ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 января 2017 года N 14-р
[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 08.12.2009 N 656-Р "О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"]
В целях приведения правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р:
1. Внести изменения в распоряжение Правительства Республики Бурятия от 08.12.2009 N 656-р (в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 13.11.2015 N 571), изложив Стратегию развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН
Приложение
к Распоряжению Правительства
Республики Бурятия
от 13.01.2017 N 14-р
Утверждена
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 08.12.2009 N 656-р
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
I. Введение
Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. и посланием Главы Республики Бурятия Наговицына В.В. Народному Хуралу Республики Бурятия.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала.
В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Приоритетными задачами в развитии физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни являются:
1. Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
2. Достижение максимальных спортивных результатов.
3. Повышение доступности занятий физической культурой и спортом для населения Республики Бурятия.
4. Повышение эффективности управления в сфере физической культуры и спорта.
За последние годы в Республике Бурятия наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. С 2006 по 2016 год работа проводилась посредством реализации республиканских целевых программ по развитию физической культуры и спорта и Государственной программы "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики". Физическая культура и спорт являются составной частью здорового образа жизни населения Республики Бурятия, где проживает 982,3 тыс. человек, в том числе:
- 430,5 тыс. человек (городское население);
- 551,8 тыс. человек (сельское население).
В настоящее время физической культурой и спортом в Республике Бурятия занимается 30,5% населения (более 250 тыс. человек).
Наиболее высокие показатели численности систематически занимающихся физической культурой и спортом в Окинском (25,8%), Джидинском (17%), Курумканском (16,7%) районах. Самые низкие показатели в Иволгинском (8,1%), Кяхтинском (9,2%), Муйском (10,4%) районах.
Ежегодно в Республике Бурятия проводятся спортивные мероприятия: Сурхарбан, сельские спортивные игры, спартакиада школьников, спартакиада учебных заведений начального, среднего, высшего профессионального образования, чемпионаты и первенства по видам спорта, в соответствии с единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, международные и всероссийские турниры по вольной борьбе и стрельбе из лука. Всероссийские массовые соревнования: "Кросс Нации", "Оранжевый мяч", "Российский азимут", "Лыжня России", "Кожаный мяч".
Опорными видами спорта в республике были и продолжают оставаться: легкая атлетика, бокс, борьба, стрельба из лука, пулевая стрельба, тхэквондо ВТФ. Наиболее массовые виды спорта - футбол, волейбол, баскетбол. Большой популярностью у молодежи пользуются восточные единоборства.
В составы сборных команд России входят более 70 спортсменов из Республики Бурятия. Норматив мастера спорта России ежегодно выполняют до 40 человек. Победителями и призерами российских соревнований становятся около 60 спортсменов, чемпионатов мира и Европы - более 10 человек.
Подготовку спортивного резерва в Республике Бурятия ведут 42 ДЮСШ и 5 СДЮСШОР, республиканский многоуровневый колледж, школа высшего спортивного мастерства.
II. Вызовы предстоящего долгосрочного периода
В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем.
Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.
Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные задачи, решение которых требует современных и своевременных подходов.
Основными проблемами, сдерживающими развитие и эффективное использование физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни населения Республики Бурятия, являются низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями, их оснащение современным инвентарем и оборудованием. Республика Бурятия обеспечена объектами спорта: спортивными залами - 44,3% от социальных нормативов (1,56 тыс. кв. м на 10 тыс. чел. населения), плавательными бассейнами - 6,2% (46,3 кв. м на 10 тыс. чел. населения), плоскостными сооружениями - 43,6% (8,5 тыс. кв. м на 10 тыс. чел. населения).
Должным образом не осуществляется капитальный ремонт и реконструкция ряда спортивных залов и бассейнов, в результате чего техническое состояние многих из них представляет угрозу для здоровья спортсменов. Также это является одной из причин крайне медленного роста числа занимающихся в платных группах. По этим причинам остается неудовлетворенным спрос различных групп населения на качественные и безопасные услуги. Необходимо отметить, что в Республике Бурятия имеются спортивные сооружения (Центральный стадион, Физкультурно-спортивный комплекс), соответствующие современным требованиям для проведения крупных международных соревнований, но отсутствуют такие сооружения, как лукодром, крытый каток, центр адаптивной физической культуры и спорта, что в значительной степени отрицательно влияет на имидж Республики Бурятия.
Серьезной проблемой в Республике Бурятия остается развитие кадрового потенциала. Устаревшая учебно-материальная база, слабое внедрение инновационных спортивных технологий в систему образования Республики Бурятия привели к низкой конкурентоспособности республики среди субъектов Российской Федерации по организации физкультурно-спортивной работы. Низкая заработная плата в отрасли физической культуры и спорта сказывается на привлечении и удержании молодых специалистов.
Перспективы развития массовой физической культуры и спорта в Республике Бурятия в значительной степени зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки физкультурных и управленческих кадров.
III. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан республики вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность Республики Бурятия.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
7) создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.
IV. Целевые показатели реализации Стратегии
Целевые показатели реализации Стратегии определены в приложении к Стратегии.
V. Создание новой национальной системы физкультурно- спортивного воспитания населения
1. Основными направлениями создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:
1) разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;
2) совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;
3) совершенствование взаимодействия муниципальных образований в сфере физической культуры и спорта;
4) разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп;
5) разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.
2. Для создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих мер:
1) создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
2) совершенствование ежегодного единого календарного плана спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Составной частью единого календарного плана должна стать система спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в Бурятии;
3) разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику, в зависимости от индивидуальных особенностей граждан;
4) обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях;
5) реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в Республике Бурятия видов спорта;
6) повышение статуса спортивных федераций по видам спорта;
7) совершенствование нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий муниципальных образований в Республике Бурятия в сфере физической культуры и спорта;
8) проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.
3. Ожидаемыми результатами новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:
регулярность проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения республики;
выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений.
VI. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни
1. Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:
1) определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
2) поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
3) формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
4) пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;
5) разработка и реализация республиканских информационно-пропагандистских кампаний в рамках движения "Спорт для всех";
6) проведение оценки эффективности пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
7) оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;
8) разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения.
2. Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер:
1) осуществление исследований по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения и определению эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;
2) использование возможностей сети Интернет для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятия физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;
3) активное привлечение к пропаганде спорта ведущих спортивных специалистов, спортсменов, политиков, общественных деятелей, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;