Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


Состояние минерально-сырьевой базы основных видов полезных ископаемых Республики Саха (Якутия) на 01.01.2016

Полезное ископаемое

Ед. изм.

Кол-во объектов

Балансовые запасы

Забалансовые В + С1 + С2

А + В + С1

С2

Золото, в т.ч.

кг

813

878380

821577

473254

коренные

- // -

71

597306

801493

437896

россыпные

- // -

742

281067

20084

35358

кроме того: техногенные

- // -

1988

386

559

Серебро

т

60

6907,21

11926,03

2872,48

Сурьма

т

6

124327,3

45454

13050

Алмаз, в т.ч.

усл. ед.

54

722272,9

183889,3

44783,5

коренные

- // -

17

661056,2

159746,4

34265,2

россыпные

- // -

37

61216,7

24142,9

10518,3

Вольфрам

т

22

121752

10292

25189

Железные руды

млн. т

14

2873419

4387504

441527

Олово, в т.ч.

тыс. т

51

630731

139705

163196

коренные

- // -

13

457013

125799

117715

Россыпные

- // -

38

173718

13906

45481

Свинец

тыс. т

6

121,93

871,33

269,23

Уран

тыс. т

18

121408

261347

48128

Цинк

тыс. т

5

55,73

2081,1

190,1

Нефть (извлекаемая)

тыс. т

17

358530

315734

-

Горючие газы:

35

ГШ (газовая шапка) + СВ (свободный)

млн. куб. м

2086233

944809

-

Конденсат (извлекаемый)

тыс. т

26

46442

18777

-

Гелий (СВ + ГШ)

тыс. куб. м

14

5134329

5048050

-

Уголь

тыс. т

95

9731872

4608406

222884

Графит

тыс. т

1

337

-

-


В распределенном фонде недр по количеству учтенных государственным балансом запасов: 93% - урана, 98% - природного газа и нефти, 97% - алмазов, 80% - золота, 91% - сурьмы, 31% - угля, 100% - ниобия, свинца и цинка, чароита, хромдиопсида, цементного сырья.

Минерально-сырьевая база нефти, золота и алмазов, являющихся основой экономики республики, имеет ограниченную обеспеченность запасами для наращивания добычи в долгосрочной перспективе.

Сохранение объемов добычи на современном достигнутом и запланированном уровне возможно только при непрерывном проведении геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования.

Цель (Ц-3.1): Минерально-сырьевая база, позволяющая устойчиво обеспечивать сырьем действующие и перспективные потребности промышленности, а также решать общественно значимые социальные задачи.

Задачи и основные мероприятия:

З-3.1.1. Повышение региональной изученности территории Республики Саха (Якутия):

- проведение региональных работ в целях изучения геологического строения территории Республики Саха (Якутия) и прогнозирования месторождений полезных ископаемых;

- подготовка сводных мелкомасштабных карт на территорию Республики Саха (Якутия) геологической тематики;

- выполнение проспекторских и тематических работ в целях подготовки предложений для лицензирования участков недр;

- ведение геологического информационного фонда Республики Саха (Якутия). Совершенствование системы хранения и предоставления геологической информации.

З-3.1.2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы отрабатываемых и вовлекаемых в освоение запасов минерального сырья для обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики:

- поиски новых месторождений полезных ископаемых, оценка выявленных месторождений;

- разведка месторождений полезных ископаемых, обеспечивающих воспроизводство промышленных категорий запасов погашаемой минерально-сырьевой базы и подготовка к промышленному освоению месторождений, новых видов минерального сырья. Вовлечение в оборот ранее открытых, разведанных, но не разрабатываемых месторождений, в том числе с остаточными запасами.

З-3.1.3. Реализация полномочий Республики Саха (Якутия) в области недропользования:

- осуществление мероприятий по реализации полномочий Республики Саха (Якутия), определенных законодательством о недрах;

- привлечение недропользователей для проведения геологоразведочных работ на перспективных участках недр, для формирования и последующего использования минерально-сырьевой базы развивающихся территорий.

- разработка проектов нормативно-правовых актов для расширения полномочий Республики Саха (Якутия) в сфере недропользования и обеспечение их реализации.

Для решения поставленных задач в рамках государственного стимулирования развития минерально-сырьевой базы необходимо:

а) обеспечить недропользователей информацией о недрах, для чего предусматриваются:

- за счет средств федерального бюджета проведение региональных работ масштаба 1:1 000 000 и 1:200 000 с составлением государственных геологических карт территории России соответствующих масштабов, проведение внемасштабных региональных работ в пределах определенных минерагенических таксонов (рудные район, узел, поле) в виде геолого-минерагенического картирования с общими поисками, комплекса региональных геолого-геофизических работ на нефть и газ (сейсморазведка, магниторазведка, электроразведка, гравиразведка, аэромагнитная съемка, параметрическое бурение), ведение единого фонда геологической информации, включающее его наполнение, цифровое преобразование, предоставление в пользование недропользователям и органам государственной власти;

- за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составление мелкомасштабных карт, охватывающих территорию республики, анализ и оценка состояния минерально-сырьевой базы республики для принятия управленческих решений, выполнение проспекторских работ по выявлению перспективных площадей под проведение геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета и (или) для передачи недропользователям, региональное изучение, поиски и оценка объектов общераспространенных полезных ископаемых и участков недр местного значения, регионально дефицитных видов полезных ископаемых, выполнение работ по ведению геологического информационного фонда Республики Саха (Якутия) и совершенствованию системы хранения и предоставления геологической информации с постепенным переводом всей аналоговой информации в электронный вид;

б) создать благоприятную среду для проведения геологического изучения за счет средств инвесторов, для чего изменить законодательство Российской Федерации в сфере недропользования, убрав административные барьеры, уменьшив финансовую нагрузку на лиц, занимающихся геологическим изучением, создав рынок объектов недропользования (месторождений, проявлений), перераспределив полномочия между федеральным центром и субъектами Российской Федерации;

в) заинтересовать субъекты Российской Федерации в привлечении инвесторов для геологического изучения своих территорий перераспределив доходы от разовых платежей, налогов на добычу полезных ископаемых.

Ежегодное финансирование геологоразведочных работ в период 2016 - 2030 года на территории Республики Саха (Якутия) планируется в среднем на уровне 22 млрд. руб, из которых средства федерального бюджета прогнозируются на уровне 9%, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) около 1%. Остальная часть будет обеспечена собственными средствами недропользователей.

Объемы финансирования федерального бюджета в пределах территории Республики Саха (Якутия) планируется сохранить за счет активизации геологоразведочных работ в арктических и северных районах Республики Саха (Якутия), проведения геологического доизучения площадей с составлением Государственных геологических карт масштаба 1:200 000 и внемасштабного геолого-минерагенического картирования с общими поисками на территорию перспективных минерагенических таксонов.