Для реализации Стратегии будут привлечены значительные финансовые ресурсы, источниками которых станут бюджетные (федеральный бюджет, государственный бюджет, местные бюджеты) и внебюджетные средства.
Для оценки финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, применяется комплексный подход, учитывающий не только финансовые ресурсы, но и применение мер стимулирования как льготное кредитование, гарантии и поручительства, налоговые льготы и преференции.
Бюджетный прогноз до 2035 года определяет финансовые возможности, условия и предпосылки для достижения ключевых целей и результатов государственной бюджетной политики, сформулированных в стратегических документах, решениях Главы и Правительства Республики Саха (Якутия).
Стратегической целью бюджетного прогноза до 2035 года является долгосрочная сбалансированность и устойчивость консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) и повышение эффективности бюджетных расходов.
Стратегия предусматривает софинансирование ряда проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетных национальных проектов и федеральных (государственных) целевых программ, а также за счет внебюджетных источников с использованием механизмов государственно - частного партнерства.
Общий объем налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2030 годы по целевому варианту прогнозируется в размере не менее 2559,4 млрд. рублей (11,8% от суммарного объема ВРП).
Меры стимулирования, принятые федеральным и республиканским законодательствами для участников региональных инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемые условия для привлечения инвестиций на первом этапах реализации Стратегии положительно отразятся на динамике налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики после 2026 года.
Для обеспечения реализации Стратегии за счет собственных финансовых ресурсов Республика Саха (Якутия), повышения уровня самообеспеченности государственного бюджета будут внесены предложения в федеральные органы государственной власти по изменению распределения налоговых и неналоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами регионов.
Уровень самообеспеченности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) как "точка безубыточности" определяется объемом необходимых бюджетных расходов для доведения показателей уровня и качества жизни населения по согласованному перечню (стандартам качества жизни) на всей территории Республики Саха (Якутия) до прогнозируемого среднего уровня по Российской Федерации.
Структура бюджетных расходов должна быть трансформирована и ориентирована на достижение стратегических целей и задач. Перечень, цели, задачи и индикаторы государственных программ Республики Саха (Якутия) будут полностью соответствовать соответствующим показателям Стратегии.
Основными финансовыми механизмами реализации Стратегии будут государственные программы Российской Федерации, Федеральная адресная инвестиционная программа, приоритетные стратегические проекты Российской Федерации, программы, реализуемые совместно с федеральными институтами развития.
Участие Республики Саха (Якутия) в федеральных целевых программах будет реализовано по всем доступным направлениям: социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, развитие Арктической зоны Российской Федерации, транспортная инфраструктура, социальная сфера, жилищная и коммунальная инфраструктура, научно-техническое и инновационное развитие, административная инфраструктура и программы общегосударственного характера, реальный сектор экономики.
Наиболее капиталоемкими являются государственные программы Республики Саха (Якутия), связанные с развитием социальной, инженерной, энергетической и транспортной инфраструктуры, жилищным строительством. Предварительный объем дополнительных финансовых ресурсов на реализацию данных направлений Стратегии оценивается в 2398 млрд. рублей, то есть 192 млрд. рублей в среднем в год в период 2017 - 2019 годы, 216 млрд. рублей в среднем в год в период 2020 - 2022 годы, 170 млрд. рублей в среднем в год в период 2023 - 2030 годы. Из них за счет бюджетных средств (средств федерального бюджета, государственного бюджета и местных бюджетов) - 50% или 92 млрд. рублей в среднем в год.
Реализация данных мероприятий Стратегии будет осуществляться в рамках государственных программ, обозначенных в Приложении N 2. Данный перечень государственных программ Республики Саха (Якутия) не является исчерпывающим. В соответствии с законодательством о стратегическом планировании перечень государственных программ Республики Саха (Якутия) определяется в Плане мероприятий по реализации Стратегии и утверждается Главой Республики Саха (Якутия).
По конкретным направлениям Стратегии объемы финансирования будут уточняться при формировании федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый период, а также по результатам контроля выполнения программных мероприятий государственных программ Республики Саха (Якутия) и оценки их эффективности за отчетный период.
Исходной базой для составления бюджетного прогноза является долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года. Темпы социально-экономического развития Республики во многом определяются количеством, объемами инвестиций и реализацией крупных инвестиционных проектов и программ.
Общий объем инвестиций в основной капитал на реализацию Стратегии по целевому варианту за 2017 - 2030 годы прогнозируется на уровне 6 275 млрд. рублей (29% суммарного объема ВРП), из них не менее 85% за счет внебюджетных источников.
В целом масштабное привлечение инвестиций не только в базовые отрасли экономики, но и в ИТ-отрасль, обрабатывающую промышленность, развитие малого и среднего предпринимательства, будет соответствовать структурным изменениям в экономике и социальной сфере Республики Саха (Якутия).