Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 октября 2012 года N 1182-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства РС(Я) от 07.11.2017 N 1397-р.
____________________________________________________________________

В целях координации и реализации государственной политики по обеспечению условий для развития детей и молодежи, модернизации системы образования в республике, консолидации усилий министерств и ведомств в решении проблем воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия):

1. Утвердить прилагаемую проектную программу развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы (далее - Программа).

2. Определить координатором Программы Министерство образования Республики Саха (Якутия).

3. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Владимиров А.С.), Министерству по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия) (Подголов А.Г.), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Дегтярев Н.Н.), Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Борисов А.С.) предусмотреть финансирование Программы за счет государственных программ Республики Саха (Якутия).

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия):

4.1. Обеспечить долевое финансирование Программы за счет местного бюджета и внебюджетных средств, разработав улусные (районные) программы по развитию воспитания детей и молодежи.

4.2. Развивать благотворительную и спонсорскую деятельность физических и юридических лиц по финансированию мероприятий Программы.

5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.

6. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА





Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 30 октября 2012 года N 1182-р

ПРОЕКТНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ

ПАСПОРТ

┌═══════════════┬═════════════════════════════════════════════════════════‰
│Основание   для│ Закон Российской Федерации от 10.07.1992  N  3266-I  "Об│
│разработки     │образовании";                                            │
│Программы      │ Закон Российской Федерации от 24.07.1998  N  124-ФЗ  "Об│
│               │основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; │
│               │ Закон Российской Федерации от 24.06.1999  N  120-ФЗ  "Об│
│               │основах    системы    профилактики    безнадзорности    и│
│               │правонарушений несовершеннолетних";                      │
│               │ Закон Республики Саха (Якутия) от 01.07.1994 З N 23-I "О│
│               │правах ребенка";                                         │
│               │ Закон Республики Саха (Якутия) от 23.05.1995  З  N  59-I│
│               │"Об образовании";                                        │
│               │ Закон Республики Саха (Якутия) от 03.12.1998 З  N  49-II│
│               │"О государственной молодежной политике в Республике  Саха│
│               │(Якутия)";                                               │
│               │ Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761│
│               │"О Национальной стратегии действий в интересах  детей  на│
│               │2012 - 2017 годы";                                       │
│               │ Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 N│
│               │973 "О государственной программе Республики Саха (Якутия)│
│               │"Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012  -│
│               │2016 годы";                                              │
│               │ Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 N│
│               │965 "О государственной программе Республики Саха (Якутия)│
│               │"Комплексные   меры   по    реализации    государственной│
│               │антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия)  на│
│               │2012 - 2016 годы"                                        │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный│Правительство Республики Саха (Якутия)                   │
│заказчик       │                                                         │
│Программы      │                                                         │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные       │Министерство образования Республики Саха (Якутия);       │
│разработчики   │Министерство профессионального образования, подготовки  и│
│Программы      │расстановки кадров Республики Саха (Якутия);             │
│               │Министерство по молодежной политике и  спорту  Республики│
│               │Саха (Якутия)                                            │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цель  и  задачи│   Цель: развитие системы воспитания детей и молодежи    │
│Программы      │   Задачи:                                               │
│               │   создание условий социализации детей  и  молодежи,  для│
│               │формирования гражданственности,  патриотизма,  социальной│
│               │мобильности    учащихся;    обеспечение     эффективности│
│               │профилактики аддиктивного поведения детей и  молодежи,  в│
│               │том числе за счет организации и максимальной занятости  в│
│               │системе   дополнительного   образования   и    внеурочной│
│               │деятельности;                                            │
│               │   повышение        профессиональной       компетентности│
│               │педагогических кадров в области воспитания;              │
│               │   развитие межведомственного  взаимодействия  в  области│
│               │воспитания,  государственно-общественного  управления   в│
│               │системе образования;                                     │
│               │   развитие материально-технической базы в соответствии с│
│               │современными нормативами  финансирования  образовательных│
│               │учреждений;                                              │
│               │   создание и развитие  творческой  среды  для  выявления│
│               │одаренных   и    талантливых    детей    в    учреждениях│
│               │дополнительного образования, целевая поддержка  одаренных│
│               │и талантливых детей в научно-техническом  направлении,  в│
│               │профориентационной работе;                               │
│               │   введение федеральных  государственных  образовательных│
│               │стандартов нового поколения на основе интеграции ресурсов│
│               │общеобразовательного     учреждения     и      учреждения│
│               │дополнительного  образования  детей   через   организацию│
│               │внеурочной деятельности                                  │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Структура      │1. Краткий анализ современного состояния воспитания детей│
│Программы      │и молодежи в Республике Саха (Якутия)                    │
│               │2. Цель, направления и задачи                            │
│               │3. Ожидаемые результаты                                  │
│               │4. Механизм реализации                                   │
│               │5. Система мероприятий по реализации Программы           │
│               │6. Целевые индикаторы                                    │
└═══════════════┴═════════════════════════════════════════════════════════…


1. Краткий анализ современного состояния воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия)

Развитие системы воспитания и дополнительного образования в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с существующей нормативно-правовой базой, основными направлениями образовательной инициативы "Наша новая школа".

