Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


3.8. Занятость населения


В последние годы изменения в отраслевой структуре занятости населения проявились в перетоке работников из отраслей социальной сферы в сферу услуг. Удельный вес занятых в производственных видах деятельности увеличился за счет строительной отрасли. Объемы занятости стабильно сохраняются на одном уровне.

В республике создана базовая инфраструктура рынка труда, во всех муниципальных районах функционируют центры занятости населения, оказывающие государственные услуги гражданам и работодателям, приняты нормативные документы, регламентирующие регулирование трудовой миграции.

В то же время на занятость населения ощутимое давление оказывают периодически возникающие кризисные явления. Отмечается значительная отраслевая и территориальная дифференциация по уровню заработной платы работников, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в территориальном и профессиональном отношении (дефицит кадров рабочих и инженерных профессий и переизбыток невостребованных специалистов, а также граждан, не имеющих профессионального образования).

Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов показала, что крупные предприятия, осуществляющие инвестпроекты, привлекают рабочую силу из-за пределов республики. Главными причинами невостребованности местной рабочей силы являются дефицит специалистов узкого профиля на региональном рынке труда и неготовность граждан к перемене места жительства.

Несмотря на то, что в период 2006 - 2015 г.г. уровень безработицы снизился с 9,5% до 7,3% в местах компактного проживания коренного населения проблема безработицы и низких доходов является острой, особенно высоко число безработных в национальных селах и деревнях, где не сохранилось организованное сельское хозяйство или традиционные промыслы, а безработица в настоящее время составляет 9 процентов и более.

Основными мерами повышения уровня занятости являются проведение эффективной миграционной политики, создание рабочих мест на территориях традиционного расселения, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, а также проведение активной работы по поддержке занятости граждан, имеющих низкую конкурентоспособность. Потребуются меры, направленные на модернизацию институтов рынка труда, совершенствование и усиление работы органов службы занятости. Будут созданы центры деловой активности, деятельность которых ориентируется на запросы работодателей, в том числе в целях обеспечения кадровых потребностей предприятий, участвующих в реализации инвестиционных проектов.

Модернизация и переход к инновационной экономике станут стимулом изменения структуры занятости населения, передислокации рабочей силы в развивающиеся сектора экономики, сокращения неэффективных рабочих мест. Произойдет смещение в пользу обрабатывающей промышленности, IT-отрасли и в целом производств с высокой долей технологичности.

Процессы глобализации экономики обострят конкуренцию на рынке квалифицированной рабочей силы. Наряду с подготовкой собственных специалистов в республике предстоит начать конкуренцию на международном рынке труда за привлечение квалифицированных работников. Это приведет к повышению требований со стороны работников к рабочим местам в области заработной платы, безопасных условий труда, социальных льгот. В то же время рабочая сила станет более профессиональной и специализированной.

Превалирующая часть рабочих мест будет создаваться в новых кластерах, формируемых на территории Якутской агломерации, на базовых площадках западных и южных районов.

Будет повышаться занятость не только в промышленных предприятиях, инновационной экономике, агропромышленном комплексе, государственном секторе, сервисных услугах, но и в предпринимательской среде.

Автоматизация технологических процессов, сокращение затрат на содержание производственных площадей, возможность оперативного дистанционного доступа к различным базам данных обусловят дробление крупных бизнес-единиц и будут нацеливать работодателей к широкому использованию надомного труда (телезанятости) и осуществлению рабочих процессов из домашнего офиса, в том числе вовлечению трудового потенциала лиц с ограниченными возможностями. Возрастут объемы заемного труда, аутсорсинговых работников (работников, временно предоставляющих услуги другим организациям по непрофильным для них функциям), проектных сотрудников, получит развитие временное использование персонала, входящего в штат другой организации, что в целом будет способствовать гибкости рынка труда.

Цель (Ц-1.8) Якутия - территория с естественным уровнем безработицы

Задачи и основные мероприятия:

З-1.8.1. Создать экономические и институциональные условия, способствующие гибкой занятости и продуктивному функционированию рынка труда:

создание рабочих мест в новых производствах и технологичных кластерах, развиваемых в территориях традиционного расселения;

преодоление локальности и формирование на территории Западной, Центральной и Южной Якутии единого рынка труда, увязанного с развитыми рынками жилья, товаров и услуг, с транспортной доступностью;

сокращение масштабов неформальной занятости путем легализации работающих в теневом секторе экономики и разработки форм поддержки самозанятых граждан;

модернизация инфраструктуры рынка труда, создание конкурентных условий для оказания услуг безработному населению.

З-1.8.2. Стимулировать трудовую мобильность граждан:

проведение эффективной миграционной политики; стимулирование внутренней трудовой миграции рабочей силы, включая совершенствование системы поддержки граждан, переселяющихся в другую местность;

содействие трудоустройству местных трудовых ресурсов в реализацию инвестиционных проектов;

улучшение качества и профессиональной конкурентоспособности рабочей силы; переобучение и переквалификация работников, высвобождаемых в связи с технологической модернизацией предприятий, повышением производительности труда и ликвидацией неэффективных рабочих мест.

З-1.8.3. Эффективно регулировать занятость населения в районах слабой транспортной доступности и традиционного природопользования:

регулирование занятости населения в районах слабой транспортной доступности и традиционного природопользования;

систематизация и усиление государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера и других групп населения, занятых традиционными формами природопользования.

З-1.8.4. Стимулировать сохранение трудовой деятельности граждан, нуждающихся в социальной поддержке:

усиление мер по обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для предоставления им равных возможностей трудоустройства (лиц с ограниченными возможностями, молодежи без опыта работы, лиц предпенсионного возраста, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей с ограниченными возможностями);

создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих недопущение дискриминации граждан старшего поколения и способствующих стимулированию людей старшего поколения к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах, в соответствии с их пожеланиями.