ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2017 года N 11-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 30.12.2015 N 649-П
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Тюменской области от 02.03.2020 N 103-п.
____________________________________________________________________
В постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 649-п "Об утверждении программы Тюменской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 - 2025 годы" внести следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 18 января 2017 года N 11-п
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ НОВЫХ МЕСТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГНОЗИРУЕМОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ И СОВРЕМЕННЫМИ УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ НА 2016 - 2025 ГОДЫ"
Ответственный исполнитель программы | Департамент образования и науки Тюменской области |
Соисполнители программы | Главное управление строительства Тюменской области; Департамент имущественных отношений Тюменской области |
Цель Программы | Обеспечить создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения. |
Задачи Программы | Обеспечение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций, перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50% и выше, создание условий для реализации ФГОС в ходе поэтапного перехода на новые стандарты. |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | - Создание 48274 новых места в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, в том числе введенных путем: - 9755 мест за счет строительства новых объектов и модернизации существующей инфраструктуры общего образования; - 38519 мест за счет повышения эффективности использования внутренних резервов школ и иных объектов образовательного пространства региона; - удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях - 100%, в том числе обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования - 100%. |
Сроки реализации Программы | I этап - 2016 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2016 - 2025 годах составит 8681,170 млн. рублей, в том числе: - за счет средств областного бюджета (местных бюджетов) - 8681,170 млн. рублей. Объем финансирования Программы в 2016 - 2020 годах составит 7706,622 млн. рублей, в том числе: - за счет средств областного бюджета (местных бюджетов) - 7706,622 млн. рублей. Объем финансирования Программы в 2021 - 2025 годах составит 974,548 млн. рублей, в том числе: - за счет средств областного бюджета (местных бюджетов) - 974,548 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | При реализации I этапа Программы (2016 - 2020 годы): - к 2021 году обучающиеся 1 - 4 классов и 10 - 11(12) классов в общеобразовательных организациях перейдут на обучение в одну смену; - будет удержан существующий односменный режим обучения. |
При реализации II этапа Программы (2021 - 2025 годы): - к 2021 году условия, соответствующие требованиям ФГОС, будут обеспечены 100 процентам обучающихся; - к 2024 году в одну смену станут учиться обучающиеся 5 - 9 классов общеобразовательных организаций; - к 2025 году 100% обучающихся перейдут из зданий общеобразовательных организаций с износом 50% и выше в новые общеобразовательные организации (что обеспечит снижение показателей числа аварийных зданий и зданий, требующих капитального ремонта); - будет удержан существующий односменный режим обучения с учетом обеспечения условий, соответствующих требованиям ФГОС. По итогам реализации Программы: - все обучающиеся в общеобразовательных организациях станут обучаться в одну смену в условиях, соответствующих требованиям ФГОС; - 100% обучающихся перейдут из зданий с износом 50% и выше в новые здания общеобразовательных организаций. |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА, В РАЗРЕЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В Тюменской области ведется системная работа, направленная на создание условий для осуществления непрерывного, доступного, качественного обучения, воспитания и развития обучающихся, формирования комфортной и безопасной социальной среды.
На протяжении последних 7 лет отмечается растущая позитивная демографическая динамика. Стабильно увеличивается численность детей школьного возраста (2016 г. - 175,4 тыс. чел., 2015 г. - 165,5 тыс. чел., 2013 г. - 149,4 тыс. чел., 2011 г. - 140,5 тыс. чел., 2009 г. - 134,0 тыс. чел., 2007 г. - 137,3 тыс. чел.).
В плановом периоде до 2020 года продолжается увеличение численности детей до 200,0 тыс. чел (таблица 1). Перспективные значения показателя сформированы с учетом прогноза демографического роста, проведения соответствующих мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции зданий общеобразовательных организаций, а также строительства новых школ в динамично развивающихся территориях.
Таблица 1
Показатели/годы | 2015 (факт) | Прогноз | ||||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Численность обучающихся, чел. - всего, в том числе: | 165509 | 175352 | 179920 | 188400 | 196550 | 200000 |
- 1 - 4 классов | 74998 | 78908 | 81092 | 84908 | 88576 | 90000 |
- 5 - 9 классов | 75561 | 80662 | 82610 | 86510 | 90259 | 92000 |
- 10 - 11 (12) классов | 14950 | 15782 | 16218 | 16982 | 17715 | 18000 |
Численность работников школ, чел. | 17011 | 17186 | 17409 | 17827 | 18219 | 18383 |
В целях создания современных и комфортных условий для обучения и развития детей в области реализуется комплекс мероприятий, направленный на приведение образовательных учреждений в нормативное состояние, сокращение численности школьников, обучающихся во вторую смену (обучения детей в третью смену в области не было, риск перехода на трехсменное обучение отсутствует). Работа по созданию современных условий обучения и воспитания ориентирована на требования новых образовательных стандартов и носит комплексный и планомерный характер.
