Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании" и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, экологическую, антитеррористическую, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Материально-техническое оснащение образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений.
Наиболее проблемными остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
- неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
- невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
За время реализации областной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения на 2004 - 2007 годы" наметилось уменьшение числа несчастных случаев и пожаров. Так в 2005 году в нашей области зарегистрировано 15 пожаров, материальный ущерб составил 991,3 тыс. руб., в 2006 году - 14 пожаров, материальный ущерб 508,1 тыс. руб., в первом полугодии 2007 года - 7 пожаров, материальный ущерб 121,4 тыс. руб. В 2005 году произошло 192 несчастных случая с учащимися и 37 с работниками, в 2006 году - 176 несчастных случаев с учащимися и 21 с работниками, в первом полугодии 2007 года - 143 н. с. с учащимися и 4 н. с. с работниками.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства.