Одной из экологических проблем Республики Саха (Якутия) является проблема ликвидации нанесенного ущерба прошлых лет, в том числе гидротехнические сооружения хвостохранилищ ликвидированных горнодобывающих предприятий (хвостохранилища Депутатского ГОК, Куларской и Лебединской ЗИФ), места накопления лома цветного и черного металла.
Усиление темпов и географии промышленного освоения приведет к сокращению экологически чистых пространств, росту антропогенного воздействия на природные комплексы, увеличению площадей территорий, на которые распространяется воздействие предприятий. Общая площадь нарушенных земель в Республике Саха (Якутия) на 01.01.2015 составила 28,2 тыс. га. В структуре нарушенных земель преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлакоотвалами, подъездными дорогами и промышленными площадками. На землях населенных пунктов к нарушенным землям отнесены земельные участки, образованные в процессе производства строительных работ и добычи строительных материалов.
Особого внимания требует проблема негативного антропогенного воздействия на водные объекты. Из 86,3 млн. м(3) сточных вод, подлежащих очистке, более 92,6% сбрасываются недостаточно очищенными, 6,3% - загрязненными без очистки и только 1,0% (0,87 млн. м(3)) - очищенными до установленных нормативов. Большинство существующих очистных сооружений не обеспечивают уровень очистки сточных вод до установленных нормативов, используют устаревшие технологии, пропускная способность сооружений и сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства снижается с учетом их физического износа.
В Республике Саха (Якутия) объем образования отходов всех классов опасности составил в 2015 г. 252,7 млн. тонн, в т.ч. использовано 102,9 млн. тонн отходов (40,7% от общего количества), обезврежено - 54,934 тыс. тонн (0,02%). Основное количество отходов образуется в результате деятельности добывающей промышленности.
Общая площадь нарушенных земель в Республике Саха (Якутия) на 01.01.2015 составила 28,2 тыс. га. В структуре нарушенных земель преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлакоотвалами, подъездными дорогами и промышленными площадками. На землях населенных пунктов к нарушенным землям отнесены земельные участки, образованные в процессе производства строительных работ и добычи строительных материалов.
Остается неблагоприятной обстановка в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. За последние три года средний прирост количества их образования составил 11%. Отходы, образуемые в процессе потребления и хозяйственной деятельности, размещаются и накапливаются в специально отведенных местах. Из 471 объекта размещения твердых коммунальных отходов на территории республики, только 6 соответствуют природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. В республике отсутствует система переработки и утилизации твердых коммунальных отходов, нерешенной остается проблема обращения с опасными бытовыми отходами, содержащими ртуть и другие токсичные вещества.
Для Республики Саха (Якутия) важным приоритетом становится формирование "зеленой" экономики, обеспечивающей высокий уровень качества жизни населения, основанный на экономическом процветании и создании безопасной для здоровья окружающей среды, бережном и рациональном использовании природных ресурсов. Эколого-ориентированное экономическое развитие является необходимостью, диктуемой очевидными конкурентными преимуществами региона, возрастанием ценности чистой природы и природных ресурсов, глобальными тенденциями по изменению климата Земли.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности должно охватывать все отрасли экономики Республики Саха (Якутия). Энергоэффективность направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики Республики Саха (Якутия), а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Главной проблемой является значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, превышающий 1/3 общего потребления ТЭР. Энергосбережение не должно являться самоцелью, а представлять часть общей программы повышения энергоэффективности за счет инновационного развития, нацеленного как на снижение издержек при добыче, транспортировке и переработке энергоресурсов, так и на рост качества жизни и производительности труда.
Необходимо стимулирование внедрения во все отрасли экономики наилучших доступных технологий, типовых инженерных мероприятий по энергосбережению с высокой энергетической эффективностью, создание единого центра компетенции и технологии в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по Республике Саха (Якутия).
Развитие механизмов государственно-частного партнерства в части внедрения энергосервисных контрактов, внедрение механизмов государственных гарантий по проектам в области энергоэффективности позволит привлечь дополнительные инвестиции в энергосбережение, максимально использовать внутренние резервы для развития инфраструктуры, связанной с оптимизацией текущих и инвестиционных расходов.
Особое значение имеет реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства, как самого крупнейшего потребителя ТЭР в республике. Требуется поддержка лучших пилотных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, энергосберегающих проектов, организация обязательного энергетического аудита организаций с определенной периодичностью. Также необходимо внедрить программу территориального развития на основе информационной базы интеллектуальных систем комплексного учета энергоресурсов с обеспечением дистанционной приборной регистрации.
Ц-6.2. Создание условий для формирования экологически ориентированной "зеленой" экономики.
З-6.2.1. Сокращение негативного воздействия на окружающую среду.
Мероприятия в области охраны атмосферного воздуха:
- внедрение региональной системы учета выбросов парниковых газов, создание механизмов регулирования (сокращения) выбросов парниковых газов;
- расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в целях обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду;
- развитие зеленых насаждений, рекреационных зон в населенных пунктах.
Мероприятия по снижению загрязнения водных объектов:
- поэтапное сокращение сброса не очищенных до установленных нормативов хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и загрязненных поверхностных сточных вод в водные объекты;
- строительство, модернизация и техническое перевооружение объектов водоснабжения и водоотведения;
- повышение эффективности использования водных ресурсов, включая внедрение водосберегающих технологий, совершенствование технологических процессов очистки сточных вод;
- создание в населенных пунктах локальных систем дренажно-водоочистительных сооружений с учетом геоморфологических особенностей территорий.
Мероприятия в области обращения с отходами:
- создание эффективной системы управления твердыми коммунальными отходами;
- строительство удовлетворяющих современным экологическим стандартам объектов для обработки, обезвреживания, утилизации и переработки твердых и жидких коммунальных отходов;
- создание системы сбора, утилизации и обезвреживания опасных отходов в стационарных и мобильных пунктах;
- развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;