Потребность в увеличении количества мест в общеобразовательных учреждениях актуальна, в первую очередь, для вновь возводимых микрорайонов г. Тюмени. Активное развитие региона сопровождается увеличением объемов жилищного строительства. Отказ от точечной застройки, комплексное строительство микрорайонов, включающее возведение социальных объектов, на сегодняшний день - обязательное условие для дальнейшего развития территории и г. Тюмени, и иных муниципальных образований области в целом. Правительством области проведена работа по вовлечению в оборот земель, находящихся в собственности Тюменской области и федерального Фонда развития жилищного строительства. В 2013 году через аукционы для комплексной застройки был предоставлен 21 земельный участок общей площадью почти 500 гектаров. Это позволяет областному центру расширить свои границы. Всего за время работы с Фондом развития жилищного строительства в оборот вовлечено более 1300 гектаров федеральных земель, на которых будет построено порядка 3,5 миллионов квадратных метров жилья.
Более 1 млн. 820 тысяч квадратных метров жилья введено в Тюменской области за одиннадцать месяцев 2015 года, из них 1 млн. 106 тысяч квадратных метров в г. Тюмени. Наиболее активное строительство осуществляется в Восточном, Калининском и Ленинском административных округах г. Тюмени: это районы жилых комплексов Суходолье, Ямальский-2, Новый Мыс, Ямальский-1, мкр. Восточный-2, мкр. Тура.
Положительный демографический прогноз актуализировал задачу обеспечения местами в детских садах. В области в 2012 году достигнут 100% охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет и стабильно удерживается до настоящего времени. Область активно участвует в программе по модернизации региональных систем дошкольного образования. В условиях 100% охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет, приоритетным направлением является продолжение развития сети дошкольных организаций при комплексном освоении территории в целях жилищного строительства с учетом прогнозируемой потребности.
Аналогичный системный подход реализуется при строительстве зданий школ. В этих целях программный комплекс мер предусматривает увеличение площадей для обеспечения населения местами в школах с учетом текущей и перспективной потребности. Так, за последние 3 года в активно застраиваемых микрорайонах г. Тюмени реализовано 3 проекта строительства школ общей проектной мощностью 3 025 учебных мест, из них 2 школы мощностью 1100 учебных мест каждая были построены по одному проекту с учетом изменений, вызванных особенностями земельного участка. Вместе с тем, анализ выявил наличие проблемы неэффективного использования имеющихся площадей, в ряде случаев - предоставление школьных площадей в аренду иным организациям (данный факт был объективно оправдан в период снижения контингента обучающихся).
Кроме того, выявлены управленческие стереотипы в отношении определения места, форм и режима организации урочных и внеурочных занятий, формирования школьного расписания, использования имеющихся внутренних ресурсов и внешней инфраструктуры образовательных учреждений. Это снижает эффективность внедрения новых стандартов образования и требует обновления управленческих подходов к организации образовательного процесса и формирования образовательного пространства во всех школах, независимо от правового статуса, места расположения и численности контингента детей.
Использование типовых проектов, ранее реализованных в Тюменской области, в условиях ограниченного бюджетирования позволяет снизить стоимость строительства не только на стадии проектирования, но и возводить здания в сжатые сроки, использовать типовой подход к разработке технических заданий и оснащению образовательных организаций оборудованием и инвентарем, повысить эффективность расходования бюджетных средств.
В настоящее время с учетом потребности населения в образовательных услугах в активно застраиваемых районах г. Тюмени необходимо строительство объектов новых зданий:
- школа на 1500 мест в мкр. Восточный-2;
- школа на 1200 мест в районе улиц Янтарная - Бориса Житкова (район жилых комплексов Суходолье);
- школа на 1200 мест в мкр. Ямальский-2
- школа на 1200 мест в п. Мыс;
- школа на 1200 мест в мкр. Ямальский-1.
