Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 11 сентября 2014 года N 2864

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДО 2030 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2023 года N 2780
____________________________________________________________________


В целях создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата Республики Саха (Якутия) и соответствия требованиям Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе постановляю:

1. Утвердить Инвестиционную стратегию Республики Саха (Якутия) на период до 2016 года и основные направления до 2030 года согласно приложению к настоящему Указу.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2012 года N 1652 "Об Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) на период до 2016 года и основных направлениях до 2030 года".

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

4. Контроль исполнения настоящего Указа оставляю за собой.

5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     11 сентября 2014 года
     N 2864





Приложение
к Указу Главы
Республики Саха (Якутия)
от 11 сентября 2014 года N 2864

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДО 2030 ГОДА


 1. Общие положения


Стратегической целью социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) является достижение высокого уровня качества жизни населения с высокими стандартами благосостояния человека при соблюдении условий устойчивого развития региональных экосистем, оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающего наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств Республики Саха (Якутия).

Инвестиционная стратегия Республики Саха (Якутия) - документ стратегического планирования, являющийся частью общей Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и предусматривающий систему целей, задач, принципов и приоритетов инвестиционной политики Республики Саха (Якутия), а также мер, способствующих достижению долгосрочных стратегических целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), а также формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению ресурсов для реализации инвестиционных проектов бизнеса и государства.

Инвестиционная стратегия разработана на основании Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

При разработке Инвестиционной стратегии за основу приняты следующие программные документы Российской Федерации:

а) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

б) концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

в) Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года;

г) Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;

д) концепция Программы улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом;

е) Энергетическая стратегия России на период до 2020 года;

ж) Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года;

з) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации;

и) Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года;

к) Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации;

л) Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и ряд других документов.

Система документов, регулирующих инвестиционную политику Республики Саха (Якутия), включает в себя настоящую Инвестиционную стратегию Республики Саха (Якутия), Инвестиционную декларацию Республики Саха (Якутия), Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия), государственные программы Республики Саха (Якутия), а также концепции, стратегии и планы реализации по отдельным направлениям инвестиционной политики.

Актуальность разработки и реализации Стратегии заключается в необходимости преодоления инфраструктурных ограничений и ускорения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), прежде всего за счет внебюджетных источников финансирования, роста инвестиционной активности бизнеса, повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной сферы.

Стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия), формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику Республики Саха (Якутия), расширение источников инвестирования для бизнеса и проектов, инициируемых исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), повышение эффективности инвестиций, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия).


2. Оценка экономического потенциала и инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия)


Якутия входит в первую десятку регионов России по абсолютным значениям валового регионального продукта и промышленного производства на душу населения.

По итогам 2013 года рост ВРП Республики Саха (Якутия) к уровню 2002 года составил 102,4% (в сопоставимых ценах) или 575 млрд. рублей.

Ключевыми видами деятельности, на долю которых по итогам 2013 года приходится 74,5% произведенного ВРП, являются: добыча полезных ископаемых (45,9% к общему объему), строительство (10%), транспорт и связь (8,8%), торговля (7%), сельское хозяйство (2,4%).

Реализация крупных инвестиционных проектов оказала влияние на изменение структуры экономики республики за период с 2002 года, доля промышленности, строительства, транспорта и связи в ВРП выросла на 7,2 п.п., 1,8 п.п. и 3,5 п.п. соответственно.

Сохраняется сырьевая направленность экономики республики. На собственное производство по переработке сырья для удовлетворения внутренних нужд приходится 8% от общего объема отгруженной продукции.

Реализация в республике крупных инвестиционных проектов, прежде всего в сфере транспортной инфраструктуры и в топливно-энергетическом комплексе, позволили сохранить высокий уровень инвестиционной активности, направленной на углубление диверсификации республиканской экономики и улучшение ее конкурентных позиций. Инвестиции в основной капитал за 2013 год составили 193,8 млрд. руб., что почти в три раза превышает показатель 2002 года.

С увеличением реальных располагаемых доходов населения в 2013 году в 1,9 раза к 2001 году, товарооборот за этот же период вырос в 1,9 раза.

Минерально-сырьевой потенциал является основным конкурентным преимуществом Республики Саха (Якутия). Одним из основополагающих факторов перспектив развития минерально-сырьевого комплекса республики является разведанный и прогнозный потенциал недр.

Государственным балансом полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) учитывается 58 видов минерального сырья в 1 823 месторождениях, в том числе 455 месторождений общераспространенных полезных ископаемых. В распределенном фонде недр по количеству учтенных государственным балансом запасов находится: 93% - урана, 74,5% - природного газа, 90% - нефти, 81% - алмазов, 86% - золота, 87% - сурьмы, 26% - угля, 100% - чароита, хромдиопсида, цементного сырья.

Добыча алмазов по-прежнему остается ведущей отраслью промышленности республики. По итогам 2013 года доля добычи алмазов в структуре промышленного производства составила 36%. В 2013 году добыто 35,4 млн. карат алмазов на сумму 3 033,2 млн. долл. США. Республика Саха (Якутия) обеспечивает 96% добычи алмазов России и около 27% объема мировой добычи.

В 2012 году на проектную мощность 500 тыс. т руды вышел подземный рудник "Айхал". В 2015 году предусмотрено увеличение объемов добычи руды до 1 000 тыс. т рудника "Мир".

