Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Кемеровской области - Кузбасса на долгосрочный период до 2035 года (с изменениями на 12 февраля 2024 года)



1. Текущие социально-экономические условия исполнения бюджета Кемеровской области - Кузбасса и основные характеристики бюджетной системы Кемеровской области - Кузбасса

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115)



Кемеровская область представляет собой промышленно развитый регион с компактно проживающим преимущественно городским населением и значительными запасами каменного угля на территории, расположенный примерно в центре Евразии, вдали от морей и крупных судоходных рек. Население Кемеровской области на конец 2016 года составляет 2708,8 тыс. человек <1>, доля городского населения - 85,8 процента. В последние 20 лет наблюдается сокращение численности населения области.


________________


<1> Здесь и далее статистические показатели приводятся по данным Росстата, имеющимся в наличии на 04.09.2017.


Валовый региональный продукт (далее - ВРП) Кемеровской области в 2016 году составил 864 млрд. рублей. ВРП на одного жителя области - 318 тыс. рублей в год.


Значительные запасы каменного угля определяют структуру экономики Кемеровской области, в которой можно выделить базовые отрасли (добычу угля и черную металлургию), продукция которых вывозится за пределы области (в том числе на экспорт), и небазовые отрасли, потребители продукции которых находятся преимущественно на территории Кемеровской области. ВРП Кемеровской области в значительной степени зависит от выручки базовых отраслей, полученной за пределами региона. Затраты базовых отраслей (в частности оплата труда и материальные затраты), в свою очередь, через механизм мультипликатора генерируют спрос на продукцию небазовых отраслей. Из-за такой структуры экономики валовый выпуск предприятий области очень сильно зависит от спроса на продукцию базовых отраслей на мировом рынке, в частности от уровня цен на уголь и продукцию черной металлургии. Следует отметить географическое положение региона как фактор, осложняющий экспорт: высокие транспортные затраты по доставке продукции базовых отраслей потребителям в европейской части России, странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона уменьшают рентабельность экспорта и снижают конкурентоспособность предприятий области на мировом рынке по сравнению с предприятиями, расположенными поблизости от потребителей или от морских портов. На доходы от экспорта очень большое влияние также оказывает изменение курса рубля относительно других валют.


Сложившаяся структура экономики региона приводит к зависимости доходов бюджета Кемеровской области от конъюнктуры на мировых рынках угля и стали. Значительную долю в доходах бюджета области составляют поступления налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, напрямую зависящие от цен на уголь и металл. Вследствие этого налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Кемеровской области колеблются в диапазоне от 13,1 процента от ВРП в 2016 году до 17,1 процента от ВРП в 2008 году.


В целом в последние годы доходы консолидированного бюджета Кемеровской области составляют 15 - 17 процентов от ВРП, доходы областного бюджета составляют 12 - 13 процентов от ВРП. Расходы консолидированного бюджета области составляют 16 - 20 процентов от ВРП, дефицит - 1 - 3 процента ВРП.


Государственный долг Кемеровской области на конец 2016 года составил 7 процентов от ВРП.


Следует отметить, что на проблему обеспечения сбалансированности бюджета области значительное влияние оказывает рост расходных обязательств, обусловленный, прежде всего, необходимостью реализации решений федерального центра:


рост расходов регионов на обязательное медицинское страхование неработающего населения - в Кемеровской области ежегодные расходы на эти цели увеличиваются;


рост социальных расходов бюджета для выполнения важнейших социально-экономических задач, поставленных Президентом Российской Федерации (указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012);


передача на региональный уровень ряда дополнительных полномочий в рамках совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.


Следует отметить еще одну особенность бюджетной системы Кемеровской области, а именно зависимость доходов бюджета от нескольких крупнейших плательщиков: 10 крупнейших предприятий обеспечивают около 25 процентов налоговых доходов бюджета. Данная зависимость увеличивает волатильность поступлений налогов в бюджет области - снижение показателей одного крупного плательщика может сильно повлиять на поступление доходов.