В последнее время дополнительное образование становится не менее значимым для ребенка, чем основное. Организация внеурочной деятельности является одним из требований нового стандарта. В таком варианте дополнительное образование становится основанием для образования академического.

В нашей республике сохраняется достаточно высокий уровень охвата детей дополнительным образованием. В 124 учреждениях развивают свои способности более 80 тысяч воспитанников, основной контингент составляют дети от 10 - 14 лет. Вместе с тем, доступность не всегда обеспечена качеством дополнительного образования детей. Как показал опрос, проведенный ученическим советом, летом этого года почти половина направлений дополнительного образования не востребована подростками и не вызывает интереса.

Наблюдается определенный дисбаланс в ресурсном обеспечении учреждений дополнительного образования детей по сравнению с другими категориями образовательных учреждений, в особенности по заработной плате, что негативным образом сказывается на качестве педагогических кадров. Остается актуальным вопрос методического уровня педагогической деятельности. С позиции решения педагогических задач сегодня важно стимулировать внедрение инновационного подхода в профилактике правонарушений несовершеннолетних, в укреплении связей с семьей.

Исследования последних лет свидетельствуют о радикальной смене ценностных ориентиров детей. На первый план выходит материальное благополучие и бытовой комфорт. В ценностном самосознании у современной молодежи поменялось отношение к семье, и при выборе предлагаемых жизненных ценностей "создание семьи" ставится на 12-ю позицию из 14. Выявлено не только снижение ценности семьи, но и снижение социальной ответственности за семью. Тогда как крепкие семейно-родовые связи в нашей республике всегда считались исконной традицией и ценностью и имели гораздо большее значение, чем материальные блага.

Следует отметить, что так же изменилась культура отношений между поколениями, усиливается непонимание отцов и детей. Пятая часть современных подростков находится в постоянном конфликте со своими родителями, причем количество конфликтов увеличивается по мере продвижения от младшего подросткового к юношескому возрасту.

Как известно, человек формируется в семье, поэтому очень важен приоритет ответственного родительства. Второй путь влияния на ценностные представления заключается через изменение содержания и технологий в сфере воспитания и обучения. Педагоги школ опираются в своей работе на этнопедагогические традиции сотрудничества. От родительского всеобуча система образования переходит к совместным проектам, в которых создаются условия для передачи семейных ценностных установок.

Школа имеет широкие возможности для формирования ценностных ориентиров на здоровье. По новым стандартам требуется разработка программ формирования здорового и безопасного образа жизни в каждой школе. Миссией современной школы является включение самого учащегося в процесс здорового развития. Сегодня речь идет о здоровьеразвивающем обучении и воспитании.

Республиканским центром психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования Республики Саха (Якутия) с 2006 года проводится мониторинг психологического здоровья школьников республики в рамках организации мониторингового исследования наркоситуации в среде детей и подростков Республики Саха (Якутия). По результатам мониторинга 2010 года выяснилось, что 36,8% от общего числа опрошенных детей имеют какую-либо проблему, которую они в данный момент считают для себя трудной и неразрешимой. Одним из показателей психологической зрелости личности является умение разрешать возникающие трудные жизненные ситуации. Несмотря на вышеуказанные проблемы и трудности, половина опрошенных подростков (50,71%) предпочитают самостоятельный поиск вариантов решения и выхода из этой проблемы. Примечательна направленность обвинений подростков за сложившуюся ситуацию: 5,8% опрошенных подростков обвиняет в случившемся других людей; 23,5% - самого себя. С одной стороны, это свидетельствует об ответственности за свое поведение, с другой - может быть следствием заниженной самооценки подростка.

Создаются условия для физического развития детей, укрепления их здоровья и приобщения к физической культуре и спорту. Возрастает социальная ценность спорта. Он способствует нравственному, эстетическому воспитанию детей, удовлетворению их духовных запросов и является одной из наиболее массовых форм установления дружеских интернациональных связей. Все это способствует интеграции национальных культур, интернациональному воспитанию детей, созданию комфортной поликультурной среды, в которой формируются духовно-нравственные качества ребенка. Яркое тому подтверждение - международный спортивный форум "Россия - спортивная держава", V Международные спортивные игры "Дети Азии", 30-е летние Олимпийские игры.

В данное время среди проблем в области физического воспитания и детско-юношеского спорта наиболее значимыми, на наш взгляд, являются: низкая заработная плата инструкторов дополнительных образовательных учреждений, тренеров-преподавателей детских юношеских спортивных школ и учителей физической культуры муниципальных образовательных учреждений; слабая материально-техническая база дополнительных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений, детских юношеских спортивных школ. Отсутствие финансирования на капитальный ремонт спортивных залов, сооружений, площадок и приспособленных помещений для занятий физической культурой и спортом; недостаточное финансирование выезда юных спортсменов на Всероссийские и международные соревнования (дороговизна авиабилетов как внутри республики, так и за ее пределами); для выезда учителей физической культуры и тренеров детских юношеских спортивных школ на семинары и курсы повышения квалификации в центральные города Российской Федерации и за рубеж.

