Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


4.2. Развитие транспортной системы


Уровень социально-экономического развития территории, ее конкурентоспособность во многом определяется степенью развития транспортного комплекса в целом, наличием круглогодично действующей сети наземных путей сообщения и доступности воздушного, водного транспорта в частности.

О значении транспорта в экономике свидетельствует его значительный удельный вес в основных фондах республики (с 11,2% 2005 года до 31,5% в 2014 году), в объеме платных услуг 34% занимает доля транспортных услуг, в инвестициях в основной капитал (с 14,7% 2005 года до 20% в 2015 году), в численности занятых работников (с 2005 года до 2015 году неизменно - 8%). Транспортная система должна обеспечивать условия экономического роста, повышения конкурентоспособности республиканской экономики и качества жизни населения.

Занимая пятую часть всей территории страны, Якутия имеет недостаточно развитую транспортную сеть - на современном этапе характеризуется низким уровнем развития сети путей сообщения с круглогодичной эксплуатацией. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 31,7% от всей протяженности автодорог (36,9 тыс. км), протяженность внутренних судоходных путей - 16 520 км, железнодорожных путей - 525 км (плотность - 0,2 км на 1 000 кв. км).

Таким образом, только 8,7% территории Якутии обеспечены круглогодичной транспортной доступностью (Алданский и Нерюнгринский районы), на которой проживает 16% населения. Из 586 сельских населенных пунктов 322 имеют связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.

В России из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения (15 млн. человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций, из них 1% - жители Якутии. Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными населенными пунктами традиционно осуществляется воздушным транспортом, вездеходной техникой и речными судами.

Основной объем грузов в республику завозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 60%. Короткий срок навигации требует мобилизации значительных средств для обеспечения годового объема продукции, для отдельных населенных пунктов - в двойном объеме. В целях своевременного накопления грузов и подготовки к навигации требуется авансировать поставки, что влечет возникновение кассового разрыва, связанного с низкой оборачиваемостью финансовых ресурсов от 1,5 до 2 лет. При этом, транспортная составляющая в затратах на производство продукции составляет более 40%, что в конечном результате приводит к снижению конкурентоспособности продукции местного производства, росту цен и тарифов. Ввиду неблагоприятной гидрологической обстановки на арктических реках в последнее время, ежегодно возникают проблемы по своевременной доставке грузов в северные районы республики. В этой связи, возрастает роль автозимников для дальнейшей доставки грузов до пунктов назначения, что требует выделения значительных средств для их содержания.

Развитие новой транспортной техники и внедорожного транспорта для Якутии на основе последних мировых достижений в области транспорта представляется весьма актуальным.

Наряду с задачей обновления современными транспортными средствами и оптимизации структуры подвижного состава всех видов транспорта, стратегически важным направлением развития транспорта является удовлетворение потребности в экологически "чистых" транспортных средствах высокой проходимости. Их предназначение заключается в перевозках небольших партий грузов, пассажиров и выполнении специальных работ, малоэффективных для традиционных видов транспортных средств, а также в труднодоступных районах республики.

Типовой набор таких транспортных средств составляют снего- и болотоходы, аэросани, аппараты и суда на воздушной подушке, мотонарты, аэростатические летательные аппараты (дирижабли), экранопланы и другие виды технических средств транспорта, способные работать в условиях сурового климата и практически полного бездорожья.

В настоящее время в Якутии, с ее огромными пространствами и географически разобщенной на большие расстояния территориальной структурой производительных сил и населенных пунктов, транспорт имеет решающее значение, как в удовлетворении транспортных потребностей населения страны, так и успешном развитии производства.

Сложность накопившихся проблем в технике, технологиях, организации и экономике транспортного комплекса республики требует мощной научной и инженерной поддержки мероприятий транспортной программы. Система программных мероприятий и мониторинг их реализации должны строиться на прочной научной базе региональных исследований, конструкторских разработках и проектах, учитывающих специфику северных условий проектирования и эксплуатации техники, транспортного строительства и деятельности транспортных предприятий.

С позиций реализации положений о повышении топливной экономичности и экологической безопасности в городах также необходимо расширение использования сжиженного и сжатого природного газа в качестве моторного топлива при перевозке грузов в газифицированных районах республики. Использование сжиженного газа вместо нефтяного топлива позволяет вдвое сократить расходы на топливо.

Цель (Ц-2.2) - транспортная система обеспечивает конкурентоспособное развитие базовых и новых отраслей производства, комфортные условия проживания, коммуникативную свободу и транспортную мобильность населения.

Исходя из цели, определены следующие приоритетные задачи:

З-2.2.1: Создание всесезонной транспортной сети с выходом в единую транспортную сеть страны. Ключевым проектом создания всесезонной транспортной сети и главным стратегическим объектом транспортного комплекса является - строительство моста через реку Лена. При возведении мостов через реку Лена и Алдан, завершении строительства железной дороги будут созданы условия для круглогодичных поставок значительного объема грузов для нужд населения и предприятий:

- обеспечивается круглогодичная связь большей части территории республики с общероссийской сетью автомобильных и железных дорог, что обеспечит транспортную мобильность населения;

- увеличивается интенсивность грузо- и пассажиропотоков на федеральных автомобильных дорогах, перевозка по которым возрастет в связи с возможностью беспрепятственного проезда с запада (Иркутская область) на восток (Магаданская область), что создаст выгодные условия для недропользователей и влияет на рост транспортной доступности населения.

З-2.2.1.1: Формирование транспортной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов.

До 2030 года:

строительство мостов через реку Лена в районе города Якутска, через реку Алдан на автомобильной дороге федерального значения "Колыма" и ряд мостов на автомобильной дороге федерального значения "Вилюй";

завершение строительства пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск;

доведение участка Беркакит - Томмот до норм постоянной эксплуатации железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск;

строительство и реконструкция федеральных автодорог "Лена", "Колыма" и "Вилюй";

строительство региональных автодорог "Амга" с выходом в Хабаровский край с дальнейшей передачей в федеральную собственность, "Кобяй", "Умнас", "Абалах", "Алдан", "Бетюн";

строительство железнодорожной линии Лена - Непа - Ленск;

обеспечение круглогодичной транспортной доступностью населенных пунктов, где отсутствует связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования республики и страны в целом.

До 2050 года:

строительство автодорог "Анабар", "Яна", "Арктика", "Индигир" как стратегических дорог Арктики;