Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


6.3. Сохранение и приумножение лесов


В республике сохраняются крупные лесные массивы, составляющие 2,5% мировых и около 11% запасов лесных ресурсов России. Площадь земель лесного фонда, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), составляет 254 750,0 тыс. га или 82% от ее общей площади. Общая лесистость (доля покрытых лесными насаждениями площадей) с учетом лесов, расположенных на землях иных категорий, составляет 51%. Доминирующее положение занимают хвойные насаждения - 84,4% от покрытых лесом земель, лиственные древесные породы занимают 1856,9 тыс. га и представлены в основном березовыми древостоями.

Обладая шестой частью запасов лесов Российской Федерации и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, республика существенно уступает другим субъектам Дальневосточного федерального округа по уровню заготовки древесины. На сегодняшний день осваивается не более 3% объема древесины от потенциально возможного объема ее использования (расчетной лесосеки).

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако с передачей части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения неблагоприятными факторами и, прежде всего, лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно отразилось также отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению системы государственного лесного реестра.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на местном, региональном и федеральном уровнях. Использование для этих целей мероприятий в рамках контроля за исполнением переданных полномочий, проводимых федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, явно недостаточно. Для такой обширной территории лесного на территории Республики Саха (Якутия) также не достаточно наличие инспекторов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (в наличии 346 инспекторов из требуемых 635 единиц).

Площадь насаждений с нарушенной и утраченной биологической устойчивостью составляет 690,6 тыс. га, в том числе погибших насаждений - 640,5 тыс. га. Максимальные площади погибших насаждений оставшихся на корню отмечаются из-за повреждения лесными пожарами разных лет давности - 631,2 тыс. га.

Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающих до нескольких тысяч гектаров покрытых лесной растительностью земель. Около 50% лесов имеют давность лесоустройства более 25 лет, а на площади более 10 млн. га лесоустройство вообще не проводилось.

Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли.

Ц-6.3. Обеспечение сохранения и приумножение лесов

3-6.3.1. Лесоустройство и проектирование лесных участков.

Основные мероприятия:

- повышение изученности лесов;

- изменение и установление границ зеленых зон населенных пунктов.

З-6.3.2. Доведение лесопожарных формирований до нормативной численности и обеспечение специализированной лесопожарной техникой при средней горимости.

Основные мероприятия:

- увеличение охраняемой территории от лесных пожаров;

- снижение площади лесов пройденной лесными пожарами;

- сокращение времени доставки сил и средств к месту тушения лесного пожара;

- оперативность тушения лесного пожара.

З-6.3.3. Формирование у населения республики бережного отношения к лесам, сохранению родной природы.

Основные мероприятия:

- просветительская работа с населением, организовать целенаправленную деятельность учащихся по изучению и сохранению лесов, природной среды, профессиональной ориентации лесохозяйственного профиля;

- патриотическое воспитание, чувства сопричастности и ответственности за происходящее в родном селе, районе, городе, любви к природе;

- сохранения истории лесного хозяйства, популяризации профессии лесника среди горожан и гостей столицы, школьников и студентов средне-специальных и высших учебных заведений.

З-6.3.4. Внедрение автоматизированной информационной системы по раннему обнаружению лесных пожаров:

Основные мероприятия:

- применение дистанционных методов при мониторинге обнаружения лесных пожаров;

- обнаружение лесных пожаров при малых площадях, по дым точке.

З-6.3.5. Доведение численности должностных лиц осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) до нормативов по патрулированию лесов.