Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


4.1. Развитие территориального планирования


Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади регионом Российской Федерации с численностью населения меньше 1 миллиона человек, плотность населения которой одна из самых низких в стране. Административно-территориальное устройство представлено 34 муниципальными районами, 2 городскими округами, 48 городскими поселениями и 361 сельским поселением.

В пространственном отношении территориальную структуру хозяйства республики образуют районы, объединенные в экономические зоны - центральная, западная, восточная, южная и арктическая, - это крупные территориальные образования, отличающиеся административно-территориальной общностью, стабильностью границ, общностью транспортной и энергетической инфраструктуры, четко выраженной специализацией хозяйства на основе использования благоприятных природных и социально-экономических условий территории, географической близостью, наличием общих экономических, социальных и культурных связей, схожестью природно-климатических условий.

Формирование крупных пространственных структур обусловлено реализацией долгосрочных инвестиционных проектов межрегионального и проектов межмуниципального сотрудничества.

Центральная экономическая зона представлена ГО "город Якутск" и ГО "Поселок Жатай", Амгинским, Горным, Кобяйским, Мегино-Кангаласским, Намским, Таттинским, Усть-Алданским, Хангаласским и Чурапчинским муниципальными районами. Центральная Якутия, где проживает порядка 53,7% населения республики, специализируется на сервисном бизнесе, промышленности строительных материалов, агропромышленном производстве.

Западная экономическая зона с численностью 23,9% населения республики, куда входят Ленский, Мирнинский, Олекминский, Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский и Сунтарский муниципальные районы, характеризуется, как центр алмазодобычи, нефтегазодобычи, а также на лесопереработке и агропромышленном производстве.

Восточная экономическая зона включает в себя Томпонский, Усть-Майский и Оймяконский муниципальные районы (3,1% населения республики). Конкурентные преимущества заключаются в наличии крупных месторождений полезных ископаемых: Нежданинское месторождение золота, Верхнее-Менкеченское серебро-полиметаллическое месторождение, Агылкинское медно-вольфрамовое месторождение со значительными запасами серебра.

На территории Южной экономической зоны, включающей Нерюнгринский и Алданский муниципальные районы (более 12% населения республики), активно разрабатываются месторождения золота и угля. Доля промышленности в экономике Южной Якутии достигает 85%. Ключевую роль в экономическом развитии Южной Якутии играет транспортная доступность, обеспечивающая постоянную надежную связь с другими регионами страны и создающая условия для освоения ресурсов макрорайона.

Арктическая зона Якутии (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский муниципальные районы) с населением 7,2% численности республики является частью макрорегиона, специализирующейся на традиционных формах природопользования (оленеводство, охотничий и рыболовный промысел).

Сбалансированное территориальное развитие предусматривает определение мер, направленных на развитие каждого муниципального образования для достижения общих целей стратегии, сокращение различий в социально-экономическом развитии, уровне жизни, объеме и качестве предоставляемых государственных и муниципальных услуг, повышение экономической и транспортной взаимосвязанности территорий.

В стратегической перспективе пространственное развитие должно вести к повышению уровня жизни, росту качества человеческого капитала, созданию доступной и качественной среды проживания населения.

Пространственная справедливость достигается путем обеспечения равных возможностей для реализации прав и свобод граждан, в том числе на основе сокращения чрезмерных внутрирегиональных различий в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Преодоление территориальной разобщенности и устойчивое развитие территорий является принципиальной частью стратегии развития Республики Саха (Якутия). К основным вызовам организации пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала, формирующим основные тенденции пространственного развития, относятся:

В первую очередь, интенсивное укрепление экономической роли столицы республики - города Якутска. Относительно высокий уровень качества жизни в сочетании с экономическими возможностями сделали Якутск центром притяжения, как для жителей республики, так и для бизнеса. В результате единственная городская агломерация региона, с одной стороны получает ресурсы для ускоренного развития, с другой стороны требует дополнительного внимания и ресурсов для обеспечения комплексности этого ускоренного роста. В настоящее время, город Якутск проигрывает передовым городам России по качеству поселенческой среды, благоустройства и комфортности проживания, удовлетворения потребительских запросов населения.

Во-вторых, продолжает усиливаться межрайонная дифференциация в социально-экономическом развитии. Необходимо усиление роли трансфертно-перераспределительного механизма, принятие на государственном уровне мер по сокращению межтерриториальных различий в уровне или качестве жизни населения, поиск новых форм стимулирования предпринимательства для монопрофильных населенных пунктов.

В-третьих, слабая инфраструктурная обустроенность не только снижает темпы экономического роста и социального развития, но является источником значительного отвлечения бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности ряда населенных пунктов (арктические территории, труднодоступные населенные пункты, сельские территории).

В-четвертых, территориальные различия в развитии отдельных регионов (Арктическая зона, Дальний Восток) ведут к углублению диспропорций пространственного развития страны, усилению миграционного оттока из депрессивных территорий и требуют совершенствования основ сбалансированного пространственного развития.

Усилия будут направлены на создание нового каркаса пространственного развития, который обеспечит оптимальную территориальную организацию экономики и социальной сферы, комфортные условия проживания и жизнедеятельности, мобильность населения.

Ц-2.1. Организация пространства территории, обеспечивающего повышение качества жизни населения, эффективное освоение ресурсов и расселение населения, минимизацию издержек на поддержание инфраструктуры и сохранение межтерриториальных связей.

З-2.1.1. Достижение нового качества существующих опорных точек роста: формирование диверсифицированной Якутской столичной агломерации, Мирнинской алмазной провинции, Ленского промышленно-инфраструктурного узла, Нерюнгринского угольного бассейна;

З-2.1.2. Создание новых опорных точек роста: Алданская горнопромышленная провинция, Восточная горнорудная провинция (Усть-Мая - Хандыга - Усть-Нера);

З-2.1.3. Развитие сельских территорий путем формирования опорной сети сельских населенных пунктов и эффективного управления на муниципальном уровне;

З-2.1.4. Реализация поливариантного развития монопрофильных поселений - притяжение к опорным точкам пространственного развития;

З-2.1.5. Создание условий для повышения уровня жизни в Арктической зоны Республики Саха (Якутия);

З-2.1.6. Переход на новый уровень управления пространством с использованием перспективных геоинформационных технологий и информационно-аналитических систем;

З-2.1.7. Формирование каркаса пространственного развития Якутии.

Преобладающая доля инвестиций из бюджетных источников будет направляться на строительство транспортных коммуникаций, а также в сферу нерыночных услуг, охватываемых приоритетными проектами. Повысится степень интегрированности внутреннего пространства республики, произойдет смягчение межрайонных различий в уровне социально-экономического развития.

В качестве локомотивов роста будут выступать сформированные в республике опорные населенные пункты с прилегающими к ним территориями, сформированные по кластерному принципу с определенной специализацией, основанной на конкурентных преимуществах территорий.

На этом фоне использование инструментов территориального планирования и внедрение стимулирующих механизмов позволит обеспечить диверсифицированное развитие монопрофильных населенных пунктов, формирование устойчивых кооперационных межрайонных и межрегиональных связей, повысит конкурентоспособность и привлекательность сельских территорий. Будет сформирована оптимальная расселенческо-поселенческая структура республики.