Сложные климатические условия севера диктуют необходимость обращения особого внимания на организацию отдыха и оздоровления детей. Ежегодно не менее 70% детей от общего количества школьников с 1 по 10 классы обеспечены полезной занятостью, отдыхом и оздоровлением. Сохранена и расширяется инфраструктура отдыха и оздоровления детей. 1 июня 2012 года открыт новый объект - государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) "Центр отдыха и оздоровления детей "Сосновый бор". Восстановлен республиканский загородный стационарный лагерь "Эрэл" в г. Якутске и работа в этом направлении будет продолжена.

Не менее значимыми для духовно-нравственного развития личности являются такие ценности, как труд, творчество и знание. Уважение к труду, как к ценности, формируется не одним поколением педагогов. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта практическая направленность образования, требования к реализации индивидуальных проектов, социально значимой деятельности становятся условиями для достижения новых результатов в деле воспитания творческой, целеустремленной, ответственной личности.

Исходя из социального заказа на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку в общеобразовательных учреждениях, нами будет продолжена реализация Концепции дуального образования и нового проекта "Профессиональное будущее Якутии". В соответствии с вышеуказанной Концепцией до 2015 года не менее 40% старшеклассников должны иметь возможность профессиональной подготовки, в том числе по таким специальностям, как автодело, деревообработка, кузнечное дело, художественная обработка металла с применением новых технологий. В настоящее время при школах работают 84 ученические производственные бригады, каждая шестая школа осуществляет профессиональную подготовку, около 50 из них имеют самостоятельные образовательные лицензии на профподготовку.

Благодаря активному использованию информационных технологий получили возможность заниматься обучающиеся из самых отдаленных уголков республики, в том числе и из арктических улусов по следующим дополнительным образовательным программам: "Я и право", "Основы предпринимательства", "Научное проектирование в техническом творчестве детей", "Торут дор5оон", "Public relations", "IT-старт", "Будущий дипломат", "Юный музеевед".

Одним из индикаторов формирования социальной, гражданской активности детей является членство в детских общественных объединениях, выполняющее заказ общества и государства на становление социально активной личности.

В республике действует 516 детских общественных объединений с охватом 67 208 детей (44% от общего числа обучающихся 1 - 11 кл.). Этот показатель сопоставим с аналогичными показателями по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации.

Построение правового государства начинается с воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за свои действия и поступки, широкого информирования каждого о его правах и обязанностях.

Разработан ученический интернет-портал 14club.ru. Интернет-портал создан с целью правового просвещения молодежи по вопросам защиты прав детей в различных областях общественной жизни, формирования у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, духовно-нравственного развития, а также для оказания бесплатной юридической помощи несовершеннолетним. Сайт должен обеспечивать реализацию, в первую очередь, обучающих, воспитательных задач, а также информационных и развлекательных.

Развитие системы экологического образования детей республики происходит через внедрение внешкольного практического цикла экологического образования и воспитания школьников, совершенствование педагогических технологий и повышение профессиональной компетентности педагогов. Ведется целенаправленная работа по созданию возможностей современного самоопределения и ориентации учащихся в допрофессиональной и начальной профессиональной подготовке, по повышению их конкурентоспособности в жизни, с целью формирования у каждого ребенка собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

Изучая состояние дополнительных форм экологического образования в нашей республике, следует отметить повышение участия школьников в различных природоохранных объединениях, курсах, мероприятиях. Совершенствуется работа по линии Союза агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия): организованы мероприятия по повышению квалификации работников агропрофилированных школ, заключено соглашение о совместной деятельности между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и Министерством образования Республики Саха (Якутия).

Во всех направлениях модернизации образования значимое место занимает вопрос повышения кадрового потенциала. Доля педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий, в 2011 увеличилась на 20% по сравнению с 2008 годом. Доля педагогов, работающих по инновационным программам и участвующих в экспериментальной работе, также увеличилась с 7% до 10%.

Одним из основных ориентиров является создание на основе образовательных учреждений инфраструктуры пространства здоровья как результата совокупных усилий различных ведомств, общественных структур, всех заинтересованных жителей республики.

Инициативной группой педагогической общественности создано Якутское республиканское общественное движение по поддержке гражданских инициатив в воспитании и дополнительном образовании детей "Воспитание - всем обществом".

Основными направлениями деятельности движения являются поддержка гражданских инициатив в организации досуга детей, летней занятости, в профилактике безнадзорности и правонарушений, в организации всеобуча, поддержки одаренных детей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для взаимодействия с органами местного самоуправления подписаны общественные договоры о развитии государственно-общественного управления с главами муниципальных образований 18 муниципальных районов и 15 муниципальных поселений.


 2. Цель, направления и задачи

Реализация проектной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы (далее - Программа) должна способствовать решению проблем в воспитании детей, улучшению условий работы педагогических работников и специалистов всех социальных институтов, занимающихся воспитанием, и нацелена на модернизацию системы воспитания детей в Республике Саха (Якутия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»