Деятельность органов местного самоуправления направлена на реализацию одного из основных принципов управления - обеспечение условий для самоорганизации населения. Наличие эффективного института местного самоуправления является основным необходимым условием и фактором устойчивого развития территорий. Вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач.
Местное самоуправление является важным звеном в реализации Стратегии. Для достижения целей и решения задач Стратегии необходимо дальнейшее совершенствование института местного самоуправления в соответствии с основной целью и следующими задачами:
совершенствование форм организации местного самоуправления;
укрепление финансовой базы местного самоуправления;
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В Республике Саха (Якутия) насчитывается 445 муниципальных образований, в том числе 34 муниципальных района, 2 городских округа и 409 поселений, из которых 361 относятся к сельским поселениям.
По количеству муниципальных поселений Республика Саха (Якутия) занимает 13-е место среди субъектов Российской Федерации, 1 место в Дальневосточном федеральном округе. При этом по численности населения Якутия занимает 57 место среди субъектов страны. Более трети населенных пунктов республики являются малочисленными: в 163 населенных пунктах численность населения не превышает 200 человек, в 45 населенных пунктах население отсутствует. Плотность населения Республики Саха (Якутия) - 0,31 на 1 км(2) (РФ - 8,5). Более 40% населенных пунктов являются отдаленными и труднодоступными.
Во многих регионах Российской Федерации происходит процесс укрупнения муниципальных образований, число муниципальных поселений ежегодно снижается: с 22,9 тыс. поселений в 2010 году до 20,2 тыс. поселений в 2015 году.
С 2010 г. в Российской Федерации в целом общее количество муниципальных образований сократилось на 1 501, в том числе на 41 муниципальный район, 1 414 сельских поселения, 147 городских поселений. При этом увеличилось количество городских округов на 51, внутригородских территорий городов федерального значения - 31 и выделены внутригородские районы (19 штук).
В Дальневосточном федеральном округе также прослеживаются общероссийские тенденции укрупнения муниципальных образований. Общее количество муниципальных образований с 2010 г. сократилось на 123, в том числе на 12 муниципальный район, 81 сельских поселения, 41 городских поселений. При этом увеличилось количество городских округов на 11.
Республика Саха (Якутия) является единственным субъектом в ДВФО, не проводившим укрупнение муниципальных образований.
Укрупнение поселений дает возможность относительного "выравнивания" территорий с точки зрения их бюджетной обеспеченности. Незначительные собственные доходы сегодня не позволяют поселениям выстраивать четкую политику в части решения многих вопросов жизнеобеспечения населения. Доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности во многих поселениях значительно превышает сумму собственных доходов, что не позволяет муниципальному образованию эффективно решать отнесенные к их ведению вопросы местного значения, а также выстроить эффективные планы стратегического развития даже на среднесрочную перспективу.
У большинства муниципальных районов доля собственных доходов в местном бюджете не превышает 15%.
По итогам 2015 года собственные (налоговые и неналоговые) доходы местных бюджетов Республики Саха (Якутия) составили 18,3 млрд. рублей, что составило только 18,2% от всего доходов местных бюджетов (остальные 81,8% - межбюджетные трансферты). Наибольший объем налоговых поступлений обеспечен за счет налога на доходы физических лиц - 10,9 млрд. рублей (10,8% от всего доходов местного бюджета), УСН - 1,9 млрд. рублей (1,9%), единого налога на вмененный доход - 1 млрд. рублей (1%), земельного налога - 0,7 млрд. рублей (0,6%), остальные налоги и сборы - 0,7 млрд. рублей (0,7%).
В структуре межбюджетных трансфертов дотации составили 26,1%, субсидии - 20,6%, субвенции - 50%, прочие межбюджетные трансферты - 3,3%.
Недостаток ресурсов приводит к тому, что многие муниципальные образования оказываются способны решать вопросы социально-экономического развития лишь при поддержке со стороны органов государственной власти. Степень вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления, в обсуждение и принятие решений по общественно значимым вопросам остается низкой.
Остается высокой зависимость местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы. В Республике Саха (Якутия), как и в ряде субъектов Российской Федерации, отмечается высокий уровень долговой нагрузки на местные бюджеты (преимущественно в форме бюджетных кредитов), что увеличивает риски неисполнения бюджетных обязательств в случае сокращения доходных поступлений при неблагоприятной экономической конъюнктуре.
Несмотря на предпринимаемые меры по развитию доходной базы муниципальных образований, намечается тенденция сокращения доли доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета.
Таким образом, остается актуальной задача дальнейшего совершенствования механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы муниципальных образований.
Совершенствование форм организации местного самоуправления с учетом целей и задач предлагается осуществлять на основе следующих подходов:
комплексный учет сбалансированности доходных источников и расходных полномочий поселений;
регулярный анализ проблем в сфере организации местного самоуправления и разработка действенных институциональных механизмов для решения выявленных проблем;
расширение вариативности форм организации местного самоуправления на сельских территориях;
развитие и поддержка деятельности органов территориального общественного самоуправления;
развитие межмуниципального сотрудничества, в том числе на основе совместного исполнения полномочий по вопросам местного значения;
повышение качества управления территориями, особенно сельскими, путем поэтапного объединения двух и более поселений, а также оптимизации органов местного самоуправления - административных центров муниципальных районов.
Для решения задач по обеспечению устойчивого развития органы местного самоуправления должны иметь возможность самостоятельно или во взаимодействии с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществлять исполнение закрепленных за ними полномочий по вопросам местного значения, в том числе связанных с предоставлением муниципальных услуг, развитием жилищной, инженерно-коммунальной и дорожно-транспортной инфраструктур, благоустройством поселений, эффективной реализацией кадровой, демографической и молодежной политики. Это требует дальнейшего укрепления финансовой базы местного самоуправления по следующим направлениям:
дальнейшее совершенствование механизмов финансовой поддержки местных бюджетов, в том числе на основе повышения вариативности механизмов такой поддержки;