Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)


II. Состояние чтения и проблемы его поддержки и развития

Как показал многовековой опыт человечества, одним из наиболее эффективных средств получения информации, гармоничного и последовательного формирования и совершенствования духовного мира человека является чтение. Через чтение передаются не только знания и информация, но и духовный и эмоциональный опыт человечества, его боль и страдания, мучительный поиск истины, ответов на самые важные вопросы, волнующие человека. Чтение способствует гармоничному развитию как интеллектуальной, так и эмоциональной сторон личности, поэтому оно является важным средством воспитания подрастающих поколений.

В настоящее время в России сложилась совершенно новая социокультурная ситуация вокруг чтения, которая характеризуется следующими основными тенденциями:

1. Происходит сокращение количества читающих людей. По данным последних исследований доля населения, не читающего книги, составляет более 40%.

2. Дифференциация, расслоение читающей аудитории по месту проживания, имущественному, возрастному, образовательному, гендерному признакам. Растет разрыв между массовым читателем и элитой, молодыми и пожилыми читателями, жителями больших и малых населенных пунктов, центра и провинции.

3. Наблюдается снижение общего уровня грамотности и культурной компетентности населения. Сегодня, по данным международного исследования PISA, по уровню грамотности подростков Россия отстает от развитых стран мира. Происходит ухудшение качества чтения, которое проявляется в неумении многих читателей работать с текстом, неспособности к чтению длинных текстов, фрагментарности и поверхностности восприятия прочитанного.

4. Свободное досуговое чтение уступило место деловому, основной целью посещения библиотек стало выполнение заданий учителя, написание рефератов и подготовка докладов. Чтение вытеснено с одного из первых мест в ряду досуговых предпочтений россиян, где лидерство в настоящий период принадлежит телевидению, которое играет большую роль в формировании общественного сознания, образа жизни, создании кумиров и образцов для подражания.

5. Недостаток настоящих лидеров чтения, транслирующих духовные ценности, формирующих культурные образцы, сокращение влияния на формирование круга чтения россиян писательского сообщества, школы библиотек.

6. В связи со стремительным развитием информационных технологий постепенно меняется форма книги, поэтому появилась новая категория читателей, отдающая предпочтение так называемому электронному чтению. По последним данным, доля людей, читающих электронные книги, уже составляет более четверти читающего населения. Это, прежде всего, молодежь, образованные и обеспеченные слои населения.

7. Среди мотивов чтения преобладают развлекательные, релаксационные, а также деловые, прикладные. Круг чтения основной части читающего населения составляет популярная беллетристика, литература практического, прикладного назначения, а также учебная. Из периодических изданий наиболее читаемы еженедельные газеты, в основном местные, тонкие развлекательные и гламурные журналы. Научно-популярные и особенно толстые художественные журналы, ежедневные центральные газеты практически не читаются массовым читателем.

8. Уходят традиции семейного чтения, семья все меньше влияет на формирование читающего человека, содержание детского чтения. Сокращается количество и размеры домашних библиотек, многие семьи не имеют возможности покупать книги и подписываться на периодические издания.

9. В последние годы происходит сокращение пользования библиотеками, что связано, прежде всего, с недостаточным обновлением библиотечных фондов, слабой материально-технической базой многих библиотек, низким уровнем их модернизации.

Библиотечная статистика и данные социологических исследований показывают, что в республике наблюдаются те же тенденции, что и в целом по России. За последние 5 лет количество читателей общедоступных библиотек сократилось на 7,5 тыс., особенно заметно уменьшилось посещение библиотек молодежью и подростками. По сравнению с данными опросов 1980 - 90-х г.г., когда чтение занимало одно из первых мест в ряду самых распространенных занятий в свободное время, сейчас все больше детей и подростков отдают предпочтение просмотру телепередач и компьютерным играм. По данным исследования детского чтения, проведенного Центром для детей и юношества Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), самой нужной вещью для себя дети назвали компьютер, на втором месте - поездка в Диснейленд, книга оказалась на третьем месте. Исследование юношеского чтения также показало, что в свободное время 57% молодежи предпочитают просмотр телепередач, а чтение - только 34%.

