По состоянию на 31 августа 2023 г. на территории Ростовской области расположено 1244 напорных гидротехнических сооружения (далее - ГТС), в том числе 1056 ГТС - находящихся в муниципальной, государственной и частной собственности, 188 ГТС - не имеющие собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался.
(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 15.01.2024 N 17)
Существующая ситуация с уровнем безопасности ГТС характеризуется возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций со значительным материальным ущербом, поскольку многие ГТС находятся в аварийном или предаварийном состоянии. Ситуация усугубляется в период весеннего половодья и дождевых паводков и связана с неудовлетворительным техническим состоянием ГТС и возможностью их разрушения.
Низкий уровень безопасности ГТС обусловлен рядом причин, связанных с их техническим состоянием, отсутствием служб эксплуатации, систематического мониторинга состояния ГТС.
(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 04.07.2018 N 436)
В целях приведения ГТС в безопасное техническое состояние Программой предусмотрены мероприятия по их капитальному ремонту, реконструкции и ликвидации, сформированные по результатам обследования аварийных, потенциально опасных ГТС, находящихся в муниципальной собственности или бесхозяйных, которое осуществлялось в 2008 - 2009 годах межведомственной рабочей группой во исполнение решения коллегии Администрации Ростовской области от 08.09.2008 N 51 "О комплексе мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений".
Выбор объектов осуществлен с учетом технического состояния сооружений, их влияния на паводковую ситуацию, величины предполагаемого ущерба в случае невыполнения мероприятия, а также заинтересованности администраций муниципальных образований Ростовской области в выполнении мероприятий и возможности обеспечить их софинансирование.
Основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности, является декларация безопасности ГТС. Декларация безопасности эксплуатируемых ГТС составляется их собственником или эксплуатирующей организацией и предоставляется в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору не реже одного раза в 5 лет. По состоянию на 1 января 2023 г. разработано 86 деклараций безопасности ГТС, на сооружения, находящиеся в муниципальной собственности. Реализация мероприятий Программы по разработке деклараций безопасности ГТС позволит получить данные о текущем состоянии ГТС, необходимые для принятия решений о реализации комплекса мер с целью снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, причиной которых может являться состояние ГТС.
(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 15.01.2024 N 17)
С целью определения готовности ГТС к пропуску половодья и паводков и заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС требуется проведение работ по их предпаводковому обследованию. Минприроды Ростовской области ежегодно формируется график проведения предпаводкового обследования, результаты которого позволяют определить готовность ГТС к пропуску паводковых вод.
На решение задач по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод влияет ряд неблагоприятных факторов (рисков):
финансово-экономические - это ограниченные возможности местных бюджетов на реализацию мероприятий по разработке проектов на выполнение капитального ремонта и реконструкции ГТС, а также на разработку деклараций безопасности ГТС;
природно-климатические - влияние климатических условий на гидрологическую ситуацию в бассейнах рек Ростовской области и на состояние гидротехнических сооружений.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", определяющими необходимость реализации полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, в части разработки и реализации региональных программ обеспечения безопасности ГТС.