Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


4.1.6. Флагманские проекты


- Якутский транспортно-логистический узел

Формирование мультимодального транспортного узла будет осуществляться на основе терминальной технологии переработки грузов в смешанном и сезонном сообщении. Предполагается реализация проектов по модернизации и строительству транспортной инфраструктуры, создания современной складской и информационно-логистической инфраструктуры в пределах ГО г. Якутск (на западе в пос. Маган, на востоке - Речной порт, на юге - пос. Табага, собой эти три зоны должны быть связаны объездными путями) и пос. Нижний Бестях.

В целях эффективного функционирования Якутского транспортно-логистического узла будет создана Нижне-Бестяхская агломерация, включающая в себя территории муниципальных поселений Нижний Бестях, Нерюктяйинский наслег, Жанхадинский наслег, Хаптагайский наслег и село Майя.

Транспортно-логистическая инфраструктура, формируемая на территории пос. Нижний Бестях, и объекты инфраструктуры городского округа "город Якутск" с вводом в эксплуатацию мостового перехода через р. Лена будут объединены в единый транспортно-логистический узел.

- Транспортно-экономический коридор "Ленск - Мирный - Сунтар - Нюрба - Вилюйск - Якутск"

Транспортно-экономический коридор представляет собой комплекс проектов в различных областях, нацеленный на повышение комплексной взаимосвязанности Западной и Центральной экономических зон Республики Саха (Якутия). Основой транспортно-экономического коридора является транспортная инфраструктура в виде федеральной автодороги "Вилюй", а также судоходных участков реки Вилюй. Транспортно-экономический коридор обеспечит более тесные устойчивые социально-экономические связи между двумя столицами (Якутск - столица Республики Саха (Якутия) и Мирный - столица алмазной провинции). Вдоль указанной транспортной артерии расположены такие точки роста как Ленск, Сунтар, Нюрба, Вилюйск, Верхневилюйск, Бердигестях. Развитие экономического коридора будет способствовать расширению и интенсификации межрайонного сотрудничества и будет способствовать повышению мобильности населения.

- Северо-Якутская опорная зона Арктической зоны РФ

На федеральном уровне развитие Арктики предполагает создание опорных зон развития на территориях арктических субъектов, представляющих собой комплексный проект планирования и обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны.

На территории Республики Саха (Якутия) будет сформирована Северо-Якутская опорная зона социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (Северо-Якутская опорная зона), включающую Анабарскую (Анабарский, Оленекский районы), Приленскую (Булунский, Жиганский районы), Индигирскую (Аллаиховский, Абыйский, Момский районы), Янскую (Усть-Янский, Верхоянский, Эвено-Бытантайский районы).

Подходами к формированию Северо-Якутской опорной зоны относятся:

- Комплексный подход к развитию территорий: концентрация усилий государства на реализации приоритетных системообразующих проектов, стимулирование создания объектов-локомотивов, позволяющих получить наибольший мультипликативный эффект для социально-экономического развития СЯОЗ (бюджетирование, ориентированное на результат);

- "Бассейновый" подход к формированию территорий комплексного развития Северо-Якутской опорной зоны по бассейнам судоходных рек, обусловленный безальтернативностью внутреннего водного транспорта, полной зависимостью от "северного" завоза и связью всех арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия) через внутренние водные пути с Северным морским путем;

- Использование наилучших доступных технологий и последних достижений науки и техники для эффективного ведения бизнеса и обеспечения комфортных условий проживания в Арктике;

- Экосистемный подход к социально-экономическому развитию Северо-Якутской опорной зоны.

В качестве каркаса Северо-Якутской опорной зоны предлагается определить транспортную инфраструктуру на основе единой системы Северного морского пути, внутренних водных путей, воздушного сообщения и автодорог, которые участвуют в транспортировке грузов, в том числе в виде полезных ископаемых, добываемых на месторождениях арктической зоны, а также сбор мамонтовой кости.

Ключевыми проектами развития единой Арктической транспортной системы станут:

- Реконструкция портовой инфраструктуры ОАО "Морской порт "Тикси"

- Модернизация флота и строительство судов для обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне. Реконструкция и модернизация Жатайского судоремонтно-судостроительного завода

- Строительство судов класса "река-море" (59 ед.) в целях обеспечения перевозок для нужд Ленского бассейна.

- Строительство дноуглубительной техники для работы на реках Ленского бассейна для ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (9 земснарядов черпаковых и 6 землесосов).

- Обеспечение гарантированных габаритов внутренних водных путей Ленского бассейна

Комплексный подход будет также обеспечиваться включением в план мероприятий по формированию Северо-Якутской опорной зоны необходимых научных исследований, программ по опережающей целевой подготовке кадров для реализации инвестиционных проектов, развитию малого и среднего предпринимательства в сфере производства продовольствия, других видов местной продукции, товаров и услуг, востребованных на этапе строительства и эксплуатации вновь создаваемых в Арктике производств, а также иных вспомогательных видов экономической деятельности и развития туризма.

Межрегиональные эффекты формируемой Северо-Якутской опорной зоны: позитивное влияние на развитие "тяготеющих к ней территорий" соседних с Якутией субъектов Российской Федерации (северо-восток Красноярского края, северо-запад Чукотского автономного округа, восток Магаданской области), хозяйственная деятельность которых прямо или косвенно зависит от состояния и развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта Северо-Якутской опорной зоны.

Северо-Якутская зона должна стать базой для всего Северо-Востока России и мостом для расширения сотрудничества с КНР и другими странами АТР.

- ТОСЭР "Земля Олонхо" (Национальный инновационный проект)

Якорный объект - масштабный инвестиционный проект "ИТ-Парк в г. Якутске" (первый этап создания Парка высоких технологий).

Основными объектами комплексного проекта являются:

- ИТ-Парк;