Около 70% алмазов к 2030 году будет добывать АК "АЛРОСА". Доля алмазной продукции, добываемой подземным способом, будет постепенно возрастать. Планируется вложение инвестиций в освоение Накынского рудного поля (начало горных работ по вскрытию трубки "Ботуобинская" в 2013 году с началом добычи руды в 2015 году). Освоение Верхне-Мунского месторождения запланировано с 2016 года с выходом на проектную мощность 3 000 тыс. т/год в 2022 году.

Нефтегазовый комплекс становится одним из ключевых сегментов промышленности Якутии. В 2007 году доля нефтегазового комплекса (НГК) в структуре промышленного производства республики составляла 2,6%, по итогам 2013 года доля НГК составила 24,9%.




Таблица


 Динамика добычи нефти и газа в Республике Саха (Якутия) на период 2002 - 2012 г.г.

2002

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Добыча нефти, всего, тыс. тонн

340,8

334,4

324,1

296,7

675,5

1 861,2

3 425,8

5513,8

6 713,4

7 627,1

Добыча газа,
всего, млн. куб. м

1 608,3

1 564,9

1 630,2

1 612,9

1 803,0

1 898,0

1 906,7

1 886,0

1 994,8

2 022,6


Газодобывающая и газотранспортная система республики состоит из четырех локальных подсистем - Центральной, Западной и двух новых подсистем - Среднетюнгской и Отраднинской. Поставки природного газа производятся для обеспечения выработки электрической и тепловой энергии.

Нефтегазовый комплекс Республики Саха (Якутия) обладает рядом конкурентных преимуществ, равно как и рисков, которые могут повлиять на его долгосрочное ускоренное развитие:

значительные разведанные запасы углеводородов, находящихся рядом с функционирующей нефтепроводной системой ВСТО и перспективной газотранспортной системой "Якутия - Хабаровск - Владивосток" и наличие недропользователей на всех основных нефтяных и газовых месторождениях;

высокие перспективы наращивания сырьевой базы нефтегазодобычи в районах функционирующих и проектируемых экспортных магистральных трубопроводов;

наличие в числе основных недропользователей ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "Газпром", обладающих значительными инвестиционными ресурсами и многолетним опытом разработки месторождений углеводородов в сложных географических и геологических условиях.

Угледобывающая промышленность - одна из традиционных базовых отраслей экономики Республики Саха (Якутия) и занимает третье место после нефтедобывающей и алмазодобывающей промышленности, на ее долю приходится до 5,77% объема промышленной продукции. Отрасль обеспечивает до 1,39% налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы, здесь занято свыше 5 тыс. работников, что составляет около 2% экономически активного населения республики.

По добыче угля Республика Саха (Якутия) занимает первое место среди регионов Дальнего Востока, на долю республики приходится свыше трети (35%) добываемого угля на востоке страны.

Положительным фактором для дальнейшего развития экспорта угольной продукции из Республики Саха (Якутия) является относительно близкое расположение месторождений углей ценных марок к дальневосточным портам по сравнению с другими аналогичными российскими месторождениями. Подавляющая часть угля (93,9%) добывается открытым способом.

В последние годы (2002 - 2013 г.г.) угольная промышленность республики демонстрировала устойчивое наращивание объемов добычи, в 2013 году добыча составила 11,49 млн. т, прирост за период с 2002 года составил 16,3%. За пределы республики реализуется 70% добытого угля, из них более половины направляется на экспорт.

Таблица


 Динамика добычи угля в Республике Саха (Якутия) на период 2002 - 2012 г.г.


тыс. т

2002

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Добыча угля, всего

9 878

11 171

11 373

12 216

12 597

7 158

11 094

9 834

12 256

11 487




Основными приоритетами государственной научно-технической политики в угольной отрасли являются:

развитие научно-технического потенциала, включая прикладные разработки, модернизацию экспериментальной базы и системы научно-технической информации;

создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на обновление производственно-технологической базы угольной промышленности республики, энергосбережение и улучшение потребительских свойств продукции комплекса;

освоение и совершенствование технологий сооружения и эксплуатации шахт, карьеров и обогатительных фабрик в сложных природно-климатических условиях.

Добыча золота. Запасы золота Республики Саха (Якутия) составляют около 20% запасов России. Добыча ведется на территориях 8 муниципальных образований северной (арктической), восточной и южной частей Якутии - в бассейнах рек Индигирка, Яна и Алдан. На территории Республики Саха (Якутия) ежегодно осуществляют добычу золота порядка 60 предприятий, в т.ч. по итогам 2012 года 10 предприятий работают на рудных месторождениях и 47 - на россыпных месторождениях.

В 2013 году объем добычи золота составил 22 тонны, из них добыча рудного золота составила 52%, россыпного - 48%.

В последние годы сохраняется уровень добычи на коренных месторождениях золота: Куранахского рудного поля, Бадран, Самолазовское, Межсопочное, Таборное и др.

Основные прогнозные ресурсы россыпного золота сосредоточены в Южно-Якутском, Верхне-Индигирском и других районах Якутии. При этом качество минерально-сырьевой базы продолжает ухудшаться за счет снижения среднего содержания золота и усложнения горно-геологических условий отработки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»