Современное состояние торговли в Республике Саха (Якутия) характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, развитой сетью предприятий торговли.
Потребительский рынок обладает достаточно сильным потенциалом экономического развития, о чем свидетельствуют стабильные темпы роста объемов розничного товарооборота, инвестиций (входит в тройку лидеров Дальневосточного федерального округа по показателям развития торговли).
Исключение составляет арктическая и северная группа улусов, где в связи с низкой плотностью населения и отсутствием круглогодичного транспортного сообщения уровень обеспечения услугами торговли ниже среднереспубликанского. Отмечаются серьезные территориальные диспропорции по уровню обеспеченности торговой площадью.
Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов (включая услуги) приходится около 64,3 процентов всех денежных расходов населения республики. Создание условий для эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма ее регулирования являются одними из важнейших составляющих экономической политики Республики Саха (Якутия).
Отрасль наиболее привлекательна для малого бизнеса, из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства 35% осуществляют деятельность в данной сфере. При этом зачастую именно торговля является "стартовым" видом бизнеса для многих предпринимателей.
Торговля представляет собой постоянно развивающуюся сферу обращения живой денежной массы, приложения труда и капитала. Является постоянным источником, как налоговых доходов бюджетов всех уровней, так и источником накопления инвестиционных ресурсов для развития и диверсификации бизнеса.
Сдерживает развитие торговли отсутствие развернутого оптового звена с соответствующей инфраструктурой (современные складские помещения, оборудование, специализированный транспорт, цеха доработки, расфасовки, упаковки продукции).
Среди потенциальных угроз: проникновение на рынок контрафактной продукции и товаров низкого качества, отсутствие четкой государственной политики по стимулированию процедур сертификации продукции и внедрения менеджмента качества.
С учетом территориальных особенностей завоза грузов, а также платежеспособного спроса населения, с применением механизмов государственной поддержки будут развиваться оптовое звено, а также различные форматы розничной торговли, удовлетворяющие запросам всех участников процесса.
В крупных городах точках роста, где сосредоточены наиболее платежеспособные потребители, будут созданы условия для развития торгово-развлекательных центров современного формата, организации торговых площадей работающих в едином комплексе с магазинами, ресторанами, кафе, центрами сервисного обслуживания, кинотеатрами и другими местами проведения досуга.
Получат распространение интернет-магазины, расширится ассортимент и количество магазинов шаговой доступности, число специализированных рынков, будут организованы ярмарки и различные малые форматы торговли.
В сельских территориях с ограниченным спросом на товары и услуги, обуславливающей низкую рентабельность бизнеса, будут создаваться условия для развития потребительской кооперации, а также условия для развития малого бизнеса.
В арктических и северных районах удовлетворение потребностей населения прежде всего в социально-значимых потребительских товарах будет организовано с использованием различных инструментов государственной поддержки.
Цель (Ц-4.5): Удовлетворение платежеспособного спроса потребителей предложением достаточного количества разнообразных безопасных и качественных потребительских товаров и услуг.
Достижение цели предусматривает развитие всего сегмента розничной и оптовой торговли и направлены на создание условий для формирования комфортной среды для населения Республики Саха (Якутия) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности и сбалансированного развития всех торговых форматов (малый торговый бизнес, специфические социально ориентированные форматы, мобильная торговля, нестационарная торговля, ярмарочная торговля, малый семейный торговый бизнес и т.д.).
Задачи и основные мероприятия:
З-4.5.1 Совершенствование системы обеспечения населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов социально значимыми товарами первой необходимости:
- разработка организационно-правового механизма повышения социально-экономической эффективности функционирования торговли;
- установление правил и условий ведения предпринимательской деятельности в сфере торговли, удовлетворяющей интересы как предпринимателей, так и потребителей;
- повышение уровня привлекательности осуществления торговой деятельности, в первую очередь в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах путем предоставления различных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства;
- для обеспечения сельских территорий товарами и услугами будет развиваться и поддерживаться различными инструментами государственного регулирования организация выездной торговли, развитие потребительской кооперации, различные малые форматы розничной торговли.
З-4.5.2. Развитие добросовестной конкуренции, как основы формирования предпринимательской активности, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, улучшения качества жизни населения Республики Саха (Якутия).
- обеспечение качества и безопасности потребительских товаров (услуг) путем проведения на постоянной основе мониторинга их качества, развитие системы защиты прав потребителей;
- повышение профессионального уровня работников потребительской сферы;
- легализация теневого оборота, защита регионального рынка от контрафактной и фальсифицированной продукцией;
- развитие малого семейного торгового бизнеса.
З-4.5.3. Формирование современного многофункционального потребительского рынка, обеспечение жителей Республики Саха (Якутия) услугами торговли:
- формирование сектора "социальной" торговли путем внедрения и реализации социально-значимых инвестиционных проектов по созданию сети обслуживания льготных категорий населения;