Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


5.1.4. Нефтегазовый комплекс


Цель (Ц-3.9.): Современный нефтегазовый комплекс с высокой добавленной стоимостью как ресурсный источник реализации задач повышения качества жизни населения.

Перспективы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в среднесрочном и долгосрочном периодах в определяющей степени будут зависеть от эффективности реализации проектов по промышленному освоению нефтегазовых ресурсов республики.

Нефтяная промышленность

Сырьевая база. Состояние запасов нефти категорий С1 + С2 на 01.01.2016 составляет 674,2 млн. тонн.

По базовому варианту развития в 2030 году запасы нефти по категориям С1 + С2 составят 746 млн. тонн.

Добыча. В настоящее время добыча нефти в республике составляет 9,6 млн. тонн в год. Основные объекты добычи: Талаканско-Пеледуйская группа, Среднеботуобинское, Иреляхское месторождения.

Планируемые объемы добычи нефти в 2030 году составят 16 млн. тонн в год. Основными объектами добычи нефти будут: Талакано-Пеледуйская группа месторождений (ПАО "Сургутнефтегаз"), Среднеботуобинское (ПАО "Роснефть"), нефтяная оторочка Чаяндинского месторождения (ПАО "Газпром"). Наряду с этим, в этот период будут вовлечены в разработку ряд месторождений в зоне ВСТО (участки недр Предпатомского прогиба, Мирнинского выступа), а также перспективные участки в Лено-Анабарском прогибе (Западно-Анабарский, Прончищевский и др.).

Транспорт. Поставки нефти для потребителей в регионы России и экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона будут осуществляться по магистральному нефтепроводу "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). С увеличением добычи нефти на месторождениях Западной Сибири, Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) объемы поставок по нефтепроводу и перевалке на морские суда на побережье Тихого океана достигнут 80 млн. тонн в год.

Переработка. В прогнозируемый период предусматривается организация переработки нефти в Республике Саха (Якутия). АО НК "Туймаада-нефть" является инициатором проекта "Производственный комплекс по переработке углеводородов в г. Алдан". Планируется строительство НПЗ мощностью 2 млн. тонн по сырой нефти в год, с глубиной переработки до 95% и выходом светлых нефтепродуктов до 83%.

Газовая промышленность

Сырьевая база. Состояние запасов природного газа категорий С1 + С2 на 01.01.2016 составляет 3,0 трлн. м(3).

По базовому варианту развития в 2030 году запасы природного газа по категориям С1 + С2 составят 3,1 трлн. м(3).

Добыча. В настоящее время, добыча природного газа осуществляется в Средневилюйском, Среднеботуобинском (северный блок) и Отраднинском месторождениях. Общий объем добычи составляет около 2 млрд. м(3)

Планируемый объем добычи природного газа в 2030 году составит порядка 30 млрд. м(3) в год.

В прогнозируемом периоде в разработку будут введены следующие месторождения: Чаяндинское, Таас-Юряхское и возможно Средне-Тюнгское (ПАО "Газпром"), Среднеботуобинское (ПАО "Роснефть"), увеличены объемы добычи на Отраднинском (АО "Сахатранснефтегаз"). Объем добычи по этим объектам составит 27 млрд. м(3). Также начнется эксплуатация объектов на участках недр независимых производителей в Мирнинском, Ленском, Сунтарском, Олекминском районах, объем добычи на которых оценивается в 3 млрд. м(3) в год.

Транспорт. В настоящее время, поставки природного газа в центральную и западную часть Якутии осуществляются по магистральным газопроводам: Средневилюйское - Якутск (1,7 млрд. м(3) в год) и Среднеботуобинское - Мирный - Удачный (0,3 млрд. м(3) в год). В прогнозируемый период основным объектом трубопроводного транспорта природного газа будет являться магистральный газопровод "Сила Сибири" мощностью 60 млрд. м(3) в год. Поставки природного газа с месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) будут осуществляться для потребителей России (Восточная Сибирь, Якутия, Дальний Восток) и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наряду с этим, свое развитие получит система подводящих газопроводов с объектов добычи независимых производителей до магистрального газопровода "Сила Сибири" и других потребителей на территории республики.

Газификация. В рамках действующей республиканской программы по газификации по обеспечению природным газом производственных потребителей и населения, а также настоящей стратегии планируется ее реализация по двум основным направлениям:

- газификация сетевым газом;

- газификация на основе организации производства сжиженного природного газа (СПГ), сжиженного углеводородного газа (СУГ), компримированного природного газа (КПГ).

Первое направление предусматривает газификацию населенных пунктов в границах Якутской городской агломерации, заречных (Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Амгинского и Усть-Алданского) и вилюйских районов (Вилюйского, Верхневилюйского, Горного, Кобяйского), а также группы районов в зоне магистрального газопровода "Сила Сибири" (Ленский, Олекминский, Алданский и Нерюнгринский районы). Также будут функционировать локальные газопроводные системы в Мирнинском, Сунтарском и других районах Западной Якутии. Общий объем поставок по этим газопроводам оценивается 1,8 - 2,0 млрд. м(3) в год. Газификация Нюрбинского и Сунтарского районов в перспективе будет зависеть от влияния внутренних и внешних факторов на изменение цен на газ и электроэнергию.

Второе направление - это обеспечение потребителей сжиженными и сжатыми газами на основе их производства на Якутском газоперерабатывающем заводе до 40 - 50 тыс. тонн. в год, установке переработки газа в п. Кызыл-Сыр до 15 тыс. тонн в год, объектов компримирования газа в крупных населенных пунктах и др.

Планируется создание производств по СПГ, СУГ, КПГ в зоне магистрального газопровода "Сила Сибири" в городах Ленске, Олекминске, Алдане и Нерюнгри, с объемом производства порядка 50 тыс. тонн в год и более. Также рассматривается вопрос организации таких производств в г. Мирном и других районных центрах.

Расширение рынка газомоторных топлив

Вопросы надежного снабжения энергией, контроля за вредными выбросами и парниковыми газами выходят на передний план. Актуальным становится вопрос диверсификации энергоносителей для всех видов транспорта. Решение многих проблем возможно только через развитие и внедрение энергосберегающих и экологически чистых транспортных технологий и применение экологически чистых топлив.

С точки зрения улучшения экологической ситуации в городах при минимальных финансовых затратах очевидно, что газомоторные топлива могут стать реальной альтернативой жидким нефтяным топливам.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе на транспорте будут использоваться три вида углеводородного газового топлива: сжиженные нефтяные газы (СНГ), пропан-бутановые смеси (сжиженные углеводородные газы (СУГ), компримированные (сжатые) природные газы (КПГ) и сжиженные природные газы (СПГ).

Поставлена задача к 2020 году перевести на газомоторное топливо в городах с населением свыше 300 тыс. человек - 30%, с населением свыше 100 тыс. человек - 10% муниципального транспорта.