Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


4.1.5. Развитие Арктической зоны


З-2.1.5. Создание условий для повышения уровня жизни на арктических территориях Республики Саха (Якутия).

Устойчивое развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) опирается на:

развитие традиционных отраслей экономики Севера: оленеводства и рыболовства с созданием на их основе перерабатывающих производств, охотничьего промысла;

продуманную и экономически обоснованную схему расселения;

внедрение новых технологий строительства, связи, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, позволяющих в перспективе сократить издержки как частного, так и бюджетного сектора;

государственной поддержке, обеспечивающей транспортную доступность, энергетическую безопасность, оптимальные жилищные условия и региональные социальные стандарты в здравоохранении и образовании;

в перспективе на создание инфраструктуры Северного морского пути и освоение крупных месторождений полезных ископаемых.

Хозяйственное освоение арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) будет строиться на следующих принципах:

воспроизводства и наращивания минерально-сырьевой базы;

максимального природосбережения: учитывая хрупкость природной среды арктических и северных районов, при ее освоении должны выполняться наиболее жесткие природоохранные и экологические нормы и использоваться наиболее эффективные природосберегающие технологии;

создания условий населению для жизнеобеспечения и удовлетворения основных социально-бытовых и культурных потребностей;

сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных народов Севера.

Арктическая зона Республики Саха (Якутия) неотъемлемо связана с перспективами развития Арктической зоны Российской Федерации. В свете активизации Арктического вектора развития страны, развитию Республики Саха (Якутия) Якутии и смежных территорий будет уделяться повышенное внимание путем реализации политики особого хозяйственного освоения территорий.

В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации предусмотрено комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, которое предусматривает совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развитие ресурсной базы Арктической зоны за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса.

В целях нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с созданием и обеспечением функционирования "опорных зон", установления механизмов льготирования и поддержки арктических проектов, в рамках федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации)" требуется дополнительное включение 8 районов Республики Саха (Якутия), в том числе Абыйского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганского, Момского, Оленекского, Среднеколымского, Эвено-Бытантайского районов, в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации.

На федеральном уровне критериями отнесения территорий к Арктической зоне Российской Федерации являются базовые (стратегическая значимость для обеспечения национальной безопасности, единство природно-хозяйственных систем, устойчивая экономическая связь с Северным морским путем) и дополнительные (географические, гидрографические, природно-климатические, социально-экономические, инфраструктурные, демографические и природно-экологические).

При этом учитывается "бассейновый подход" к специализации и развитию территорий. Объединяющим признаком и конкурентным преимуществом всех регионов Арктической зоны Республики Саха (Якутия) является их выход к Северному Ледовитому океану с системой впадающих в него арктических рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма. Улусы, расположенные в бассейнах данных рек, образуют естественные единые природно-хозяйственные комплексы. Их единство обусловлено схемой "северного завоза" грузов, логистикой вывоза и оборота продукции.

В целях совершенствования "северного" законодательства необходимо определение южной границы Арктической зоны Российской Федерации с учетом географического расположения районов относительно линии Северного полярного круга (66(?)33" широты) и с учетом Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Включение всех 13 арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) в состав Арктической зоны Российской Федерации обусловлено необходимостью совместного взаимодействия всех заинтересованных сторон в обеспечении национальной безопасности на северных рубежах страны, в том числе в части строительства морского порта двойного назначения Тикси, развития аэропортовой инфраструктуры, создания комплексных аварийно-спасательных центров и т.д.

Перспективы развития арктической (северной) Якутии, прежде всего, связаны с развитием науки и технологий, началом интенсивного геологического изучения Арктического шельфа, возобновлением и развитием системы Северного морского пути, усилением международного сотрудничества в Арктике.

Республика Саха (Якутия) - научная база фундаментального и прикладного изучения Арктики мирового уровня. Имеющаяся научная основа в лице Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, институтов Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук позволит создать научную площадку мирового уровня и занять лидерские позиции в изучении Арктики и Севера.

Поселок Тикси сформируется как опорный пункт создания системы устойчивого развития Северного морского пути и база фундаментального научного изучения Арктической зоны Российской Федерации. Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с ЯНЦ СО РАН инициируется создание в поселке Тикси Федерального арктического научного центра.

Также на территории Якутии в период с 2016 по 2020 годы планируется проведение комплексной научной экспедиции РАН, основной целью которой является - научное сопровождение комплексного развития Якутии как уникального региона - объекта государственной политики России в Арктической зоне и на Дальнем Востоке.

Результатом деятельности экспедиции станут научные рекомендации по реализации государственной политики Российской Федерации, развитию человеческого потенциала Якутии как региона нового развития.

С реализацией проектов Северо-Якутской опорной зоны развития (СЯОЗ) предполагается начало интенсивного геологического изучения Арктического шельфа. Реализация крупных инвестиционных проектов промышленного освоения и обеспечивающей инфраструктуры СЯОЗ будет синхронизирована с возобновлением и развитием системы Северного морского пути, что послужит толчком для полномасштабного освоения Арктики путем создания новых рабочих мест, организации новых производств, увеличения объема ВРП, притока экономически активного населения с дальнейшим закреплением на местах, увеличения доли собственных доходов местных бюджетов.

С учетом особенностей специализации опорных зон Арктической зоны Российской Федерации, выгодного экономико-географического, и в первую очередь транспортно-географического положения, развитие Колымских муниципальных районов (Нижнеколымский, Среднеколымский, Верхнеколымский районы) сопряжено с формированием и развитием Чукотской опорной зоны Арктической зоны Российской Федерации, в результате которого дополнительный экономический эффект получат размещенные в этих агломерациях производства. Концепцией формирования Северо-Якутской опорной зоны предусматриваются проекты на территории Республики Саха (Якутия), обеспечивающие эффективное формирование Чаун-Билибинского энергоузла, входящего в Чукотскую опорную зону.

Опорные точки роста будут представлены тринадцатью районными центрами арктических и северных районов, в которых будет сформирована оптимальная система социальной, жилищной и коммунальной инфраструктуры с учетом перспективной численности муниципальных образований и необходимости обеспечения качества жизни населения. Будет внедряться передовой опыт северных стран, технологии энергосбережения и автономного обеспечения.

Приоритетным направлением организации оказания медицинской помощи населению Арктики станет расширение возможностей санитарной авиации (использование новых моделей авиатранспорта, применение новых подходов по маршрутизации санитарных рейсов, открытие филиала ГБУ РС(Я) "Республиканский центр медицины катастроф" в п. Тикси Булунского района с дополнительным обслуживанием близлежащих районов (Анабарский, Аллаиховский, Усть-Янский). Немаловажным направлением деятельности по обеспечению доступности первичной медицинской помощи станет ликвидация к 2020 году ветхих и аварийных ФАПов в Арктике путем применения технологий модульного строительства.