Сильные стороны | Слабые стороны |
Политическая стабильность в стране. Высокая обеспеченность природными ресурсами: значительные запасы нефти, газа, угля, леса, гидроэнергоресурсов. Значительные перспективы роста газонефтедобычи и электроэнергетики, ориентированного на международные и общероссийские рынки. Экономическое лидерство на Дальнем Востоке по объему ВРП (производственные ресурсы), промышленной продукции, экспорту, доходам бюджета (финансовые ресурсы), вводу жилья. Высокий уровень инвестиционной активности. 8-е место по уровню инвестиций в основной капитал среди субъектов Российской Федерации. Реализация программных документов по формированию благоприятного инвестиционного климата. Эффективно функционирующая региональная исполнительная власть, конструктивно работающая с основными субъектами экономической деятельности. Стабильные кредитные рейтинги Республики Саха (Якутия). Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций, венчурной компании, наличие отдельного органа исполнительной власти в сфере инноваций, наличие в республике крупных научных и образовательных центров (инновационные ресурсы). Наличие трудовых ресурсов (трудовой потенциал). Благоприятная демографическая ситуация | Экстремальные природно - климатические условия, обусловливающие ограниченные возможности производства и удорожание затрат в капитальном строительстве. Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей. Неразвитость дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование основных транспортных магистралей, изолированность от единой транспортной сети Российской Федерации. Изолированность энергорайонов Якутской энергосистемы, отсутствие связи с ОЭС Востока и Сибири. Значительный износ объектов электроэнергетики. Неустойчивое финансовое положение большинства организаций (неудовлетворительная структура баланса). Низкий уровень капитализации функционирующих в республике организаций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности. Слабое присутствие федеральных институтов развития и собственных финансовых институтов развития. Отсутствие стимулирующего регионального законодательства в сфере государственно-частного партнерства. Высокая степень зависимости республиканского бюджета от федеральных трансфертов. Низкая доступность долгосрочных финансовых ресурсов |
Возможности | Угрозы |
Появление новых мировых центров экономического развития в Азии (Китай, Индия и др.). Создание экспортно - ориентированных зон опережающего развития. Новые технологические изменения, усиливающаяся роль инноваций, возникновение альтернативных источников энергии, новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий и др. Реализация политического курса на последовательное создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата и поддержку предпринимательства. Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности | Снижение конкурентоспособности по сравнению с другими субъектами Российской Федерации по привлечению инвестиций в результате отсутствия собственной системы активного привлечения инвестиций. Усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы. Опасность "демографической ямы" в период с 2015 г. по 2025 г., сокращение доли трудоспособного населения в результате миграционного оттока трудоспособного населения. Отставание в развитии новых технологий. Моноспециализация экономики республики. Интегральные риски (экологический, экономический, финансовый, управленческий, криминальный) |
К сдерживающим факторам, препятствующим привлечению инвестиций в республику, можно отнести следующее:
1) экономико-географическое положение, которое лимитирует возможности региона с точки зрения диверсификации экономики. Оно складывается, с одной стороны, из территориальной и транспортной удаленности региона, его внутриматерикового положения, а с другой - из неблагоприятных климатических условий, что является естественным препятствием для активного освоения территории;
2) неразвитость транспортных и энергетических коммуникаций, высокий износ основных фондов в жилищно-коммунальной сфере, сохраняющееся относительно неустойчивое финансовое положение большинства организаций (неудовлетворительная структура баланса);
3) низкий уровень инновационной активности;
4) высокая степень зависимости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от федеральных трансфертов;
5) недостаточное количество высококвалифицированных кадров;
6) высокая стоимость привлекаемых кредитов.