Показатели энергоемкости Забайкальского края
Наименование показателя | Количественное значение, годы | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 (отчет) | 2016 (оценка) | |
ВРП Забайкальского края, млн. руб. | 214479,00 | 241708,70 | 259167,50 | 274204,00 | 290433,60 |
Потребление ТЭР, тыс. т у.т. | 7116,00 | 6884,30 | 6649,00 | 6758,40 | 6756,20 |
Энергоемкость ВРП, кг у.т. / тыс. руб. | 33,18 | 28,48 | 25,66 | 24,65 | 23,26 |
Потребление электрической энергии, млн. кВт.<*>ч | 7905,30 | 7972,90 | 7835,30 | 7735,30 | 7795,00 |
Электроемкость ВРП, кВт.<*>ч/тыс. руб. | 36,86 | 32,99 | 30,23 | 28,21 | 26,84 |
Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал | 6101,40 | 6111,50 | 8597,60 | 8460,90 | 8485,60 |
Теплоемкость ВРП, Гкал/млн. рублей | 28,45 | 25,28 | 33,17 | 30,86 | 29,22 |
Как видно из таблицы, энергоемкость, электроемкость и теплоемкость ВРП Забайкальского края снижаются. Снижение энергоемкости ВРП является положительной тенденцией, которая в случае роста производства во всех отраслях экономики характеризует применение современных энергосберегающих мероприятий и технологий, однако в Забайкальском крае такое положение является следствием снижения промышленного производства, сокращения численности населения и, соответственно, сокращения энергопотребления.
Анализ функционирования хозяйства края показывает, что основные потери топливно-энергетических ресурсов наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении регионального хозяйства, в промышленности. В 2011 году суммарные фактические потери электроэнергии составили 13,8%, потери тепловой энергии - 19,9%, потери воды - 10,4%; в 2015 году - 12,6%, 18,3% и 16,3% соответственно.
Отсутствие приборов учета в полном объеме не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов.
Тарифное регулирование, которое применяется в Забайкальском крае, не учитывает всех проблемных аспектов энергоснабжения, так как в тариф на электрическую энергию невозможно включить все необходимые затраты. Во-первых, имеется серьезный сдерживающий фактор - предельные значения тарифов, устанавливаемые на федеральном уровне. Во-вторых, платежеспособность потребителей при значительном росте тарифов опустится ниже возможного уровня.
В случае безучетного потребления тепловой энергии малоэффективная работа устаревших систем отопления и неполное выполнение мероприятий по подготовке объектов к работе в зимний период вынуждают учреждения производить оплату за потребленную тепловую энергию по установленным нормативам потребления, что в действительности превышает реальный уровень потребления на 12 - 18%. Примерно 22% затрат на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений являются следствием неэффективного использования энергетических ресурсов и неэффективного управления потреблением энергии.
Недостаточно широко применяются энергосберегающие осветительные и другие приборы, что способствует завышению потребления электроэнергии на 5 - 10%.
Все эти негативные факторы обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения в крае.
Основной проблемой, решению которой способствует государственная программа Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае" (далее - Программа), является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Забайкальского края и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Забайкальского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)
Повышение энергетической и экологической эффективности и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития Забайкальского края на период до 2021 года.
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)
Таким образом, основные проблемы, предопределяющие низкую энергетическую эффективность в экономике и бытовом секторе на данном этапе социально-экономического развития Забайкальского края, на устранение которых направлена Программа, заключаются в следующем:
высокая энергоемкость экономики Забайкальского края, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;