Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


7.6. Межрегиональное и международное сотрудничество


Развитие взаимовыгодных связей с партнерами и создание положительного образа всегда взаимосвязаны. Имиджевая политика Республики Саха (Якутия) направлена на осознание мировым сообществом, что Якутия - это регион сотрудничества, социального согласия и стабильности.

Межрегиональное сотрудничество Республики Саха (Якутия) с субъектами Российской Федерации играет значительную роль в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия).

Целью развития межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) является укрепление и расширение взаимовыгодных и равноправных отношений с субъектами Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития межрегиональных связей являются:

- совершенствование форм и механизмов сотрудничества, повышение эффективности реализации подписанных соглашений;

- укрепление сотрудничества в области экономики и инвестиций, в частности, стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, взаимодействие в реализации межрегиональных инвестиционных проектов;

- активизация сотрудничества в сельском хозяйстве, в том числе внедрение новых технологий в агропромышленном комплексе, создание новых видов продукции, усиление деловой активности сельскохозяйственных предприятий;

- развитие сотрудничества в области промышленности, транспорта, энергетики и связи;

- развитие сотрудничества в области здравоохранения, физической культуры и спорта, науки и образования, туризма, культуры и духовного развития.

Принципиальное значение для Республики Саха (Якутия) имеет развитие сотрудничества с субъектами Дальневосточного федерального округа. Это обусловлено реализацией целого ряда крупных инвестиционных проектов, многие из которых имеют межрегиональное значение и изменят коренным образом существующую структуру промышленного производства и инфраструктуру Якутии и Дальнего Востока в целом.

История международного сотрудничества Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации перешагивает 25-летний рубеж. Современное развитие международных отношений республики характеризуется расширением и углублением международного экономического и гуманитарного сотрудничества.

Целью развития международного сотрудничества Республики Саха (Якутия) в долгосрочной перспективе является наращивание внешнеторговых, производственных, инвестиционных, научно-технических, образовательных, экологических, культурных и иных отношений республики с зарубежными странами.

Участие в деятельности международных организаций является одним из главных направлений в общей системе внешних связей Республики Саха (Якутия). Через обмен информацией, опытом и лучшими практиками можно решать внутренние задачи социально-экономического развития региона и продвигать вклад народов Якутии в мировую культуру, искусство и науку. За прошедшие годы Республике Саха (Якутия) удалось добиться определенных успехов в рамках деятельности таких международных организаций как Северный Форум, Арктический Совет, ЮНЕСКО.

Региональные приоритеты международного сотрудничества Республики Саха (Якутия) исходят из общей Концепции внешней политики Российской Федерации, а также социально-экономического потенциала для взаимовыгодной кооперации.

Три основных региональных направления международного сотрудничества Республики Саха (Якутия): государства-участники Содружества независимых государств (СНГ), Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и Арктическая зона.

Арктическая глобальная повестка определяет разноформатное международное сотрудничество в Арктике и активные позиции Республики Саха (Якутия) в институтах международного сотрудничества в Арктическом регионе. Важно не только присутствие в этих организациях, но и создание площадок для эффективного вовлечения в усиливающиеся процессы международного взаимодействия в Арктике.

Принадлежность России к АТР, самому динамично развивающемуся геополитическому пространству, усиливающемуся центру тяжести мировой экономики и политики, обуславливает развитие и укрепление связей и на межрегиональном уровне, активное участие Республики Саха (Якутия) в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе как путем установления двустороннего сотрудничества, так и наращивания связей в рамках многосторонних региональных международных организаций - ШОС, БРИКС, РИК, АСЕАН, АТЭС, АРАССВА, РАТОП.

Основой для прогресса внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) станет формирование эффективной системы привлечения внешних инвестиций в развитие промышленно-технологической базы и инновационной системы, активизация фундаментальных и прикладных научных исследований, формирование привлекательного имиджа Республики Саха (Якутия).

Приоритетными задачами внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) остаются:

- развитие экспорта с увеличением доли несырьевого экспорта;

- привлечение иностранных инвестиций.

На первом и втором этапах реализации Стратегии следует ожидать переориентацию экспорта от преимущественно алмазно-бриллиантового к топливно-энергетическому сектору, доля которого увеличится до 70% всего экспорта. Товарная номенклатура расширится также за счет создания новых добывающих производств (уран, апатиты, железные руды и др.), доля которых в структуре экспорта составит 5 - 6%.

В этот же период должны появиться новые экспортные позиции продукции агропромышленного и лесопромышленного комплексов, традиционных промыслов, туризма, новой наукоемкой и инновационной продукции и услуг.

На третьем и четвертом этапе до 2030 года планируется перелом тенденции сырьевой экономики, переход на глубокую переработку минерального сырья и биологических ресурсов, к экологически чистым и высоким ресурсосберегающим технологиям, отвечающим принципам устойчивого развития.

Таким образом, приоритетными направлениями международного сотрудничества Республики Саха (Якутия) являются:

- мобилизация возможностей и преимуществ сотрудничества с международными организациями и зарубежными странами для обеспечения поступательного и устойчивого развития;

- формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Евразийского экономического союза:

единые рынки лекарств и медицинских изделий (2016 г.),