Руководством Российской Федерации определены ключевые задачи бюджетной политики - модернизация экономики страны, создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и долгосрочного устойчивого развития. Решение этих задач в значительной степени зависит от продуманной и взвешенной бюджетной и налоговой политики не только на федеральном уровне, но прежде всего - на региональном и муниципальном уровнях.
В текущем году в республике в развитие программно-целевого метода планирования экономики принята новая система планирования, предусматривающая переход на программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) впервые за последние годы разработаны на пятилетний период.
Новая система планирования, ориентированная на конечный результат, и переход на программно-целевой принцип формирования и исполнения государственного бюджета республики должны обеспечить сбалансированность государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Для реализации этих целей перед исполнительными органами государственной власти республики ставятся следующие задачи:
1. Принятие и реализация долгосрочной Бюджетной стратегии Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основных направлений до 2030 года, предусматривающей финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов реализации Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основных направлений до 2030 года.
2. Особое внимание должно быть уделено увеличению доходной части бюджета через обеспечение полноты учета налогоплательщиков, привлечение на территорию республики перспективных налогоплательщиков, индивидуальную работу с крупными налогоплательщиками.
Будет разработан и реализован долгосрочный Комплексный план по повышению поступления налоговых и неналоговых доходов и снижению недоимки в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия), предусматривающий реализацию мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения.
3. Повышение эффективности бюджетных расходов через реализацию следующих мероприятий:
внедрение системы конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Республики Саха (Якутия);
установление индикативных значений показателей расходов по направлениям государственной политики (государственных программ) и усиление ответственности исполнительных органов государственной власти за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
стимулирование разработки и принятия муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, которые должны включать переход на программно-целевой и среднесрочный принципы формирования местных бюджетов, начиная с 2013 года;
принятие новых расходных обязательств только при наличии четкой оценки последствий принятия такого решения на возможности бюджета;
внедрение системы бюджетных закупок Республики Саха (Якутия).
4. В целях сокращения дефицита бюджета необходимо вести взвешенную долговую политику по привлечению заемных средств, необходимых для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, способствующих развитию доходной базы бюджета.
5. Усиление государственного, муниципального и внутриведомственного финансового контроля путем создания контрольно-счетных органов муниципальных образований и формирования единого плана работы контрольных органов.
Налоговая политика республики должна носить стимулирующий характер влияния на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции. Реализация указанной цели должна производиться путем совершенствования налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы для:
создания новых и инновационных производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего, в высокотехнологичных секторах;
обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;
устранения инфраструктурных ограничений экономического роста.
Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений.