Настоящая Концепция развития общей врачебной (семейной) практики в Челябинской области (далее именуется Концепция) разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, на основе разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской академией медицинских наук Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", Приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 1999 года N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика", от 20 ноября 2002 года N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации".
Основной целью проводимой государственной политики в области здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития науки, а также ресурсам, которыми располагают граждане.
Сложившаяся система организации первичной медико-санитарной помощи населению, ориентированная на участковую и специализированную службы, не достаточно эффективна. Негативно сказывается на результатах оказания медицинской помощи населению нарушение преемственности в ведении больных при переходе пациентов из детских поликлиник во взрослые.
Медико-демографическая ситуация в Челябинской области, как и в Российской Федерации в целом, характеризуется рядом негативных тенденций:
достаточно высокий уровень преждевременной смертности, главным образом за счет травм и отравлений, заболеваний органов кровообращения, злокачественных новообразований;
рост заболеваемости социально значимыми болезнями;
естественная убыль населения, обусловленная превышением уровня смертности над рождаемостью (таблица 1).
Таблица 1
год | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1996 | 1999 | 2002 |
Коэффициент рождаемости |
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент смертности |
|
|
|
|
|
|
|
Естественный прирост |
|
|
|
|
|
|
|
Ключевой задачей в решении указанных проблем является развитие принципов семейной медицины, повышение роли и эффективности использования врачей общей практики (семейных врачей) (далее именуются врачи общей практики) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи. Основная роль в сохранении здоровья населения принадлежит первичному звену здравоохранения.
Однако ситуацию, сложившуюся в первичной медико-санитарной помощи (далее именуется ПМСП), можно охарактеризовать как кризисную. Наметился крайне быстрый и неуправляемый отток врачей, среднего и младшего медицинского персонала из лечебно-профилактических учреждений, особенно амбулаторий, участковых больниц и поликлиник. Возрастает неукомплектованность службы первичной медицинской помощи участковыми педиатрами и терапевтами, особенно в сельской местности. В сложившейся ситуации необходимо повышение роли ПМСП. Существующая нерациональная структура оказания первичной медицинской помощи в системе здравоохранения влияет на снижение доступности и качества медицинской помощи даже при существенном притоке дополнительных средств.
Поэтапный переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики затянулся настолько, что без принятия действенных мер по реформе ПМСП может произойти окончательный развал первичного звена здравоохранения.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено право семьи на выбор врача общей практики (семейного врача), обеспечивающего ей медицинскую помощь по месту жительства, при этом данный вид первичной медико-санитарной помощи должен являться основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания.
Однако в Российской Федерации врач общей практики (семейный врач) не стал ведущей фигурой здравоохранения. Уникальная в силу ряда ресурсосберегающих, профессиональных, социально ориентированных характеристик специальность не получила должного распространения при высокой потребности в ней.
Необходимо выяснение причин медленного реформирования первичной медико-социальной помощи в направлении семейной медицины, так как их своевременное устранение позволит изменить ситуацию в более короткие сроки. В таблице 2 представлен перечень основных причин и путей их устранения.
