АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2016 года N 721-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 573-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Волгоградской области от 29 октября 2013 года N 573-п "О государственной программе Волгоградской области "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы" изменение, изложив государственную программу Волгоградской области "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы, утвержденную названным постановлением, в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора
Волгоградской области
Е.А.ХАРИЧКИН
Приложение
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 26 декабря 2016 года N 721-п
"Утверждена
постановлением
Правительства
Волгоградской области
от 29 октября 2013 года N 573-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Паспорт государственной программы Волгоградской области "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы
Ответственный исполнитель государственной программы | - | комитет промышленности и торговли Волгоградской области |
Соисполнители государственной программы | - | комитет экономики Волгоградской области, комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, комитет физической культуры и спорта Волгоградской области, комитет образования и науки Волгоградской области, комитет по труду и занятости населения Волгоградской области, комитет строительства Волгоградской области, комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области |
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма "Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности"; подпрограмма "Развитие производства и потребления композиционных материалов (композитов) и изделий из них в Волгоградской области"; подпрограмма "Повышение эффективности взаимодействия с субъектами промышленной деятельности" |
Цель государственной программы | - | обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства и повышение конкурентоспособности промышленности Волгоградской области |
Задачи государственной программы | - | предотвращение негативных последствий кризисных явлений в экономике в сфере промышленности; стимулирование привлечения инвестиций в создание и развитие индустриальных парков; содействие увеличению объемов производства и потребления композиционных материалов и изделий из них; повышение эффективности взаимодействия с субъектами промышленной деятельности |
Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | - | количество субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, приобретающих оборудование в целях модернизации производства, - 36 единиц; количество индустриальных (промышленных) парков - 5 единиц; количество промышленных кластеров - 2 единицы; общее количество региональных предприятий и организаций, производящих композиционные материалы, конструкции и изделия из них, - 21 единица; количество субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, которым оказано содействие по обеспечению рабочими и инженерными кадрами, - 200 единиц; объем участия субъектов деятельности в сфере промышленности в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах - 1300 млн. рублей (последний год реализации - 2016); объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающие производства - 53 млрд. рублей (последний год реализации - 2016); количество субъектов промышленной деятельности, участвующих в государственных и федеральных целевых программах, - 13 единиц (последний год реализации - 2014); доля использованных передовых производственных технологий организациями промышленных производств к использованным передовым технологиям в целом по экономике - 83,73 процента (последний год реализации - 2014); количество действующих соглашений с промышленными предприятиями и организациями о социально-экономическом сотрудничестве - 57 единиц (последний год реализации - 2014); количество наименований композитной продукции, производимой промышленными предприятиями Волгоградской области, - 10 единиц (последний год реализации - 2014); количество созданных рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, в субъектах деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, получивших государственную поддержку, - 150 единиц; объем внебюджетных инвестиций в основной капитал, вложенных субъектами деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, получившими государственную поддержку, - 8108300 тыс. рублей; количество субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, освоивших производство импортозамещающих видов продукции, - 60 единиц |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах в один этап |
Объемы и источники финансирования государственной программы | - | общий объем финансирования государственной программы на 2014 - 2020 годы составит 23220600 тыс. рублей, из них по годам и источникам финансирования: а) средства федерального бюджета в 2014 году - 2000000 тыс. рублей; б) средства областного бюджета - 162050 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 54000 тыс. рублей; 2020 год - 108050 тыс. рублей; в) средства внебюджетных источников (средства предприятий) - 21058550 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 10004000 тыс. рублей; 2018 год - 140000 тыс. рублей; 2019 год - 1100000 тыс. рублей; 2020 год - 9814550 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | индекс промышленного производства - 102,5 процента; объем отгруженных товаров, работ, услуг субъектами деятельности в сфере промышленности Волгоградской области на одного жителя - 335 тыс. рублей; объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций обрабатывающих производств - 63900000 тыс. рублей; темп роста заработной платы работников по полному кругу организаций обрабатывающих производств к уровню 2012 года - 177 процентов; объем производства композиционных материалов промышленными предприятиями Волгоградской области - 4100 млн. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Основополагающими документами, определяющими политику Волгоградской области в сфере развития промышленного комплекса, являются:
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (определены целевые показатели экономического развития);
В структуре промышленного производства Волгоградской области за 2014 год наибольший удельный вес занимали обрабатывающие производства - более 83 процентов, из них на производство и распределение электроэнергии, газа и воды приходится 9,4 процента (в 2012 году - 9 процентов), добычу полезных ископаемых - 6,8 процента (в 2012 году - 7,4 процента). Доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства составляет:
производство нефтепродуктов - 34,5 процента (в 2012 году - более 35 процентов);
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 16,5 процента (в 2012 году - 16,3 процента);
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 10,8 процента (в 2012 году - 8,9 процента);
химический комплекс - 7,5 процента (в 2012 году - 8,1 процента);
машиностроительный комплекс - 4,3 процента;
производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 4,1 процента (в 2012 году - 5,1 процента).
