Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2006 ГОДЫ" (с изменениями на: 28.02.2006)

ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ ИСТОЧНИКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

N

пп

Виды источников

 потенциальных

 угроз      

 Кол-во

 опасных

 объектов

 Чис-ть

населения

 в зонах

возможных

 ЧС

тыс. чел.

 Возможное

 число

пострадавших


 тыс. чел.  

Возможное

 число

пораженных

и погибших

тыс. чел.

1

Химически -

опасные объекты

 122

 359,0

 359,0

 359,0

2

Радиационно -

опасные объекты

 4

 443,6

 443,6

 443,6

3

Магистральные

нефтепродукто -

проводы         

 2528 км

 -    

 -      

 -     

4

Магистральные

газопроводы <*>

 2965 км

 -    

 -      

 -     

5

Взрыво- и

пожароопасные

объекты <**>

 1067

 -    

 -      

 -     

6

Гидротехнические

сооружения      

 43

 493,0

 493,0

 180,0

7

Лесные пожары   

2,8 млн.га

 88,0

 43,0

 20,0

ВСЕГО:          

 1383,6

 1338,6

 1002,6

     ________________

<*> В охранных зонах магистральных трубопроводов постоянно проживающего населения нет, но трубопроводы пересекают автомобильные и железные дороги, реки и озера, и число пострадавших может быть большое.

<**> Практически не представляется возможным подсчитать количество пострадавших, особенно на пожароопасных объектах - автозаправочные станции в черте города, автомобильные и железнодорожные цистерны.

На территории Челябинской области расположены 122 химически опасных объекта. В основном, это предприятия, АХОВ в производственной деятельности: хлор (на предприятиях водоочистки) и аммиак (основной хладагент аммиачно - холодильных установок предприятий пищевой промышленности). Наибольшую опасность представляют объекты в городах Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, В. Уфалей и ЮУЖД. Максимальные суточные запасы в области могут достигать до 230 тонн хлора, до 530 тонн аммиака, до 3200 тонн серной кислоты и олеума, а также ряда других веществ.

В результате аварии с выбросом АХОВ могут возникнуть зоны химического заражения площадью от нескольких десятков кв. км.

Деятельность по обращению с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами осуществляют более 130 предприятий, в том числе четыре крупных, как ПО "Маяк" (г. Озерск), Российский Федеральный ядерный центр (г. Снежинск), Приборостроительный завод (г. Трехгорный), Государственный специализированный комбинат "Радон" (д. Б. Таскино). В зонах возможных опасных радиоактивных загрязнений только от четырех крупных предприятий может оказаться 104 населенных пункта, с численностью населения 443,6 тыс. человек.

По территории Челябинской области проходит 5493 км магистральных трубопроводов, в том числе 1442,8 км - нефтепроводы, 1086 км - продуктопроводы, 2965 км - газопроводы. Основными причинами аварийности на трубопроводном транспорте являются изношенность труб, невыполнение нормативных объемов планово - предупредительных ремонтов, несанкционированные врезки, хищение трассового оборудования трубопроводов с целью продажи цветных металлов. Таким образом, эта разветвленная сеть трубопроводов представляет серьезную потенциальную угрозу населению и экологической безопасности территорий.

Эксплуатация, ремонт и развитие электроэнергетики сосредоточены в ОАО "Челябэнерго", дочернем предприятии РАО "ЕЭС России" (Троицкой ГРЭС) и блок станциях крупных потребителей (Магнитогорского и Челябинского металлургических комбинатов) и других потребителей. На территории Челябинской области расположены 7 электростанций, основным видом топлива которых являются уголь и природный газ, резервным - мазут. Аварии на тепловых электростанциях могут привести к перерыву электроснабжения потребителей и нарушению теплоснабжения г.г. Челябинск, Южноуральск, В. Уфалей, Троицк, что может привести к крупномасштабным чрезвычайным ситуациям.

Лесной фонд области составляет 2,8 млн. га. Третью часть территорий составляют хвойные леса, что резко повышает пожарную опасность. За последние два года (1998 и 1999) зарегистрировано 2014 пожаров, убытки составили 16 млн. 553 тыс. рублей. Наиболее опасными в пожарном отношении являются леса Миасского, Чебаркульского, Кыштымского, Каслинского, Троицкого лесхозов. В особом ряду стоят Городской и Каштакский боры, расположенные в черте города Челябинска. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются несоблюдение населением требований пожарной безопасности в местах массового отдыха, при сборе ягод, грибов, рыбной ловли и охоты. Имеют место лесные пожары в результате сжигания стерни на полях, выжигания травы на сенокосах.

Весенне - летние паводки являются наиболее частыми и опасными видами стихийных бедствий для населения Челябинской области. Так, только от весеннего половодья 2000 года организациям и населению области причинен ущерб на сумму 75 млн. 400 тыс. рублей. В Челябинской области около 600 водохранилищ емкостью от 500 тыс. м. куб. и более. 28% из них имеют гидротехнические сооружения, предназначенные для промышленного и хозяйственно - питьевого водоснабжения городов и населенных пунктов. Эта группа сооружений, срок их эксплуатации составляет 35 и более лет, наиболее опасна с точки зрения возникновения ЧС. Почти у всех плотин срок эксплуатации затворов превышает 25 лет, при нормативном сроке 25 лет. А в горнозаводской зоне имеются водохранилища со сроком службы более 100 лет ("Демидовские плотины").

Разрушение крупных гидроузлов может привести к катастрофическому затоплению территории 197 населенных пунктов, а также ряда промышленных и сельскохозяйственных объектов и транспортных магистралей.

Суммарный ущерб от всех видов ЧС, связанных с паводком, может достигать десятков миллиардов рублей.

Основные причины возникновения возможных ЧС - большое количество гидротехнических сооружений не имеют собственника; недостаточно выделяется средств на обследование, ремонт, восстановление, обслуживание ГТС; нарушение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах; засорение и не принятие мер к расчистке русел рек и др.

Анализ состояния деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

Правовое регулирование вопросов защиты населения и территорий Челябинской области от чрезвычайных ситуаций осуществляется Законом Челябинской области от 29.05.97 года N 114 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в котором определены задачи территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на сложности социально - экономического развития Челябинской области, вопросам защиты населения и территорий от ЧС уделялось серьезное внимание: решались задачи спасения населения и имущества предприятий, пострадавшего от аварий и стихийных бедствий; обеспечивалась готовность к действиям органов управления, сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС; велась подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Однако современное состояние территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС и уровень ее развития не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: слабая оснащенность приборной базы современным оборудованием сети наблюдения и лабораторного контроля (изношенность приборов составляет до 70%), в ведомственных планах наблюдения и контроля не в полной мере ведется учет специфики области; отсутствует координация деятельности территориальных специально уполномоченных органов.

Главной целью программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий для повышения уровня защиты населения и территорий от ЧС.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;

- развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения ЧС, совершенствование системы связи и оповещения населения о ЧС;

- совершенствование материально - технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий ЧС;

- разработка и внедрение передовых технологий и инженерно - технических средств для ликвидации ЧС.

Сделан первый шаг в этом направлении. В соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 10.04.01 года N 181 в составе главного управления по делам ГОЧС создан центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основными задачами которого являются:

- сбор, анализ и предоставление в администрацию Челябинской области информации о потенциальных источниках ЧС и причинах возникновения ЧС на территории Челябинской области;

- прогнозирование ЧС и их последствий на территории области;