Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


5.2. Несырьевой сектор экономики


Производства, ориентированные на внутреннее потребление, составляют основу занятости и источник доходов населения Республики Саха (Якутия).

К производствам, ориентированным на внутреннее потребление, отнесены:

- Агропромышленный комплекс;

- Лесопромышленный комплекс;

- Легкая промышленность;

- Производство мебели и изделий из дерева;

- Производство строительных материалов;

- Производство ювелирных изделий;

- Производство бриллиантов;

- Производство полиграфической продукции;

- Производство художественных, сувенирных изделий;

- Производство игрушек.

В расширенном понимании производства, ориентированные на внутреннее потребление, включают оказание всех услуг, в том числе платные услуги населению, услуг государственного и муниципального управления, включая образование, здравоохранение, науку, финансы, транспорт и связь. В Стратегии используется конкретизированное понимание местного производства как товарного производства, без включения оказания услуг.

В местных производствах занято 6,2% всей численности работников, а доля таких производств в ВРП составляет 3,4%. Потенциально местные производства связаны со всем сельским населением Республики Саха (Якутия) - это 35% всей численности населения при уровне общей безработицы в сельской местности 10 - 16%.

Развитие местного производства является социально значимой стратегической целью и должно создаваться с учетом современных требований к конкурентоспособности продукции.

Ведущую роль в развитии внутренних производств на начальном этапе до 2020 - 2022 года будет играть агропромышленный комплекс (включая сельское хозяйство), на долю которого приходится 60% всего местного производства.

Необходимо воспользоваться глобальной тенденцией на рост мирового потребления продуктов питания и переходом к периоду дорогого продовольствия, потребления органических продуктов.

Поставлена задача формирования конкурентоспособных высокотехнологичных кластеров, которые бы включали образовательный и научный сектора.

Кластерный подход означает реализацию единой технологической цепочки, достижение полного соблюдения технологии производства предприятиями, развитие обслуживающих отраслей, включая логистические центры, сбытовую сеть, хранение продукции.

Предлагается организовать эффективную мобильную модель малых производств, гибко реагирующих на изменения рыночной конъюнктуры.

Создание кластера швейного производства: в каждом районном центре и более-менее крупном населенном пункте должны быть восстановлены центры бытового обслуживания с небольшими швейными цехами, цехами по производству меховых изделий и обуви. Мастера могут работать на дому, а центр обслуживания должен выступить как поставщик сырья и материалов, пункт приема заказов, консультационно-кредитный центр.

Необходимо восстанавливать звероводство, создавать систему закупа сырья у промысловиков и сельхозпроизводителей. В перспективе можно рассматривать проведение международных ярмарок пушнины.

Кузнечное дело, народные промыслы, производство сувенирных изделий, керамической посуды из местного сырья, производство игрушек, изделий из камня, дерева, бересты и кости с резьбой и инкрустацией, выпуск книг, дизайнерской одежды - все эти малые производства вполне могут быть конкурентоспособными на российском и на мировых рынках. Этому способствует общемировая тенденция перехода от потребления массовых продуктов к индивидуализации спроса, все больше растет спрос на предметы мелкосерийного производства и индивидуальные уникальные товары.

Развитие данных малых производств рассматривается через реализацию системных мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Важно организовать сбыт продукции через сайты, мобильные приложения, формирование бренда региональной продукции. Необходимо создание республиканской структуры по регулированию авторских прав.

Развитие крупных производств и индустриальных территорий создает условия для участия местных товаропроизводителей и развития сервисных услуг. Это производство строительных материалов, лесопромышленный комплекс, ремонтно-механические заводы, различные виды сервиса и сборочных производств и производств на основе комплексной переработки местного сырья и отходов.

Институциональные меры поддержки развития местного производства - это инициация создания ТОСЭР, индустриальных парков, технопарков, система поддержка малого и среднего предпринимательства, максимальные налоговые льготы и благоприятная административная среда.

В каждом районном центре должна быть промышленная зона - промышленные комбинаты, которые можно облачить в форму индустриальных зон сельской местности и определить меры их государственной поддержки - налоговые льготы, имущественная поддержка, консультационная помощь, субсидирование процентных ставок, льготное кредитование в рамках действующих мер поддержки малого и среднего бизнеса.