Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


3.4. Новое качество образования


Образование - основа благосостояния народов. В Республике Саха (Якутия) сфере образования уделяется первостепенное внимание, реализованы проекты комплексной модернизации дошкольного, общего и профессионального образования.

Ежегодно строятся по 10 зданий школ и более 20 детских садов. Доля школьников, обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям, увеличилась с 24% в 2006 году до 78,5% в 2015 году. К 2016 году ликвидирована очередность в дошкольные образовательные организации для детей от 3 до 7 лет.

Реализация комплексного проекта модернизации образования положила начало системным изменениям: совершенствуется система подушевого финансирования, система оплаты труда, создана нормативная база для развития негосударственного сектора в сфере образования и равного финансирования вне зависимости от формы собственности по нормативам на 1 обучающегося. Осуществляется поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов уровней общего образования, внедрены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования. В образовательных организациях реализуется Концепция развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия). В республике принят новый Закон об образовании с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей.

Для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, сохранения этнокультурных особенностей реализуются вариативные программы профильного, дуального, инклюзивного образования. Профильным обучением охвачено 65,5% обучающихся старших классов. В 57 школах выпускники с аттестатом о среднем общем образовании получают свидетельство о профессиональной подготовке.

Для сохранения, изучения и развития исчезающих языков, культур и традиций в школах обеспечивается изучение 5 языков коренных малочисленных народов Севера, функционируют кочевые школы.

В образовательный процесс внедряются информационно-коммуникационные технологии: осуществляется дистанционное обучение, в том числе для детей-инвалидов, создан Портал образовательных услуг республики, в том числе реализуется услуга "Электронный дневник".

Особое внимание уделено созданию условий для развития талантов и способностей среди детей и молодежи. Создано республиканское детское движение. В целях подготовки будущей интеллектуальной элиты республики создана Малая академия наук. С 2010 года в 1,5 раза увеличился охват школьников мероприятиями для одаренных детей. Для поддержки молодых талантов учреждены ежемесячные стипендии для 100 действительных членов и 100 членов-корреспондентов Малой академии наук, 10 грантов для обучающихся на проведение научно-исследовательских работ, включая научные экспедиции. С 2010 года 127 выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов, ежегодно 8 - 9 обучающихся становятся призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Охват детей дополнительными образовательными программами в образовательных организациях повысился с 58% в 2010 г. до 71,7% в 2015 г.

Между тем, в сфере развития образования, обеспечения его качественного уровня, соответствующего целям опережающего развития, выделяется ряд проблем. С учетом демографических процессов, территориальных особенностей, тенденций внутрирегиональной миграции наблюдаются диспропорции в обеспеченности объектами образования. В настоящее время из 636 школ республики (включая коррекционные) 72% (465) находятся в сельской местности, при этом 207 из них имеют статус малокомплектных. Доля обучающихся во вторую смену по республике одна из высоких среди субъектов ДФО и составляет 19,8% (по РФ - 14%), в том числе в городской местности - 29,1% (в г. Якутске - 46%), в сельской - 7,4%. Охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными организациями по оценке составляет 65,4%. Остается невысокой обеспеченность общежитиями (только по городу Якутску не более 50%).

В 2015 году по итогам независимого общественного совета конкурса "500 Лучших школ России" вошли 5 школ республики, "200 Лучших сельских школ России-2015" - 2 школы, "200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учеников" - 1 школа.

Система среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) признана одной из лучших в России, в 2015 году в ТОП-100 рейтинга независимого общественного совета конкурса "100 лучших организаций среднего профессионального образования России" вошли 8 техникумов, колледжей и училищ республики.

Для обеспечения соответствия качества подготовки профессиональных образовательных программ потребностям общества и экономики с внедрением с 2011 года новых стандартов профессионального образования внедряются новые формы интеграции профессионального образования и предприятий-работодателей, реализуется новый проект в рамках международного олимпиадного движения среди рабочей молодежи "Молодые профессионалы". Создано 8 профессионально-образовательных кластеров, 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций, 7 специализированных центров компетенций "Молодые профессионалы". Все образовательные программы разработаны с участием работодателей. Заключено 30 соглашений о сотрудничестве в области подготовки квалифицированных кадров с крупными компаниями, действующими на территории республики.

17% профессиональных образовательных организаций расположены в сельской местности, 28,6% учебных корпусов, мастерских и общежитий в деревянных зданиях. Остается невысокой обеспеченность общежитиями - 60% от общей доли нуждающихся в общежитии, в городе Якутску - 41%.

Высшее образование в республике представлено 7 организациями высшего образования и 9 филиалами центральных вузов.

Одним из существенных конкурентных преимуществ Якутии является функционирование Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова - флагмана высшего образования республики, призванного стать ведущим научно-исследовательским и образовательным центром на Северо-Востоке России. Также действуют федеральные организации - Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Арктический государственный институт культуры и искусств и организация республиканского подчинения - Высшая школа музыки, в которых ведется целевая подготовка специалистов с учетом потребности экономики.

Кроме того, ежегодно на условиях целевой контрактной подготовки специалистов за пределами республики в вузах Центра, Сибири и Дальнего Востока обучаются тысячи студентов-якутян. Между тем, существенная часть обучившихся выпускников, в республику не возвратилась. Соответственно, выявление талантливых детей, молодежи и их обучение - это только первый шаг, основной задачей становится принятие мер по гарантированному трудоустройству выпускников и их закреплению на территории республики. Мерами гарантированного трудоустройства являются: создание банка данных молодых специалистов - социальной сети профессиональных контактов бывших якутян со всего мира, который мог бы стать одним из источников для пополнения кадров и кадрового резерва Якутии; предоставление социальных выплат на приобретение или аренде жилья высококвалифицированным специалистам.

Цель (Ц-1.4.): Открытое пространство конкурентоспособной системы образования с учетом потребностей общества и инновационного развития экономики.

Задачи и основные мероприятия:

З-1.4.1. Совершенствовать содержание образования, образовательные программы дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации:

- разработка и апробация вариативных и уровневых образовательных программ в соответствии с запросами обучающихся, потребностей социокультурной среды и инфраструктуры производства;

- внедрение индивидуальных образовательных программ обучающихся;

- разработка и внедрение моделей эффективной образовательной сети с учетом потребностей социокультурной среды и инфраструктуры производства.

- создание аналитического центра в сфере образования с системой автоматизированного сбора и обработки информации, отчетности;

- создание системного интегратора образовательных программ "Дата-центр" (реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями);

- определение показателей качества образования на региональном уровне;

- осуществление систематического мониторинга качества образования (образовательных организаций и индивидуальных образовательных достижений обучающихся).

З-1.4.2. Создать инфраструктуру сферы образования, соответствующую современным мировым стандартам:

- строительство объектов сферы образования, соответствующих современным стандартам;