Кроме того, проведен анализ состояния сети, который показал, что 10% зданий иных муниципальных образований требуют реконструкции или капитального ремонта в связи с большим износом конструктивных элементов. Выполнение данных мероприятий позволит повысить безопасность образовательного процесса, обеспечит современные условия для обучения. Некоторые здания не имеют всех видов благоустройств, инфраструктура части школ не соответствует новым требованиям стандартов. Кроме того, в отдаленных сельских территориях сохраняются здания школ, спроектированные и построенные в 50 - 70 годы прошлого столетия.
В целом, за последние 10 лет в Тюменской области построено 39 и реконструировано 5 школ общей проектной мощностью 14 774 учебных места, из них в сельской местности - 5 558, в городской местности - 9 216. В 2013 году Правительством Тюменской области реализован широкомасштабный проект по строительству и вводу в эксплуатацию новых школ, в том числе компактных школ сельского типа с блоком дошкольного отделения. Строительство школ осуществлялось как за счет средств областного бюджета, так и с привлечением средств инвесторов (с последующим приобретением в муниципальную собственность).
Проводимые мероприятия позволили удержать показатель "Доля обучающихся во вторую смену" на уровне 11 - 12% (таблица 2).
Таблица 2
Показатели | 2015 (факт) | Прогноз | |||||||||
2016 (оценка) | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | ||
Численность обучающихся, чел. - всего | 165509 | 175352 | 179920 | 188400 | 196550 | 200000 | 210000 | 213250 | 220000 | 225000 | 225000 |
Численность обучающихся во 2 смену, чел., в том числе: | 18726 | 20507 | 21033 | 21904 | 21700 | 19575 | 17013 | 11409 | 5805 | 2943 | 0 |
город | 16850 | 18456 | 18926 | 19714 | 19530 | 17617 | 15312 | 10268 | 5225 | 2649 | X |
село | 1876 | 2051 | 2107 | 2190 | 2170 | 1958 | 1701 | 1141 | 580 | 294 | X |
1 - 4 классов | 5618 | 6152 | 6320 | 6571 | 6510 | 5873 | X | X | X | X | X |
город | 5056 | 5537 | 5687 | 5914 | 5859 | 5285 | X | X | X | X | X |
село | 562 | 615 | 633 | 657 | 651 | 588 | X | X | X | X | X |
5 - 9 классов | 13108 | 14355 | 14713 | 15333 | 15190 | 13702 | 17013 | 11409 | 5805 | 2943 | X |
город | 11795 | 12919 | 13239 | 13800 | 13671 | 12332 | 15312 | 10268 | 5225 | 2649 | X |
село | 1313 | 1436 | 1474 | 1533 | 1519 | 1370 | 1701 | 1141 | 580 | 294 | X |
10 - 11 (12) классов | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
город | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
село | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Доля обучающихся во 2 смену, % | 11,31 | 11,69 | 11,69 | 11,63 | 11,04 | 9,79 | 8,10 | 5,35 | 2,64 | 1,31 | X |
По состоянию на начало 2016 - 2017 учебного года общая проектная мощность школ превышает фактическую наполняемость (количество учебных мест - 188347, численность обучающихся - 175352 чел., средняя наполняемость классов - 20 чел.).
За последние годы в образовательных организациях, где вопрос нехватки мест стоял остро, - решен. При этом, несмотря на общие положительные показатели, потребность в увеличении количества мест в общеобразовательных учреждениях, а также в формировании открытого образовательного пространства, обеспечивающего развитие и комфортное пребывание детей, остается, особенно в условиях поэтапного перехода на ФГОС. В основном эта потребность актуальна для вновь возводимых микрорайонов с плотной жилой застройкой, а также в труднодоступных местностях, где возможности использования сетевых ресурсов ограничены в силу отдаленности мест расположения школ.
Исходя из анализа потребностей, в области активно проводится работа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту учреждений образования с учетом современных требований к безопасности образовательного процесса, санитарным нормам, архитектурным и планировочным решениям и технологиям строительства зданий.
Показатели | 2015 (факт) | Прогноз | ||||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Число введенных школ за счет строительства, реконструкции, приобретения зданий, возврата в систему общего образования | 4 | 0 | 3 | 2 | 1 | 4 |
- городская местность | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 4 |
- сельская местность | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Число введенных мест за счет строительства, реконструкции, приобретения зданий, возврата в систему общего образования | 1335 | 85 | 1730 | 2500 | 900 | 4000 |
- городская местность | 1215 | 85 | 1600 | 2500 | 900 | 4000 |
- сельская местность | 120 | 0 | 130 | 0 | 0 | 0 |