Анализ структуры промышленности Волгоградской области показывает:
в 2012 году (по сравнению с 1990 годом) увеличение доли производства нефтепродуктов и металлургии и снижение доли отраслей, работающих на потребительский спрос (легкой и пищевой промышленности), а также отраслей, влияющих на инвестиционный спрос (машиностроительный и химический комплексы);
в 2014 году объемы производства кокса и нефтепродуктов составили 112,8 процента, в текстильной и швейной промышленности - 105,3 процента, в пищевой промышленности - 105,1 процента. Кроме того, наблюдается рост объемов промышленного производства в производстве машин и оборудования (на 1,8 процента) и в металлургии (на 0,7 процента).
Промышленность Волгоградской области представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, насчитывающий 425 крупных и средних предприятий, в том числе 234 предприятия обрабатывающих производств. На промышленных предприятиях региона занято 230 тыс. человек, или 18,3 процента от всех работающих в Волгоградской области. На долю промышленности по объему отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг приходится более 35 процентов валового регионального продукта (далее именуется - ВРП), более 30 процентов промышленного производства Южного федерального округа (далее именуется - ЮФО) и более чем 1,5 процента - Российской Федерации.
За 2012 год индекс промышленного производства Волгоградской области увеличился и составил 103,5 процента, что выше показателя Российской Федерации (102,6 процента).
По индексу промышленного производства среди регионов Российской Федерации Волгоградская область улучшила показатель с 57-го места в 2011 году до 43-го места в 2012 году.
Индекс промышленного производства региона в 2014 году составил 100,7 процента (по Российской Федерации - 101,7 процента, по ЮФО - 102,7 процента), по данному показателю Волгоградская область заняла 54-е место в Российской Федерации. Положительная динамика индекса промышленного производства наблюдается в обрабатывающих производствах - 102,3 процента (по Российской Федерации - 102,1 процента).
В 2012 году объем отгруженных товаров собственного производства составил 575000000 тыс. рублей, что на 37000000 тыс. рублей больше, чем в 2011 году.
По объему промышленного производства Волгоградская область [в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (разделы C, D и E Общероссийского классификатора видов экономической деятельности)] занимает 20-е место среди субъектов Российской Федерации.
По объему отгруженных товаров собственного производства на душу населения по итогам 2012 года Волгоградская область заняла 36-е место среди регионов Российской Федерации.
В 2014 году отгружено промышленной продукции на 638000000 тыс. рублей, прирост - более 58000000 тыс. рублей.
По данному показателю Волгоградская область по-прежнему находится на втором месте в ЮФО после Краснодарского края (774700000 тыс. рублей).
По объему производства на душу населения Волгоградская область занимает первое место в ЮФО - 248,7 тыс. рублей (за 2012 год - 221 тыс. рублей).
Однако, несмотря на положительную динамику темпов промышленного производства, у предприятий много нерешенных проблем, многие виды продукции неконкурентоспособны, что еще более усугубляет положение. Отдельные предприятия находятся в сложном финансово-экономическом положении.
