделы │местор-й ├══════════┬══════════┤Забалансовые│
│ │ │ В+С1 │ С2 │ │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│Всего в нераспределенном │ 46 │ 356 642 │ 56 542 │ 142 780 │
│фонде, в т.ч.: │ │ │ │ │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│ │ │ 52 202 │ 7 604 │ 72 370 │
│ коренные │ 11 │ ═══════ │ ══════ │ ═══════ │
│ │ │ 251 866 │ 54 614 │ 111 601 │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│ │ │ 165 334 │ 5 312 │ 185 010 │
│ россыпные │ 35 │ ═══════ │ ═════ │ ═══════ │
│ │ │ 104 776 │ 1 928 │ 31 179 │
├════════════════════════════┼═════════┼══════════┼══════════┼════════════┤
│ │ │ 9 390 │ 3 152 │ │
│ техногенные │ │ ═════ │ ═════ │ │
│ │ │ 3 317 │ 1 419 │ │
└════════════════════════════┴═════════┴══════════┴══════════┴════════════…
Основными особенностями разведанных запасов олова в Республике Саха (Якутия) являются:
масштабность имеющихся сырьевых ресурсов в кондиционных параметрах, рассчитанных в 50-х - 90-х годах прошлого столетия;
концентрация основных балансовых запасов олова в нескольких крупных месторождениях, подготовленных к промышленной эксплуатации;
относительно высокое технологическое качество руд и песков в ряде месторождений, среднее содержание олова в которых выше, чем в других оловосодержащих месторождениях России;
наличие весьма значительных объемов разведанных запасов россыпного олова;
наличие разведанных попутных компонентов месторождений Северо-Янского района (вольфрам, флюорит, индий, висмут и другие драгоценные металлы), не имеющих особой промышленной ценности, с возможным извлечением попутно при металлургическом переделе в незначительных количествах;
комплексный характер некоторых месторождений Центрально-Янского и Южно-Янского рудных районов с извлекаемыми запасами вольфрама, кобальта, меди, серебра, золота, мышьяка, индия и др. (таблица 9);
слабая конкурентоспособность в мире, вызванная относительно низкими средними содержаниями олова (в 2,15 - 2,85 раза ниже), сложными географо-экономическими и горно-геологическими условиями (таблица 7);
ухудшение качества остаточных запасов по частично отработанным месторождениям (снижение среднего содержания олова по месторождениям в целом) вследствие выборочной отработки богатых частей месторождений в 1993 - 2008 г.г. в целях снижения убыточности горнодобывающего предприятия;
наличие отдельных месторождений и участков с относительно высокими содержаниями олова.
Транспортная инфраструктура района расположения оловорудных районов представлена речным, автомобильным и воздушным транспортом.
Речной транспорт осуществляется по реке Яна через речные порты Усть-Куйга и Нижнеянск, далее по арктической транспортной артерии моря Лаптевых с выходом по реке Лена до порта Осетрово. Навигационный период речного транспорта ограничивается 120 днями. Общее расстояние до Новосибирского оловорудного комбината (НОК) составляет более 6 000 км.