Полезное ископаемое | Ед. изм. | Кол-во объектов | Балансовые запасы | Забалансовые В + С1 + С2 | |
А + В + С1 | С2 | ||||
Золото, в т.ч. | кг | 813 | 878380 | 821577 | 473254 |
коренные | - // - | 71 | 597306 | 801493 | 437896 |
россыпные | - // - | 742 | 281067 | 20084 | 35358 |
кроме того: техногенные | - // - | 1988 | 386 | 559 | |
Серебро | т | 60 | 6907,21 | 11926,03 | 2872,48 |
Сурьма | т | 6 | 124327,3 | 45454 | 13050 |
Алмаз, в т.ч. | усл. ед. | 54 | 722272,9 | 183889,3 | 44783,5 |
коренные | - // - | 17 | 661056,2 | 159746,4 | 34265,2 |
россыпные | - // - | 37 | 61216,7 | 24142,9 | 10518,3 |
Вольфрам | т | 22 | 121752 | 10292 | 25189 |
Железные руды | млн. т | 14 | 2873419 | 4387504 | 441527 |
Олово, в т.ч. | тыс. т | 51 | 630731 | 139705 | 163196 |
коренные | - // - | 13 | 457013 | 125799 | 117715 |
Россыпные | - // - | 38 | 173718 | 13906 | 45481 |
Свинец | тыс. т | 6 | 121,93 | 871,33 | 269,23 |
Уран | тыс. т | 18 | 121408 | 261347 | 48128 |
Цинк | тыс. т | 5 | 55,73 | 2081,1 | 190,1 |
Нефть (извлекаемая) | тыс. т | 17 | 358530 | 315734 | - |
Горючие газы: | 35 | ||||
ГШ (газовая шапка) + СВ (свободный) | млн. куб. м | 2086233 | 944809 | - | |
Конденсат (извлекаемый) | тыс. т | 26 | 46442 | 18777 | - |
Гелий (СВ + ГШ) | тыс. куб. м | 14 | 5134329 | 5048050 | - |
Уголь | тыс. т | 95 | 9731872 | 4608406 | 222884 |
Графит | тыс. т | 1 | 337 | - | - |
В распределенном фонде недр по количеству учтенных государственным балансом запасов: 93% - урана, 98% - природного газа и нефти, 97% - алмазов, 80% - золота, 91% - сурьмы, 31% - угля, 100% - ниобия, свинца и цинка, чароита, хромдиопсида, цементного сырья.
Минерально-сырьевая база нефти, золота и алмазов, являющихся основой экономики республики, имеет ограниченную обеспеченность запасами для наращивания добычи в долгосрочной перспективе.
Сохранение объемов добычи на современном достигнутом и запланированном уровне возможно только при непрерывном проведении геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования.
Цель (Ц-3.1): Минерально-сырьевая база, позволяющая устойчиво обеспечивать сырьем действующие и перспективные потребности промышленности, а также решать общественно значимые социальные задачи.
Задачи и основные мероприятия:
З-3.1.1. Повышение региональной изученности территории Республики Саха (Якутия):
- проведение региональных работ в целях изучения геологического строения территории Республики Саха (Якутия) и прогнозирования месторождений полезных ископаемых;
- подготовка сводных мелкомасштабных карт на территорию Республики Саха (Якутия) геологической тематики;
- выполнение проспекторских и тематических работ в целях подготовки предложений для лицензирования участков недр;
- ведение геологического информационного фонда Республики Саха (Якутия). Совершенствование системы хранения и предоставления геологической информации.
З-3.1.2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы отрабатываемых и вовлекаемых в освоение запасов минерального сырья для обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики:
- поиски новых месторождений полезных ископаемых, оценка выявленных месторождений;
- разведка месторождений полезных ископаемых, обеспечивающих воспроизводство промышленных категорий запасов погашаемой минерально-сырьевой базы и подготовка к промышленному освоению месторождений, новых видов минерального сырья. Вовлечение в оборот ранее открытых, разведанных, но не разрабатываемых месторождений, в том числе с остаточными запасами.
З-3.1.3. Реализация полномочий Республики Саха (Якутия) в области недропользования:
- осуществление мероприятий по реализации полномочий Республики Саха (Якутия), определенных законодательством о недрах;
- привлечение недропользователей для проведения геологоразведочных работ на перспективных участках недр, для формирования и последующего использования минерально-сырьевой базы развивающихся территорий.
- разработка проектов нормативно-правовых актов для расширения полномочий Республики Саха (Якутия) в сфере недропользования и обеспечение их реализации.
Для решения поставленных задач в рамках государственного стимулирования развития минерально-сырьевой базы необходимо:
а) обеспечить недропользователей информацией о недрах, для чего предусматриваются:
- за счет средств федерального бюджета проведение региональных работ масштаба 1:1 000 000 и 1:200 000 с составлением государственных геологических карт территории России соответствующих масштабов, проведение внемасштабных региональных работ в пределах определенных минерагенических таксонов (рудные район, узел, поле) в виде геолого-минерагенического картирования с общими поисками, комплекса региональных геолого-геофизических работ на нефть и газ (сейсморазведка, магниторазведка, электроразведка, гравиразведка, аэромагнитная съемка, параметрическое бурение), ведение единого фонда геологической информации, включающее его наполнение, цифровое преобразование, предоставление в пользование недропользователям и органам государственной власти;
- за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составление мелкомасштабных карт, охватывающих территорию республики, анализ и оценка состояния минерально-сырьевой базы республики для принятия управленческих решений, выполнение проспекторских работ по выявлению перспективных площадей под проведение геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета и (или) для передачи недропользователям, региональное изучение, поиски и оценка объектов общераспространенных полезных ископаемых и участков недр местного значения, регионально дефицитных видов полезных ископаемых, выполнение работ по ведению геологического информационного фонда Республики Саха (Якутия) и совершенствованию системы хранения и предоставления геологической информации с постепенным переводом всей аналоговой информации в электронный вид;
б) создать благоприятную среду для проведения геологического изучения за счет средств инвесторов, для чего изменить законодательство Российской Федерации в сфере недропользования, убрав административные барьеры, уменьшив финансовую нагрузку на лиц, занимающихся геологическим изучением, создав рынок объектов недропользования (месторождений, проявлений), перераспределив полномочия между федеральным центром и субъектами Российской Федерации;
в) заинтересовать субъекты Российской Федерации в привлечении инвесторов для геологического изучения своих территорий перераспределив доходы от разовых платежей, налогов на добычу полезных ископаемых.
Ежегодное финансирование геологоразведочных работ в период 2016 - 2030 года на территории Республики Саха (Якутия) планируется в среднем на уровне 22 млрд. руб, из которых средства федерального бюджета прогнозируются на уровне 9%, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) около 1%. Остальная часть будет обеспечена собственными средствами недропользователей.
Объемы финансирования федерального бюджета в пределах территории Республики Саха (Якутия) планируется сохранить за счет активизации геологоразведочных работ в арктических и северных районах Республики Саха (Якутия), проведения геологического доизучения площадей с составлением Государственных геологических карт масштаба 1:200 000 и внемасштабного геолого-минерагенического картирования с общими поисками на территорию перспективных минерагенических таксонов.