Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2020 ГОДЫ И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2020 ГОДЫ (фактически утратило силу)

Таблица 7. Структура государственной поддержки рыбной отрасли Республики Саха (Якутия) на примере 2013 года

N

Наименование мероприятия

Сумма, руб.

1

Увеличение ресурсной базы рыболовства

3 310 000,00

1.1.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (мониторинг)

3 310 000,00

2

Повышение качества рыбопродукции

127 590 100,00

2.1.

заготовка рыбы

58 048 974,62

2.2.

модернизация (приобретение рефконтейнеров, судов, оборудования шоковой заморозки рыбы, финансовых активов)

29 031 981,10

2.3.

на перевозку рыбы автомобильным транспортом

16 919 044,28

2.4.

на перевозку рыбы водным транспортом

23 590 100,00

Всего

130 900 100,00


Благодаря субсидированию технического перевооружения отрасли в последние годы произошло существенное обновление основных производственных фондов.

С 2009 г. в рамках реализации государственных программ по развитию сельского хозяйства построены 5 ледников, реконструированы 2 ледника, приобретены 29 рефрижераторных контейнеров, 8 единиц оборудования шоковой заморозки рыбы, обустроены 10 рыбоприемных пунктов и приобретены 3 судна для перевозки рыбы.

Государственная поддержка, оказываемая развитию рыбохозяйственного комплекса республики, позволяет решать многие экономические и социальные вопросы промысловых рыбаков - жителей северных улусов. Только благодаря государственной поддержке многие рыболовецкие хозяйства продолжают свою хозяйственную деятельность и наращивают объемы вылова рыбы, обеспечивая тем самым рабочие места, занятость и доходность населения арктических и северных улусов (районов).

8. Охрана, надзор, контроль и профилактика незаконного, нерегулируемого и несообщаемого рыболовства

В Республике Саха (Якутия) незаконное, нерегулируемое и несообщаемое рыболовство (ННН-рыболовство) можно условно разделить на 2 вида:

бытовое браконьерство;

организованный ННН-промысел.

Бытовое браконьерство населения является следствием недостаточной организации любительского рыболовства и складывается из следующих факторов:

при осуществлении любительского и спортивного рыболовства разрешается вылов определенных видов рыб, но при использовании сетных орудий лова часто попадаются ценные виды рыб. Эти виды рыб некоторыми недобросовестными пользователями впоследствии не выпускаются в среду обитания и используются в личных целях;

на основании поручения Президента Российской Федерации и распоряжения Федерального агентства по рыболовству от 06.04.2011 N 8-р "Об обеспечении прав граждан по свободному и бесплатному осуществлению любительского и спортивного рыболовства" конкурсы на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства приостановлены. При этом использование сетных орудий лова разрешается только на рыбопромысловых участках, а конкурсы на закрепление рыбучастков не проводятся с апреля 2011 года. Таким образом, в большинстве районов законный вылов сетными орудиями лова невозможен.

Поэтому жители, для которых рыболовство является способом существования, становятся браконьерами. Закрепленные за пользователями рыбопромысловые участки на 2014 г. для организации спортивного и любительского рыболовства имеются только в 5 из 35 районов (улусов) Республики Саха (Якутия). В остальных районах республики население лишено возможности осуществлять добычу водных биоресурсов сетными орудиями лова, так как Правилами рыболовства разрешено применение сетных орудий лова только на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства.

Организованный ННН-промысел в Республике Саха (Якутия) в основном происходит как на рыбопромысловых участках, закрепленных за пользователями, так и в незакрепленных водоемах. В рыбучастках для промышленного рыболовства некоторые бригады осуществляют реализацию добытой рыбы, не учитывая ее в вылове, по сути осуществляется кража рыбы у пользователя, а по факту - ее перелов. На отдаленных труднодоступных водоемах и озерах, не предоставленных под рыбопромысловые участки, осуществляется незаконный вылов рыбы организованными группами, так как патрулирование этих водоемов осуществляется недостаточно в связи с большими финансовыми затратами и отсутствием специализированной техники.

По оценкам федерального надзорного органа - Ленского территориального управления Росрыболовства незаконный вылов ценных промысловых видов водных биоресурсов на крупных водотоках республики (Лена, Колыма, Индигирка, Яна) составляет более 300 тонн ежегодно. В нижнем течении реки Лена количество людей, систематически участвующих в ННН-рыболовстве в организованных группах, составляет ежегодно до 100 человек; на реке Яна - до 50 человек; на реке Индигирка - до 100 человек; на реке Колыма - до 100 человек.