Действующий

Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае" (с изменениями на 8 мая 2019 года)



Таблица N 1



Показатели энергоемкости Забайкальского края

Наименование показателя

Количественное значение, годы

2012

2013

2014

2015 (отчет)

2016 (оценка)

ВРП Забайкальского края, млн. руб.

214479,00

241708,70

259167,50

274204,00

290433,60

Потребление ТЭР, тыс. т у.т.

7116,00

6884,30

6649,00

6758,40

6756,20

Энергоемкость ВРП, кг у.т. / тыс. руб.

33,18

28,48

25,66

24,65

23,26

Потребление электрической энергии,

млн. кВт.<*>ч

7905,30

7972,90

7835,30

7735,30

7795,00

Электроемкость ВРП, кВт.<*>ч/тыс. руб.

36,86

32,99

30,23

28,21

26,84

Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал

6101,40

6111,50

8597,60

8460,90

8485,60

Теплоемкость ВРП, Гкал/млн. рублей

28,45

25,28

33,17

30,86

29,22


Как видно из таблицы, энергоемкость, электроемкость и теплоемкость ВРП Забайкальского края снижаются. Снижение энергоемкости ВРП является положительной тенденцией, которая в случае роста производства во всех отраслях экономики характеризует применение современных энергосберегающих мероприятий и технологий, однако в Забайкальском крае такое положение является следствием снижения промышленного производства, сокращения численности населения и, соответственно, сокращения энергопотребления.


Анализ функционирования хозяйства края показывает, что основные потери топливно-энергетических ресурсов наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении регионального хозяйства, в промышленности. В 2011 году суммарные фактические потери электроэнергии составили 13,8%, потери тепловой энергии - 19,9%, потери воды - 10,4%; в 2015 году - 12,6%, 18,3% и 16,3% соответственно.


Отсутствие приборов учета в полном объеме не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов.


Тарифное регулирование, которое применяется в Забайкальском крае, не учитывает всех проблемных аспектов энергоснабжения, так как в тариф на электрическую энергию невозможно включить все необходимые затраты. Во-первых, имеется серьезный сдерживающий фактор - предельные значения тарифов, устанавливаемые на федеральном уровне. Во-вторых, платежеспособность потребителей при значительном росте тарифов опустится ниже возможного уровня.


В случае безучетного потребления тепловой энергии малоэффективная работа устаревших систем отопления и неполное выполнение мероприятий по подготовке объектов к работе в зимний период вынуждают учреждения производить оплату за потребленную тепловую энергию по установленным нормативам потребления, что в действительности превышает реальный уровень потребления на 12 - 18%. Примерно 22% затрат на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений являются следствием неэффективного использования энергетических ресурсов и неэффективного управления потреблением энергии.


Недостаточно широко применяются энергосберегающие осветительные и другие приборы, что способствует завышению потребления электроэнергии на 5 - 10%.


Все эти негативные факторы обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения в крае.


Основной проблемой, решению которой способствует государственная программа Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае" (далее - Программа), является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Забайкальского края и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Забайкальского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу.


(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)


Повышение энергетической и экологической эффективности и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития Забайкальского края на период до 2021 года.


(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)


Таким образом, основные проблемы, предопределяющие низкую энергетическую эффективность в экономике и бытовом секторе на данном этапе социально-экономического развития Забайкальского края, на устранение которых направлена Программа, заключаются в следующем:


высокая энергоемкость экономики Забайкальского края, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;