Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ


 2. Цель, направления и задачи

Реализация проектной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы (далее - Программа) должна способствовать решению проблем в воспитании детей, улучшению условий работы педагогических работников и специалистов всех социальных институтов, занимающихся воспитанием, и нацелена на модернизацию системы воспитания детей в Республике Саха (Якутия).

В целях эффективной реализации Программы необходимо усилить работу по следующим направлениям воспитания:

Развитие системы гражданско-патриотического воспитания детей.

Система гражданско-патриотического воспитания должна развиваться в школе и вне школы за счет организационного и функционального включения в нее возможно большей части представителей местного сообщества, структурных подразделений, учреждений и служб органов местного самоуправления, коммерческих организаций, социальных групп и самоорганизованных социальных сообществ (некоммерческих, общественных организаций), оказывая обучающее и воспитательное воздействие на всех участников процесса и создавая не только внутри, но и вокруг школы единое реальное воспитательное пространство гражданской инициативы и общественной деятельности. В этой системе реальные социально-экономические местные проблемы должны стать "наглядными пособиями" и практическим материалом для обучения и развития гражданской, общественной активности учеников, их родителей и педагогов, других вовлекаемых членов местного сообщества. Расширяя круг задач и решаемых социальных проблем из списка реальных проблем местного, окружающего школу сообщества, в качестве обучающего практического материала такая система развивается в систему государственно-общественного социального партнерства. Но центром такой организационной системы государственно-общественного управления делами местного сообщества и ее организующим элементом является школа и ее воспитательная система. При этом расширяются возможности школы по привлечению внебюджетных финансовых средств и иных дополнительных ресурсов как на нужды образования, так на развитие организационных структур местного сообщества.

Развитие системы дополнительного образования детей.

Существующий уровень дополнительного образования в республике имеет три отличительные особенности, позволяющие считать его основным механизмом в реализации этого направления воспитания.

Во-первых, дополнительное образование выступает как технология организации насыщенного досуга детей и подростков, их включения в культуросообразную содержательную деятельность и построения дружественных детям социальных зон с грантовой и иной финансовой поддержкой юных талантов.

Во-вторых, в дополнительном образовании имеются действующие образцы технологий создания воспитательных "сред" и инфраструктур на основе процессов самоопределения - модульные программы; форумы; фестивали и т.д., требующие разработки норм и нормативов финансового, материально-технического обеспечения.

В-третьих, дополнительное образование республики имеет в своем арсенале как опыт масштабного применения программно-проектных форм организации добровольного воспитания детей и подростков, так и опыт индивидуально-личностного подхода к детям, что предусматривает создание базы данных одаренных детей с проведением ежегодного мониторинга.

На наш взгляд, сейчас важно не только сохранение сети доступных бесплатных учреждений дополнительного образования детей, адресной доступности кружков, секций, клубов, но и расширение вариативности образовательных программ, обеспечение альтернативности выбора; развитие востребованных направлений дополнительного образования детей; интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования.

Развитие научно-технического творчества детей.

Для наиболее полного удовлетворения потребностей республики в переподготовке и повышении квалификации руководящих и педагогических кадров технической направленности целесообразно проводить курсы, семинары-практикумы совместно с приглашением ведущих российских ученых, педагогов-инноваторов, преподавателей республиканских технических высших учебных заведений по инновационным направлениям технического творчества, таким как робототехника, нанотехнологии, энергосберегающие технологии и другие.

Для занятий техническим творчеством требуются современные помещения, станки, оборудования, материалы, инструменты, специальные тренировочные площадки для испытания моделей, кордодромы, трассы для моделей, транспортные средства.

Развитие экологического воспитания детей.

В условиях экспансии компьютерных технологий в сознании подрастающего поколения, усиления гиподинамии и т.п., в целях гармоничного развития детей и молодежи необходимо усиление деятельности по детскому туризму, экологическим лагерям, экспедициям и летним полевым школам.

Для внедрения и реализации инновационных технологий в организации дополнительного образования детей эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности, а также для укрепления материально-технической базы станций юных натуралистов, станций юных туристов, экологических центров необходимы соответствующие финансовые вложения государственных органов.

Проблема формирования экологической компетентности у подрастающего поколения - это не только дело одних учителей-предметников естественного цикла, это всенародное дело, в которое необходимо включить новые механизмы. Например, создание социально-педагогического партнерства, где будут участвовать министерства и ведомства, муниципальные образовательные учреждения, различного уровня структуры, подразделения, учреждения и т.д. В результате такой комплексной деятельности постепенно у подрастающего поколения будут формироваться экологическое сознание, мышление и они станут экологически высококультурными людьми. Данная проблема с каждым годом углубляется, поэтому необходима модернизация экологического образования с применением новых подходов, новых методов, ориентированных на жизненно-практическую деятельность, включающих экологизацию всех видов деятельности, соответствующую основным принципам устойчивого развития государства.

В целях поддержки гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи через деятельность школьных музеев предусмотреть штат руководителя школьного музея во всех образовательных учреждениях.

Рассмотреть вопрос финансирования строительства зданий школьных музеев при образовательных учреждениях. Обеспечить компьютерной и другой оргтехникой школьные музеи для развития информационно-коммуникационных технологий.

Совершенствование работы по профилактике аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних, организация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению в общеобразовательных учреждениях.

Организовать и провести республиканский конкурс психолого-педагогических программ "Новые технологии для Новой школы" (2012 год); научно-исследовательскую экспедицию по изучению медико-социальных, экологических и культурально-этнических факторов в формировании деструктивного поведения несовершеннолетних (апрель 2012 года), республиканскую научно-практическую конференцию "Ради здорового будущего" по проблемам аддиктивного, авитального (суицидального) поведения несовершеннолетних (декабрь 2013 года); республиканский семинар-практикум для педагогов-логопедов, учителей общеобразовательных школ, родителей "Актуальные проблемы обучения детей с нарушениями речи" (ноябрь 2014 года); республиканский обучающий семинар для директоров, завучей общеобразовательных учреждений "Организация психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении" (ноябрь 2015 года).