Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2020 ГОДЫ И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2020 ГОДЫ (фактически утратило силу)


IV. Основные проблемы рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на современном этапе


По итогам анализа современного состояния рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) рассматриваются основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию.

1. Проблемы в сфере нормативного правового регулирования рыбной отрасли в основном связаны с тем, что федеральные нормативные правовые акты не учитывают специфические особенности и условия республики, так как федеральное законодательство ориентировано на регулирование морского рыболовства. В самом законодательстве имеется множество пробелов, правовых коллизий, наблюдается излишняя забюрократизированность всех процессов и отношений. Используемый принцип централизации власти в нормативном правовом регулировании отрасли приводит к торможению развития и стагнации отдельных секторов рыбохозяйственного комплекса на местах.

2. К основным причинам имеющихся проблем в сфере научного обеспечения рыбохозяйственного комплекса относятся обширность и труднодоступность территории республики, в связи с чем, рыбохозяйственная наука не имеет возможности обеспечить качественное научное сопровождение всех имеющихся задач по обеспечению деятельности и поступательному развитию отрасли. При этом нет четко выстроенного алгоритма действий, программ и планов, заказы на научно-исследовательские работы от органов государственной власти и других участников отрасли формируются хаотично и несогласованно.

В связи с уменьшением объемов федерального финансирования ФГУП "Госрыбцентр" происходит вынужденное сокращение районов исследований по всем субъектам России. Так, на территории республики с обязательных ежегодных исследований по оценке запасов водных биоресурсов исключены не только озера, но и малые реки: Анабар, Оленек, Омолой, Хрома, Чондон, Алазея. Оценка запасов промысловых видов рыб в данных водоемах дается только на основании экспертного анализа статистики ежегодных выловов, которая не учитывает и не отражает объективного состояния запасов водных биоресурсов. По примерным оценкам фактический охват ежегодными ресурсными исследованиями водоемов, составляющих рыбохозяйственный фонд республики (реки + озера), составляет в количественном выражении около 0,006%, в качественном выражении - около 5 - 6%.

Средства, предусмотренные в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на научные исследования ресурсно-сырьевой базы рыбного хозяйства в рамках реализации подпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", недостаточны.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что качество научных обоснований объемов ОДУ в Якутии намного ниже аналогичных работ центральных регионов России.

В организационном плане со стороны федеральной власти установилась политика централизации научной отрасли в институтах системы Росрыболовства, что порождает излишнюю забюрократизированность всей системы науки, особенно для сторонних научных институтов, ослабление здоровой конкуренции между научными институтами, что может способствовать к ухудшению качества научных работ и объективности научных данных.

3. Проблемы в сфере организации рыболовства связаны с отсутствием в отдельных районах республики сформированных рыбопромысловых участков как для промышленного рыболовства, так и для организации любительского рыболовства и традиционного рыболовства. Отчасти это можно объяснить тем, что во многих улусах республики необходимость в обязательном оформлении рыбопромысловых участков отсутствует, так как промышленное рыболовство осуществляется по договорам пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, а любительское рыболовство осуществляется традиционными методами.

Определенные проблемы имеются в области организации любительского и спортивного рыболовства. По причине отказа пользователей от рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства, ранее закрепленных за ними по итогам конкурсов, проводимых Ленским территориальным управлением Росрыболовства, в республике (в частности на реках Колыма, Индигирка, Яна и в нижнем течении р. Лена) создалась ситуация, которая привела к невозможности осуществления населением северных улусов любительского рыболовства с применением сетных орудий лова на законных основаниях. А проведение конкурсов и формирование рыбопромысловых участков для любительского рыболовства запрещены с 2011 года на всей территории Российской Федерации ввиду моратория, объявленного поручением Президента Российской Федерации и распоряжением Федерального агентства по рыболовству, до разработки отдельного федерального закона о любительском рыболовстве.

В связи с закреплением в 2011 году долей квот сегодня у вновь создаваемых рыболовных хозяйств отсутствует возможность осуществлять промышленную добычу рыбы в связи с отсутствием квот. Вся промышленная квота распределена между 170 пользователями сроком на 10 лет. Механизм закрепления высвобождаемых долей квот посредством проведения аукциона в Российской Федерации не отработан, уполномоченным органом на проведение аукционов по закреплению высвобождаемых долей квот является Федеральное агентство по рыболовству. К отрицательным моментам закрепления долей квот на 10 лет вперед можно отнести также снижение конкуренции среди рыбодобывающих хозяйств, возникновение почвы для спекулятивных проявлений, таких как неофициальная перепродажа квот, исполнение квоты за счет браконьерских уловов третьих лиц посредством выкупа у них рыбы по низкой стоимости и т.д.

При участии в конкурсах на право заключения договора о предоставлении в пользование рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства у большинства заявителей возникают сложности по причине отсутствия у них рыбоперерабатывающих мощностей, а по установленным требованиям для участия на конкурсе требуется обязательное наличие у заявителей рыбоперерабатывающих мощностей в районе предполагаемого промысла.

Неполностью осваивается потенциал озер республики. Сегодня промышленным рыболовством на озерах занимаются 81 пользователь (ИП-25, общины-39, кооперативы-8, прочие-9) на 302 озерах республики и весь объем озерной квоты республики исполняется на этих озерах (озерная квота по республике на 2013 год составила 1243 тонны). В действительности объемы запасов озерных водных биоресурсов значительно превышают установленную квоту, невостребованными остаются тысячи озер, на которых на сегодняшний день невозможно осуществлять промышленный вылов рыбы по причине сложной транспортной схемы и недоступности большинства озер, отсутствия дополнительной озерной квоты на рыбу, невозможности научной оценки запасов всей озерной системы, сложного процесса закрепления рыбопромыслового участка по конкурсу и т.д.

4. В сфере искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, товарного рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации можно выделить следующие проблемы.

Период естественного восстановления популяций рыб теоретически оценивается периодом, равным формированию не менее 3-х промысловых поколений вида и может составлять для местных полупроходных сиговых 20 - 30 лет, поэтому вылов рыбы без научных основ, без учета и соблюдения циклов воспроизводства ведет к сокращению, истощению и подрыву естественных запасов рыбы водных объектов.

Установлено, что некоторые популяции рыб уже находятся за той чертой, когда их естественное воспроизводство не обеспечивает восстановления промысловых запасов и нужны срочные меры по искусственному воспроизводству. Поэтому для поддержания относительного равновесия между изъятием и воспроизводством оптимального уровня рыбных запасов необходимо ежегодное проведение рыборазводных мероприятий по видам, наиболее подверженным промысловому и антропогенному прессу.

В республике функционирует единственный завод по искусственному воспроизводству водных биоресурсов - ГУП "Чернышевский рыбоводный завод", на который возложены функции по зарыблению водоемов республики в целях искусственного воспроизводства водных биоресурсов, компенсации ущерба водным биоресурсам, наносимого в результате хозяйственной деятельности, а также по развитию товарного рыбоводства. Мощностей единственного завода не хватает для поступательного развития данного сектора отрасли. Среди основных хозяйственных проблем Чернышевского рыбоводного завода можно выделить:

отсутствие собственных баз сбора икры;

отсутствие подращивания личинок до малькового состояния в технологическом цикле работ по искусственному воспроизводству сиговых видов рыб;

острая необходимость в кадрах;

низкий уровень собственных доходов, сильная зависимость от бюджетного финансирования;

работа в сложных климатических условиях, приводящих к большим затратам на содержание, сложная транспортная схема района деятельности и т.д.

Товарное рыбоводство в республике не развито, отсутствуют хозяйства, занимающиеся товарным выращиванием рыбы. Отсутствуют апробированные научные работы по разработке стратегии развития товарного рыбоводства в условиях Якутии. Весь опыт, накопленный в предыдущие года, сводится к зарыблению единичных водоемов личинками пеляди с получением биологического эффекта, но без эффективного хозяйственного использования полученного результата.

Проведение работ по рыбохозяйственной мелиорации не систематизировано, отдельные работы по рыбохозяйственной мелиорации выполняет ФГБУ "Якутрыбвод" в рамках исполнения государственного задания Федерального агентства по рыболовству. Отсутствует привязка мелиоративных работ к мероприятиям по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, наблюдается разрозненность действий министерств, ведомств и других участников рыбохозяйственного комплекса по проведению мелиоративных работ. В целом эффективность проводимых мелиоративных работ на сегодняшний день очень низкая.

5. В области организации промышленной добычи, транспортировки, переработки водных биоресурсов и сбыта рыбной продукции можно выделить следующие проблемы.

Удаленность рыбопромысловых участков, отсутствие инфраструктуры, низкая механизация труда рыбаков и тяжелые климатические условия в районах промысла определяют низкий процент освоения выделяемых объемов водных биоресурсов. Промышленный вылов рыбы в республике сопряжен с транспортными издержками и расходами на ГСМ.

Недостаточность оснащения замораживающим оборудованием, системами холодильного хранения, малотоннажным флотом негативно сказывается на качестве рыбы, вызывая снижение ее конечной стоимости за счет увеличения низкосортной составляющей в объеме выловленной рыбы.

Вывоз рыбы как одна из ключевых статей в себестоимости рыбной продукции является одним из важнейших моментов, нуждающихся в проработке. Внутриулусная перевозка рыбы практически полностью лежит на плечах самих рыбодобывающих хозяйств, внеулусная перевозка рыбы в летнее время осуществляется всего двумя рефрижераторными судами "Мальчиков" и "Магдебург", при этом перевозка основана на остаточном принципе - обратной загрузкой после доставки овощей в северные и арктические улусы.

Обмеление на баровых участках северных рек. Например, сложившаяся ситуация на баре р. Индигирка в 2013 году не позволила зайти в бассейны рек и дойти до районов для поставки картофеля, овощей и вывоза заготовленной рыбы, способствуя срыву работ по вывозу рыбы и отрицательно сказываясь на динамичности поставок рыбы-сырца.