Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


3.7. Социальная защита населения


В республике последовательно реализуются меры государственной поддержки, направленные на повышение уровня доходов и качества жизни населения.

Труднодоступность и удаленность отдельных территорий республики, отсутствие в них круглогодичной транспортной инфраструктуры на фоне экстремальных природно-климатических условиях Севера, способствуют удорожанию тарифов на продукцию естественных монополий, высокую стоимость продуктовой корзины и товаров первой необходимости.

Несоответствие обеспеченности учреждениями социального обслуживания от рекомендуемых федеральных нормативов затрудняет и качественно снижает предоставление социальных услуг населению, обеспечение доступной среды для инвалидов.

Высока доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - по итогам 2015 года 18,9% при среднем значении показателя по стране в 13,3%.

При реализации социальной политики на практике применяются две основных модели социальной поддержки населения с учетом:

1) категории льготников (гарантированные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленные федеральным или республиканским законодательством);

2) уровня доходов с применением критериев нуждаемости.

Особое внимание уделяется поддержке малоимущих граждан. Проводится системная работа по улучшению качества жизни семей с низким уровнем доходов. Активно развиваются новые формы оказания помощи нуждающимся гражданам, направленные на повышение уровня доходов, улучшение жилищных условий, развитие самозанятости населения, помощь в трудной жизненной ситуации.

Государственная поддержка многодетных семей - это особая политика государства, которую определяет ряд социальных, экономических и демографических проблем. Меры социальной поддержки многодетных семей направлены на улучшение качества жизни многодетных семей, на повышение их социального, экономического положения и реализацию демографической политики в республике. Внедрены новые формы оказания государственной социальной помощи малоимущим многодетным семьям на основе социального контракта, субсидии семьям с 5-тью и более детьми на приобретение жилья. Установлен республиканский материнский капитал "Семья" при рождении третьего и последующих детей.

Ведется работа по повышению уровня жизни пожилых граждан, их адаптации в современном обществе, включая все аспекты жизни граждан старшего поколения. Внедрены современные альтернативные формы социального обслуживания населения, как организация 94 приемных семей для граждан пожилого возраста, 22 выездных служб "Мобильная помощь" для пожилых людей и инвалидов, проживающих в отдаленных селах. Широкое распространение получили клубные, неформальные виды образования "Школ третьего возраста", организованные для досуга людей старшего поколения на основе общественно - государственного партнерства. С участием волонтеров регулярно ведется обучение пожилых людей использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для оперативного доступа к получению государственных и муниципальных услуг.

Одной из потенциальных возможностей развития человеческого капитала является формирование доступной среды для инвалидов.

В республике проживают 57 тыс. инвалидов или 6% всего населения.

В целях обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия) с 2012 года обеспечено доступностью более 250 объектов в сферах здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, образования, физической культуры и спорта, культуры, транспорта.

Наряду с деятельностью, направленной на преодоление в обществе отношенческих барьеров к инвалидам, возникла необходимость перехода от физической доступности учреждений к доступности услуг для инвалидов, создание системы, обеспечивающей реабилитационный и абилитационный процесс, раннюю помощь и сопровождение, социальную адаптацию инвалида, ребенка-инвалида и интеграцию его в жизнь общества.

Эффективное взаимодействие всех органов и структур, работающих с инвалидами, позволит в дальнейшем более адресно и качественно решать вопросы трудоустройства, повысит их социальную активность и конкурентоспособность на рынке труда.

Цель (Ц-1.7) Якутия - республика с эффективной системой социальной поддержки населения

Задачи и основные мероприятия:

З-1.7.1. Снизить долю населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения до 8%:

- развитие современных технологий и активных форм поддержки малоимущих, многодетных семей - расширение практики применения социальных контрактов многодетным семьям;

- социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами оказывается при их активном участии в программах содействия занятости и социальной адаптации;

- улучшение социальной структуры населения по уровню доходов и формирование устойчивого среднего класса, имеющего размер среднедушевого дохода превышающего сумму шести прожиточных минимумов.

З-1.7.2. Поддерживать общественно необходимое материальное и социальное положение граждан, нуждающихся в социальной поддержке:

- применение критериев нуждаемости и адресности при предоставлении мер социальной поддержки;

- формирование информационной системы персонифицированного учета семей с детьми, нуждающихся в поддержке.

- демонополизация государства в сфере предоставления социальных услуг и социального обслуживания.

З-1.7.3. Обеспечить высокое качество, равный и справедливый доступ предоставления социальных услуг в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики:

- повышение доступности и качества предоставления социальных услуг;

- развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг;