ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 марта 2017 года N 66-р


[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА N 67-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"]

В целях актуализации мероприятий по повышению эффективности здравоохранения в Орловской области и приведения в соответствие с действующим законодательством:

1. Внести изменение в распоряжение Правительства Орловской области от 26 февраля 2013 года N 67-р, изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике С.А. Ступина.


Председатель Правительства
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ


Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 3 марта 2017 года N 66-р

Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 26 февраля 2013 года N 67-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


 I. Общее описание "дорожной карты"  

1. Общие положения

Целью Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Орловской области" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе улучшения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", областной программы "Модернизация здравоохранения Орловской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 1 апреля 2011 года N 103, удалось решить ряд острых проблем, стоящих перед здравоохранением Орловской области. Запланированные к приобретению 2370 единиц медицинского оборудования на сумму 1463211,5 тыс. рублей позволили достигнуть определенного уровня материально-технического оснащения лечебных учреждений (5560% от требований утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации порядков оказания медицинской помощи).

Внедрение стандартов и повышение доступности медицинской помощи значительно повысили материальную заинтересованность медицинского персонала учреждений здравоохранения в качественном оказании медицинской помощи. Однако остается еще ряд нерешенных вопросов.

Проблемы здравоохранения Орловской области длительное время были связаны с высоким уровнем дотационности бюджета, несформированностью инфраструктуры рынка медицинских услуг.

Материально-техническая база медицинских учреждений, информатизация системы оказания медицинской помощи требуют дополнительных финансовых вливаний с целью формирования единого подхода к реализации программы государственных гарантий и обеспечения выполнения федеральных отраслевых стандартов диагностики и лечения на территории всей страны.

Внедрение диагностических и лечебных технологий в систему практического здравоохранения требует инвестиций, которые должны быть направлены на ключевые, приоритетные направления медицинской отрасли, это позволит получить максимальный эффект в области улучшения состояния здоровья граждан.

Наиболее важными задачами государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 30 апреля 2013 года N 153, являются:

1) формирование мотивации на ведение здорового образа жизни у населения Орловской области;

2) развитие системы комплексной профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при различных заболеваниях, включая социально значимые заболевания;

3) снижение смертности населения от болезней системы кровообращения;

4) поддержание спорадического уровня заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики;

5) обеспечение готовности и дальнейшее совершенствование деятельности службы медицины катастроф области по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях.

Решение таких задач возможно при детальном планировании и проектировании процесса работы системы здравоохранения.

Для достижения указанной цели необходима реализация комплекса социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на развитие системы здравоохранения Орловской области в рамках государственной программы.

Необходимость реализации государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области" диктуется сложившейся демографической ситуацией, особенностями возрастной структуры населения, заболеваемости, смертности.

В настоящее время в Орловской области, как и в Российской Федерации в целом, сохраняется напряженная демографическая ситуация, когда уровень смертности превышает уровень рождаемости. За последние три года наметилась тенденция к снижению уровня смертности и повышению рождаемости, однако острота проблемы депопуляции сохраняется.

По состоянию на 1 января 2016 года численность населения Орловской области составила 759721 человек, в 2015 году - 765231 человек, в 2014 году - 769980 человек. Отмечено некоторое замедление темпов снижения численности населения: по сравнению с данными на 1 января 2016 года она уменьшилась на 3911 человек, в то время как на 1 января 2015 года - на 4162 человека, за 2014 год - на 4025 человек.

Численность трудоспособного населения на 1 января 2016 года составила 423280 человек, на 1 января 2015 года - 433216 человек, на 1 января 2014 года - 441863 человека.

Доля детского населения Орловской области на начало 2016 года составила 17,8% от общей численности населения области (в 2015 году - 17,6, в 2014 году - 17,4%).

Количество детей и подростков в возрасте от 0 до 17 лет составило 135154 человека в 2016 году (в 2015 году - 134585 человек, в 2014 году - 134304 человека).

Показатель рождаемости (на 1000 населения) составил в 2015 году 11,2 (в 2014 году - 11,0; в 2013 году - 11,0; в 2012 году - 11,2; в 2011 году - 10,5; по Российской Федерации (далее также - РФ) в 2015 году - 13,3).

Показатель общей смертности (на 1000 населения) составил в 2015 году 16,4 (в 2014 году - 16,4; в 2013 году - 16,2; по РФ в 2015 году - 13,0).

Показатель естественного прироста населения Орловской области остается отрицательным: в 2015 году - 5,2, в 2014 году - 5,4; в 2013 году - 5,2.

