По итогам 2015 года Республика Саха (Якутия) включена Министерством финансов Российской Федерации в перечень субъектов с высоким качеством управления региональными финансами.
В рейтинге регионов России по инвестиционному потенциалу, подготовленном рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА), Республика Саха (Якутия) за 2015 год занимает 20 место, за 2014 год - 21 место.
По рейтингу финансовой составляющей инвестиционного потенциала по итогам 2015 года Республика Саха (Якутия) занимает 36 место (за 2009 - 2010 годы 34 место, за 2007 - 2008 годы 35 место). Наблюдается стабильность рейтинга финансовой составляющей инвестиционного потенциала Республики Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) имеет долгосрочный кредитный рейтинг международного рейтингового агентства Standard&Poor's на уровне "ВВ"/ruАА", прогноз "стабильный" и агентства Fitch Ratings "BBB-"/"AA+ rus" прогноз "стабильный".
Основной задачей бюджетной политики Республики Саха (Якутия) в области формирования доходной части консолидированного бюджета республики является обеспечение достаточного объема ресурсов для финансирования расходных обязательств бюджета республики. Проводится целенаправленная работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов бюджетной системы республики и на совершенствование государственной долговой политики.
По итогам 2015 года налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) составили 107,8 млрд. рублей, что на 19,2% больше показателя за 2014 год. Наибольший удельный вес в налоговых доходах обеспечивается крупными предприятиями - Группа АЛРОСА, ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Транснефть" (совокупная доля 57,8% от налоговых доходов). В 2010 году налоговые платежи от указанных трех крупных налогоплательщиков обеспечили 43,6% от общего объема налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) (50,1 млрд. рублей).
Долговая политика Республики Саха (Якутия) направлена на обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия) путем привлечения займов на благоприятных условиях, поддержание экономически безопасного уровня государственного долга.
По итогам 2015 года Республика Саха (Якутия) входит в число 26 субъектов РФ с высокой долговой устойчивостью, т.е. с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50%.
Структура бюджетных расходов должна быть изменена в пользу направленных на развитие. Бюджетные инвестиции необходимо ориентировать на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. Государственная инвестиционная политика должна способствовать развитию реального сектора экономики.
Правительству Республики Саха (Якутия) требуется усилить работу с федеральными органами государственной власти по учету особенностей дальневосточных регионов в части вопросов бюджетной и налоговой политики. В ближайшее время будет продолжена работа по оценке эффективности налоговых льгот, предоставленных федеральным и республиканским законодательством.
За последние годы приняты федеральные законы, устанавливающие налоговые льготы и преференции для участников региональных инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
В 2017 году будет принят бюджетный прогноз до 2035 года, задачей которого является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей и результатов государственной бюджетной политики, сформулированных в стратегических документах, решениях Главы и Правительства Республики Саха (Якутия).
Стратегической целью бюджетного прогноза до 2035 года будет долгосрочная сбалансированность и устойчивость консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) и повышение эффективности бюджетных расходов.
Банковский сектор как ключевое звено финансовой системы должен усилить свое влияние на социально-экономическое развитие Республики.
По итогам 2015 года на территории Республики Саха (Якутия) осуществляют свою деятельность 11 кредитных организаций, из которых по 9 головная организация находится в других регионах. По данным Центрального Банка России за 2015 год объем прибыли кредитных организаций, имевших прибыль, составила 359,3 млн. рублей, что в 6,7 раз больше показателя за 2009 год (53,9 млн. рублей).
Текущее состояние дел в банковском секторе характеризуется:
- технологической монополизацией традиционного банкинга, через создание платформ и экосистем ведущими банковскими и небанковскими организациями;
- снижением реальной процентной ставки по депозитам в банковской системе, что стимулирует выход неквалифицированных инвесторов на рынок прямых инвестиций;
- давлением со стороны регулятора на банковскую систему, ограничивающим участие банков на этапе инвестирования.
В дальнейшем страховой рынок Республики будет более активно вовлекаться в сектор корпоративных финансов как элемент кластера при реализации инвестиционных проектов и повышении уровня защищенности среднего и малого бизнеса.
По данным Центрального Банка России на территории Республики Саха (Якутия) осуществляют свою деятельность 49 страховых компаний, что позволяет судить о достаточно высокой конкуренции на рынке. Из них добровольными видами страхования занимаются 34 компании, 3 компании - ОМС и 12 компаний страхованием жизни.
Несмотря на положительную динамику страхового рынка Республики, ситуация продолжает оставаться сложной. Основным локомотивом рынка является страхование жизни и личного страхования.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важную роль приобретают механизмы государственно-частного партнерства и повышение финансовой грамотности населения.
Активно должны развиваться альтернативные источники финансирования предпринимательских инициатив (венчурное финансирование, кредитование стартапов, лизинг, краудфандинг (народный капитал) и т.д.)
Население будет более активно участвовать в структуре акционерных капиталов рентабельных предприятий Республики Саха (Якутия) через институциональных инвесторов. Высокое доверие к финансовой системе должно привлечь частные инвестиции в долгосрочные финансовые активы. При этом должен заработать механизм минимизации рисков вложений населения.
Развитие в Республике Саха (Якутия) небанковского финансового сектора, многоуровневой сети микрофинансовых организаций, в том числе кредитных кооперативов, позволит удовлетворить совокупные потребности малого бизнеса в финансовых ресурсах.
Дефицитность бюджетов всех уровней, сокращение инвестиционных потоков, снижение объемов банковского кредитования реального сектора экономики, централизация капиталов диктуют поиска новых путей увеличения инвестиций. Одним из катализаторов роста вложений кредитно-финансовых структур в производство может выступить система гарантий возвратности кредитов. Создание системы гарантий с участием государства может способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в реальный сектор с одновременным регулированием их доступа и влияния на экономику в целом.
В целях финансирования инвестиционных проектов будут привлекаться для залогового обеспечения ликвидные ценности Республики Саха (Якутия).