На общее состояние чтения, особенно детского, оказывает влияние утрата традиций семейного чтения. Первый период читательского развития детей происходит в семье и в этом велика роль родителей. Однако, по данным республиканского социологического исследования "Семейное чтение в зеркале социологии", проведенного Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия), 60% родителей не обращают достаточного внимания на чтение своих детей, не читают вместе с ними, не беседуют о прочитанном.

Главную роль в поддержке и развитии чтения играют общедоступные библиотеки, которые предоставляют возможности для чтения всему населению независимо от уровня достатка, социального положения, возраста, места жительства и т.д. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) система общедоступных библиотек представлена 526 государственными и муниципальными библиотеками, которые обслуживают 50% населения. Библиотеками проводится большая целенаправленная работа по привлечению к чтению, продвижению лучших изданий, воспитанию культуры чтения. Библиотеки в последние годы активизировали работу по мониторингу чтения различных категорий населения. Особое внимание уделяется изучению чтения детей и юношества: только за последние годы проведены республиканские социологические исследования "Чтение детьми литературы на якутском языке", "Чтение детьми литературы на языках народов Севера", "Семейное чтение в зеркале социологии". Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ведет разработку научной темы "Книжная культура Якутии", которая включает изучение истории и современного состояния чтения, книгоиздания, книгораспространения, библиотечного обслуживания населения.

С целью поддержки чтения библиотеками разработаны и реализуются улусные, поселенческие, внутрибиблиотечные программы и проекты, такие как районная целевая программа "Читающий Ленский район", улусные программы "Читающая Олекма", "Читающий Хангаласский улус", "Концепция поддержки и развития чтения в МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы" и многие другие. Особое внимание библиотеки уделяют поддержке и развитию детского чтения. Регулярно проводятся Недели детской и юношеской книги, читательские конкурсы, организуются праздники книги, беседы, библиотечные уроки и т.д. В последние годы усилилась работа по внедрению современных технологий читательского развития. Проводится регулярное обучение библиотечных специалистов методикам и технологиям работы по продвижению чтения.

Однако недостаточное обновление библиотечных фондов, слабая материально-техническая база многих библиотек, медленные темпы внедрения современных технологий приводят к сокращению пользования библиотеками. В связи с этим необходимы модернизация библиотек, существенное улучшение комплектования их фондов, более активное внедрение современных технологий приобщения к чтению и рекламы библиотек. Важно также усилить работу по формированию круга чтения, рекомендации лучших книг и обучению культуре чтения.

Важным институтом приобщения к чтению являются образовательные учреждения, прежде всего школы. Именно в школе многие дети учатся читать, закладываются основы их грамотности, культуры чтения, умения работать с текстом. Значение школы и школьной библиотеки в приобщении детей к чтению возрастает в связи с тем, что традиции семейного чтения уходят из культуры, родители все меньше внимания уделяют содержанию и качеству чтения своих детей.

В этом плане многое делают школьные библиотеки, которые играют важную роль в приобщении детей к чтению и организации их внеклассного чтения. Школьные библиотеки организуют разнообразные культурно-просветительские и творческие мероприятия для школьников, которые способствуют пропаганде лучших образцов мировой литературы, проводят библиотечные уроки и классные часы, направленные на формирование культуры чтения школьников. В ряде школ разрабатываются и реализуются программы и проекты по поддержке чтения детей и подростков, на уровне образовательных учреждений разработаны школьные Концепции поддержки чтения. Остается актуальной проблема обеспечения школьных библиотек художественной литературой, периодическими изданиями, а также повышения квалификации школьных библиотекарей.

