Цель (Ц-7.3.) - малое и среднее предпринимательство становится основным фактором улучшения социально-экономического развития и обеспечения высокого уровня занятости и улучшения качества жизни населения.
Основные задачи:
З-7.3.1. Создать условия для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;
З-7.3.2. Стимулировать спрос на продукцию малых и средних предприятий;
З-7.3.3. Обеспечить доступность финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;
З-7.3.4. Реализовать благоприятную и предсказуемую политику в области налогообложения и неналоговых платежей;
З-7.3.5. Повысить качество государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;
З-7.3.6. Стимулировать развитие предпринимательской деятельности на отдельных территориях;
З-7.3.7. Укрепить кадровый и предпринимательский потенциал.
В целях реализации Стратегии выделены целевые группы малых и средних предприятий:
массовый сектор - предприятия, которые специализируются на осуществлении торговых операций, предоставлении услуг гражданам, производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, имеющие ключевую роль в обеспечении занятости, повышении качества и уровня комфорта среды для проживания;
высокотехнологичный сектор - экспортно-ориентированные предприятия в сферах обрабатывающих производств и предоставлении услуг, быстрорастущие предприятия, которые обеспечивают внедрение инноваций и решают задачи по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности.
Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:
малый бизнес прежде всего. При проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь должны учитываются интересы малого и среднего бизнеса.
работать легально выгодно. Работать легально предпринимателю будет выгодно, взаимодействие с регулирующими органами должно быть сведено к минимуму, а между бизнесом и государством установлены доверительные отношения;
содействие ускоренному развитию. Приоритет должен быть оказан малым и средним предприятиям, имеющим потенциал для роста;
создание условий для развития малого и среднего бизнеса выгодно. Должны быть сформированы меры стимулирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, создающих благоприятные условия ведения бизнеса.
обеспечение гарантированных и стабильных правил игры. Необходимо добиться предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Определенные Стратегией индустриальные территории предопределяет участие и дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, как в основных, так и обслуживающих отраслях экономических районов Южной Якутии, Западной Якутии, Северо-Востока и Прибрежной Арктики (Северо-восточная опорная зона Арктики).
Определены отрасли, где дифференцированно по территориям присутствие малого и среднего бизнеса должно быть увеличено - это обрабатывающие производства, в том числе производство электроэнергии и газа, ювелирное производство, производство и переработка пищевой продукции, обработка древесины и производство изделий из дерева, сельское хозяйство, транспорт и связь, туризм, гостиничный бизнес, предпринимательство в социальной сфере, разработка и внедрение новых технологий, в том числе энергоэффективных, информационных технологий, инновационное предпринимательство.
Для решения поставленных задач необходим вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий.
В настоящее время сектор малого и среднего бизнеса республики в основном представлен индивидуальными предпринимателями - 73,61% и малыми предприятиями - 26,38%. В целях стимулирования предприятий к качественному росту предлагается сформировать механизмы акселерации развития малых и средних предприятий.
Приоритетная поддержка должна быть направлена малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше. Именно такие предприятия могут способствовать обновлению экономики. В связи с этим широкое развитие должны получить механизмы акселерационного развития.
В целях стимулирования спроса на продукцию и услуги малых и средних предприятий необходимо принять следующие меры:
внедрить стандарт развития конкуренции;
увеличить долю субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг;
расширить доступ малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики;
создать необходимые условия для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг;