Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Кемеровской области - Кузбасса на долгосрочный период до 2035 года (с изменениями на 12 февраля 2024 года)



8. Риски реализации бюджетного прогноза


Возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного и областного бюджетов Кемеровской области является одной из ключевых задач бюджетного прогноза.


Основной риск для реализации долгосрочного прогноза доходов - циклические колебания мировой и российской экономики, которые могут привести к снижению цен на вывозимые из Кемеровской области товары, снижению инвестиций и общему спаду экономической активности. Опыт последних десятилетий показывает, что с высокой вероятностью в течение прогнозного периода может случиться как минимум один экономический кризис, сопоставимый по масштабам с финансовым кризисом 2008 - 2009 годов. После кризиса обычно происходит восстановительный рост.


В связи с высокой подвижностью внешнеэкономической конъюнктуры может наблюдаться существенная волатильность как ВРП Кемеровской области, так и поступлений доходов в бюджет Кемеровской области от бюджетообразующих отраслей.


К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие виды рисков:


1. Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал. В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен. Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста, а также формирует условия для консервации и усугубления отставания промышленного производства в области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.


2. Существенные изменения в организации межбюджетных отношений на федеральном уровне:


дальнейшая централизация доходов, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации на территории Кемеровской области, то есть увеличение доли поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет и внебюджетные фонды;


передача дополнительных расходных обязательств бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований;


сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;


ухудшение для субъектов Российской Федерации условий заимствований из федерального бюджета.


В целях минимизации негативных последствий и рисков необходимо проведение следующих мероприятий:


1) повышение доходного потенциала Кемеровской области, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения "теневого" сектора экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступления в бюджет Кемеровской области;


2) активное участие в привлечении средств федерального бюджета, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации;


3) повышение качества управления государственными финансами Кемеровской области, включая внедрение системы регулярного анализа эффективности по каждому направлению расходов;