Состояние чтения во многом зависит от уровня книгоиздания и наличия развитой системы книгораспространения. Книгоиздание в Республике Саха (Якутия) представлено 53 издающими организациями, среди которых важную роль играет Национальное книжное издательство "Бичик". По постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) книги от каждого тиража социально значимых изданий передаются в общедоступные библиотеки, что обеспечивает их доступность для всех слоев населения республики. Однако, несмотря на значительные успехи якутского книгоиздания, репертуар издаваемой книжной продукции не вполне отвечает потребностям населения. Недостаточно издается краеведческая литература на русском языке, мало переводов якутских писателей на русский язык. Необходимы возрождение практики государственного заказа на создание актуальных литературных произведений, активизация переводческой деятельности, расширение издания книг, поднимающих актуальные современные проблемы, в том числе для детей и молодежи. Необходимо также развивать электронное книгоиздание, поощрять выпуск социально значимых электронных книг краеведческого содержания на якутском языке и языках народов Севера.

На состояние чтения влияет также система книгораспространения. Книжная торговля в республике представлена негосударственными книготорговыми предприятиями, которые находятся, в основном, в г. Якутске и промышленных районах, что обуславливает неравные возможности приобщения к чтению жителей города и села, центральных и арктических улусов. В связи с этим необходимы стимулирование предпринимательства в сфере книжной торговли, поощрение тех книготорговых предприятий, которые проводят работу по привлечению к чтению, использование разнообразных форм доведения печатной продукции до жителей отдаленных населенных пунктов.

В приобщении к чтению большую роль играют творческие союзы писателей и журналистов, СМИ, общество "Знание". Однако возможности СМИ, Интернет-сообщества, общественных организаций, волонтерского движения, а также бизнеса используются недостаточно. В продвижении чтения необходимо дальнейшее развитие разнообразных форм частно-государственного и социального партнерства.

Используемые в работе по продвижению чтения формы, методы и технологии не всегда соответствуют реалиям и потребностям сегодняшнего дня. В работе по поддержке и развитию чтения в основном используются формы массовой работы, которые позволяют охватить большое количество людей, но зачастую не дают ощутимого эффекта. Недостаточно проводится групповая работа и индивидуальная работа, которая требует больших затрат времени и сил, но позволяет получить более глубокие и прочные результаты, расширить читательскую аудиторию и повысить уровень читательской компетенции людей. Необходима адресная работа с нечитающими и слабо читающими людьми, а также с теми, кому необходима поддержка в поиске и выборе литературы, в обучении навыкам чтения и технологиям углубленной работы с текстом.

В деятельности по популяризации чтения, обучении эффективным технологиям и методикам чтения недостаточно используются возможности современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют не только модернизировать формы данной работы, но и привлечь к чтению и работе по его популяризации такие целевые аудитории, как дети и молодежь, активных пользователей социальных сетей, блоггеров и т.д.

Для достижения результатов в этой работе необходима комплексная подготовка руководителей и лидеров чтения, владеющих современными технологиями продвижения чтения, что потребует разработки методических рекомендаций и обучающих программ для библиотекарей, родителей, воспитателей, педагогов. Для получения достоверной картины состояния чтения и его динамики важно развивать научные исследования книжной культуры и мониторинг чтения различных категорий населения.

Проблемы в области чтения в Республике Саха (Якутия) носят комплексный характер, что требует принятия системных мер, консолидации усилий органов власти и управления, библиотек, образовательных учреждений и всей общественности республики. Как показывает мировой опыт, положительные результаты дает разработка целевых программ и концепций. В Российской Федерации в 2006 г. принята Национальная программа поддержки и развития чтения. Для ее реализации разработаны и реализуются региональные и муниципальные программы и концепции поддержки и развития чтения, такие как Программа поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге, "Читающая Хакасия", мегапроект "Читающий Урал - настоящая Россия", Целевая программа поддержки и развития чтения в Калининградской области, Программа мероприятий по поддержке и пропаганде чтения в городе Москве, "Концепция поддержки развития детского и юношеского чтения в Челябинской области" и другие. Реализация Концепции поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия) позволит решать проблемы продвижения чтения в Республике Саха (Якутия) в комплексе, сконцентрировать в этом направлении усилия органов власти и управления, библиотек, образовательных учреждений и всей общественности республики.