С 2011 года в Орловской области количество умерших на 10 тыс. населения стабилизировалось: в 2015 году данный показатель составил 164,0 (в 2014 году - 164,0; в 2013 году - 162,0; в 2012 году - 164,0). Среди них преобладают умершие от болезней системы кровообращения: за 11 месяцев 2016 года показатель составил 926,6 на 100 тыс. населения (в 2015 году - 949,7; по РФ в 2015 году - 635,3). Основными причинами смертей стали: гипертоническая болезнь - 2,1 (в 2015 году - 2,3; в 2014 году - 2,4; в 2013 году - 2,1); острый и повторный инфаркт миокарда - 4,6 (в 2015 году - 5,6; в 2014 году - 5,1; в 2013 году - 4,6); цереброваскулярные болезни - 17,6 (в 2014 году - 18,8; в 2013 году - 19,5). Рост смертности от инфаркта миокарда и высокие значения показателя смертности от цереброваскулярных болезней в области обуславливают необходимость совершенствования оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Сохраняется высокий уровень количества смертей от злокачественных новообразований в 2016 году - 15,6% от всех причин смерти (в 2015 году - 15,7%; в 2014 году - 15,7%; в 2013 году - 16,0%), что делает приоритетными мероприятия по совершенствованию онкологической помощи.

На территории Орловской области снижается общее число смертей от несчастных случаев, отравлений и травм (в 2015 году - 7,5%; в 2014 году - 8,0%; в 2013 году - 7,6%). В общей структуре умерших от всех причин: отравления алкоголем в 2015 году - 0,9%; (в 2014 году - 0,9%; в 2013 году - 1,0%); дорожно-транспортные происшествия в 2015 году - 0,9% (в 2014 году - 1,1%; в 2013 году - 1,1%).

Показатель смертности от случайных отравлений алкоголем за 11 месяцев 2016 года составил 12,3 на 100 тыс. населения, в 2015 году - 14,0 на 100 тыс. населения (по РФ - 5,6). Наметился умеренный рост смертности от болезней органов пищеварения: в 2015 году данный показатель составил 5,4%; в 2014 году - 3,6%; в 2013 году - 3,2%; в 2010 году - 7,4%; в 2009 году - 7,2%.

Также имеется тенденция роста смертности от болезней органов дыхания. За 11 месяцев 2016 года показатель смертности составил 64 на 100 тыс. населения, за 2015 год - 61,8 на 100 тыс. населения (данный показатель превышает смертность по РФ в 2015 году - 51,4 на 100 тыс. населения).

На протяжении последних пяти лет отмечается устойчивая тенденция как снижения числа умерших в трудоспособном возрасте - до 2864 человек в 2014 году (в 2013 году - 2709, в 2012 году - 2879, в 2011 году - 3041, в 2010 году - 3262, в 2009 году - 3408), так и доли умерших в трудоспособном возрасте среди всех умерших (в 2014 году - 22,7%, в 2013 году - 21,6%, в 2012 году - 22,6%).

Структура причин смерти в трудоспособном возрасте (в %) представлена в таблице 1.


Таблица 1

Причины смерти населения в трудоспособном возрасте (в %)

2012 год

2013 год

2014 год

Болезни системы кровообращения

33,4

34,5

35,9

Несчастные случаи, отравления и травмы

27,6

24,4

25,0

Новообразования

17,7

18,5

17,5

Болезни органов пищеварения

9,0

9,7

8,4


Смертность в трудоспособном возрасте составила в 2014 году 61,1 на 10 тыс. трудоспособного населения (в 2013 году - 61,3; в 2012 году - 62,5).


Таблица 2

Смертность населения в трудоспособном возрасте от отдельных причин (в %)

2012 год

2013 год

2014 год

Болезни системы кровообращения

20,9

20,7

23,7

Несчастные случаи, отравления и травмы

17,2

14,6

16,5

Новообразования

11,1

11,1

11,5

Болезни органов пищеварения

5,6

5,8

5,6

Болезни органов дыхания

3,2

3,1

3,4


Основные задачи системы здравоохранения Орловской области - повышение качества и доступности медицинской помощи, уменьшение медико-социальных последствий болезней, сокращение смертности и увеличение средней продолжительности жизни. Реализация национального проекта "Здоровье" позволила вплотную подойти к их эффективному решению.

По результатам 2015 года уровень общей заболеваемости взрослых (на 1000 населения), по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения, продолжал расти и составил 1747,1 (в 2014 году - 1698,5).

Ранговая структура причин обращения населения за медицинской помощью представлена в таблице 3.


Таблица 3

Классы болезней (МКБ-10)

2014 год

2015 год

Темп прироста/убыли, %

1

2

3

4

Всего

1698,5

1747,1

2,9

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

33,5

35,2

5,1

Новообразования

61,3

65,8

7,3

Болезни крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

5,5

5,9

7,3

Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ

95,7

98,4

2,8

Психические расстройства и расстройства поведения

55,1

59,8

8,6

Болезни нервной системы

45,0

47,9

6,4

Болезни глаза и его придаточного аппарата

150,1

156,1

4,0

Болезни уха и сосцевидного отростка

47,1

46,9

- 0,4

Болезни системы кровообращения

342,8

347,0

1,4

Болезни органов дыхания (включая грипп, ОРВИ)

253,9

274,2

8,0

Болезни органов пищеварения

102,8

101,7

- 1,1

Болезни кожи и подкожной клетчатки

57,1

63,0

10,3

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

177,8

180,2

1,3

Болезни мочеполовой системы

151,6

144,5

- 4,7

Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

2,2

2,1

- 4,5

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях

4,8

3,8

- 20,8

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

88,3

88,9

0,7


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»