Таблица 2
┌═══════════════════════════════┬════════════════════════════════‰
│ Причины медленного развития │ Пути устранения причин │
│ реформы │ │
├═══════════════════════════════┼════════════════════════════════┤
│1. Централизованный характер │1. Децентрализация. │
│реформы ПМСП. │ │
│ │ │
│2. Медицинское обслуживание │2. Обслуживание пациентов всех │
│населения по возрастному │возрастов одним врачом, особенно│
│принципу - педиатр, │в сельской местности. │
│подростковый врач, терапевт. │ │
│ │ │
│3. Ранняя специализация и │3. Поручение сертификата и │
│крайняя степень "сужения" │лицензии специалиста только при │
│специалистов в области ПМСП │наличии опыта практической │
│(например, "диабетолог"). │работы в качестве педиатра или │
│ │терапевта. │
│ │ │
│4. Устаревшая технология │4. Подготовка врачебных кадров │
│подготовки врачебных кадров. │поликлиник и врачей общей │
│ │практики на базе отделений общей│
│ │врачебной практики. │
│ │ │
│5. Слабая материальная база. │5. Разработка программ по общей │
│ │врачебной (семейной) политике, │
│ │целевое финансирование врачей │
│ │общей практики. │
│ │ │
│6. Отсутствие свободы выбора │6. Внедрение свободы выбора │
│врача. │врача в соответствии с Основами │
│ │законодательства Российской │
│ │Федерации об охране здоровья │
│ │граждан. │
│ │ │
│7. Низкая фиксированная оплата │7. Оплата труда по количеству │
│труда на основе "оклада". │пациентов и оказанных услуг. │
│ │ │
│8. Отсутствие системного │8. Создание оптимальной модели │
│коммунального подхода в │медицинской семейной практики с │
│организации ПМСП. │ведущей фигурой врача общей │
│ │практики, обслуживание семьи в │
│ │целом. │
└═══════════════════════════════┴════════════════════════════════…
Изменение структуры услуг здравоохранения путем внедрения общей врачебной (семейной) практики - всесторонняя и достаточно сложная задача. Ее невозможно осуществить без формирования нового юридического статуса семейного врача, включая поддержку и эффективную деятельность в данном направлении со стороны органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления.
В рамках реализации Приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 августа 1992 года N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)", от 30 декабря 1999 года N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика", от 20 ноября 2002 года N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации" в Челябинской области были отработаны экспериментальные модели врачей общей практики (групповой вариант) на базе городских клинических больниц (далее именуются ГКБ), а именно: Клиники медицинской академии под научным руководством профессора Калева О.Ф. и профессора Розенфельд Л.Г., поликлиники ГКБ N 5 совместно с Уральской государственной медицинской академией дополнительного образования под руководством профессора Дюкаревой А.М., муниципального учреждения здравоохранения ГКБ N 4 под научным руководством профессора Игнатовой Г.Л., а также в муниципальном учреждении здравоохранения ГКБ N 2 и муниципальном учреждении здравоохранения ГКБ N 3 под руководством главных врачей данных лечебно-профилактических учреждений. Кроме этого, в настоящее время в сельской территории работает одно отделение врачебной общей практики в поселке Октябрьский г. Копейска. В 2003 году по представлению Челябинского областного общества семейных врачей врач общей практики данного отделения Шапарь Т.М. стала победителем Российского конкурса врачей общей практики. Подготовлен к открытию центр врачебной общей практики в Красноармейском районе и поселке Тургояк г. Миасса.
Важной основой для развития общей врачебной практики, образования и повышения квалификации врачей общей практики было создание в 2000 году в Челябинской области областного общества врачей семейной медицины под председательством заведующего кафедрой семейной медицины и госпитальной терапии, члена правления и президиума правления Российской ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) профессора Калева О.Ф.
По официальным оценкам Министерства здравоохранения Российской Федерации из 5000 подготовленных в настоящее время врачей работают по специальности "врач общей практики (семейный врач)" около 1000. В Челябинской области на конец 2002 года подготовлено 199 специалистов - врачей общей практики, из них на январь 2003 года по специальности работают 42 специалиста. Расчетная потребность в специалистах - врачах общей практики в Челябинской области с учетом полного перехода на семейную медицину составляет около 710.
Таким образом, для дальнейшего осуществления работы по развитию семейной медицины в регионе необходимо принятие Концепции развития общей врачебной (семейной) практики в Челябинской области как одного из важнейших направлений реформирования здравоохранения области. Реформа первичного звена предполагается в виде последовательного, постепенного перехода на систему общей врачебной (семейной) практики с сохранением накопленного потенциала здравоохранения Челябинской области, максимальным использованием имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений.