5. Исходя из роли общей врачебной (семейной) практики в оптимизации использования ресурсов, организационно технологического обеспечения, улучшении медицинского обслуживания населения, в целях оптимизации всей системы общей врачебной (семейной) практики предусматривается комплекс организационных мероприятий, выполняемых с использованием накопленного в регионах России, Челябинской области и международных программах опыта внедрения общей врачебной (семейной) практики.
Развитие института общей врачебной практики должно основываться на действующей системе оказания медицинской помощи. Объектом преобразований должны стать действующие учреждения ПМСП. Врач участковой больницы, сельской врачебной амбулатории уже во многом действует как врач общей практики. Необходимо довести деятельность действующей участковой службы до модели "врач общей практики (семейный врач)".
Основным стратегическим направлением совершенствования организации медицинской помощи на селе является реорганизация сложившихся структур первичного звена медицинской помощи (врачебных амбулаторий, амбулаторий участковых больниц, участковых отделений поликлиник центральных районных больниц) в индивидуальные и групповые общие врачебные практики. Врач общей практики должен стать основой системы сельского здравоохранения и возглавлять команду первичной медицинской помощи на селе. Его роль будет состоять в руководстве многопрофильной командой, которая может включать в себя персонал фельдшерско-акушерских пунктов, находящихся в зоне ответственности общей врачебной практики (фельдшеров, акушерок, медсестер), социальных работников. На врача общей практики также возлагается функция ведения мониторинга за состоянием здоровья населения на его участке и прохождения пациента по этапам медицинской помощи.
6. Реализация организационных мероприятий по внедрению общей врачебной практики в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Челябинской области предусматривает следующие этапы:
1) проведение комплексного структурного анализа системы здравоохранения муниципальных образований, объема и характера предоставляемой населению медицинской помощи, а также ресурсного обеспечения системы здравоохранения в сельской местности с целью дифференциации уровня готовности системы здравоохранения муниципальных образований к работе по принципу общей врачебной (семейной) практики. На данном этапе анализу подлежат:
наличие подготовленных кадров - врачей, фельдшеров и медицинских сестер общей врачебной (семейной) практики;
соответствие материально-технической базы первичного звена здравоохранения муниципальных образований требованиям отделений общей врачебной (семейной) практики;
демографические, социальные и географические факторы, определяющие целесообразность и (или) необходимость внедрения общей врачебной (семейной) практики в сельских территориях;
возможность координации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов врачом общей практики;
наличие плана реструктуризации лечебно-профилактических учреждений муниципальных образований (реорганизация амбулаторий в амбулатории общей врачебной (семейной) практики, участковых больниц в центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики и учреждения медико-социального ухода, с использованием стационарозамещающих технологий и другие формы реструктуризации с учетом особенностей каждого муниципального образования;
2) разработка обоснованных предложений по включению лечебно-профилактических учреждений в "пилотный" проект с учетом административной поддержки муниципальных образований;
3) апробация системы обеспечения качества и эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи на базовых территориях.
Предполагается, что выполнение данных мероприятий придаст импульс муниципальным образованиям Челябинской области в деятельности по формированию и укреплению общей врачебной (семейной) практики, расширению функций реорганизуемых поликлиник, а также мониторингу результативности их деятельности.