В настоящее время в развитии промышленности Волгоградской области существует ряд проблем, таких как:
отсутствие инфраструктуры поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области;
недостаточное участие организаций в осуществлении технологических инноваций, в том числе по производству композитных материалов и изделий из них;
низкий уровень информированности об имеющихся инновационных проектах;
недостаток квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена технического профиля, отвечающих современным требованиям рынка;
недостаточное участие субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах;
нестабильная внешнеполитическая ситуация. Отношения с зарубежными партнерами продолжают оставаться напряженными, а взаимные экономические санкции негативно сказываются на возможностях российской экономики;
увеличение себестоимости продукции вследствие роста затрат на энергоресурсы, а также реализация энергосберегающих мероприятий в недостаточном объеме.
Решение перечисленных проблем возможно в рамках программно-целевого метода. Задачей комитета промышленности и торговли Волгоградской области является обеспечение достижения конкретных показателей и индикаторов социально-экономического развития промышленности региона на основе программно-целевого метода путем реализации конкретных программных мероприятий.
Успешное использование программно-целевого метода позволит с определенной точностью прогнозировать изменения экономического состояния региона.
В соответствии с поставленной целью необходимо сохранять и развивать дифференцированную структуру основных видов промышленной деятельности на территории Волгоградской области. В Волгоградской области (в отличие от других узкоспециализированных регионов) необходимо развивать традиционные виды промышленной деятельности (добычу нефти и нефтепереработку, металлургическое производство, химическое производство и машиностроение, легкую промышленность), являющиеся стратегическими. Глубокая дифференциация по видам промышленной деятельности является важным условием стратегической устойчивости промышленного комплекса.
В условиях сложившейся внешнеполитической ситуации большое значение приобретает ориентация на конкурентоспособную конечную продукцию. В связи с этим необходимо стремиться к организации региональной производственной системы по замкнутому циклу воспроизводства и замещения всех видов ресурсов (в пределах крупных индустриальных центров, агломераций, территориальных образований) с полной переориентацией экономической деятельности на выпуск конечного готового продукта с высокой добавленной стоимостью.
Эффективность реализации целей регионального развития во многом определяется возможностью совмещения интересов крупного бизнеса с проблемами развития региона. Предприятия крупного бизнеса во многом определяют инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона в целом. Привлекая инвестиции в основной капитал, предприятия осуществляют модернизацию и реконструкцию производств и способствуют социально-экономическому развитию Волгоградской области, созданию новых рабочих мест.
Государственная программа определяет задачи промышленной деятельности в Волгоградской области на 2014 - 2020 годы и позволяет сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы для достижения поставленных целей, используя при этом в основном средства предприятий, частично - средства областного и федерального бюджетов.
Государственная программа способствует развитию промышленности Волгоградской области и повышению ее конкурентоспособности. Мероприятия, предусмотренные государственной программой, направлены на достижение показателей, перечисленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики":
создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест;
увеличение объема инвестиций в ВРП;
увеличение доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП;
увеличение производительности труда;
увеличение размера реальной заработной платы.
Кроме того, реализация государственной программы способствует:
росту объемов промышленного производства в Волгоградской области;
формированию условий для размещения на территории Волгоградской области новых высокотехнологичных предприятий по производству конкурентоспособной экспортно ориентированной продукции;
увеличению инвестиций в основной капитал, направленных в промышленное производство;
увеличению налоговых платежей субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области в консолидированный бюджет Волгоградской области;
увеличению количества субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, освоивших производство импортозамещающих видов продукции, увеличению количества наименований импортозамещающей продукции, производимой промышленными предприятиями Волгоградской области;
увеличению количества субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, которым оказано содействие в налаживании кооперационных связей.
В то же время необходимо отметить, что существуют внешние и внутренние факторы (риски), наступление которых может повлечь за собой снижение показателей реализации государственной программы.
Возможными внешними факторами (рисками) реализации государственной программы могут являться:
макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области осуществлять инновационные проекты, обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития, а также возможности перехода к новым ресурсосберегающим технологиям;
внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
финансовые риски, связанные с ростом банковских ставок по кредитам, что ограничивает привлечение заемных средств субъектами деятельности в сфере промышленности Волгоградской области и снижает конкурентоспособность производимой продукции;