ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2004 года N 13-п

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ (СЕМЕЙНОЙ) ПРАКТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях определения основных направлений развития общей врачебной (семейной) практики в системе здравоохранения Челябинской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития общей врачебной (семейной) практики в Челябинской области.


2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать планы мероприятий (программы) по внедрению в систему здравоохранения муниципальных образований общей врачебной (семейной) практики с учетом положений Концепции, одобренной настоящим Постановлением.


3. Организацию выполнения настоящего Постановления возложить на первого заместителя Губернатора Челябинской области, члена Правительства Челябинской области Косилова А.Н.


4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Председатель
Правительства
Челябинской области
П.И.СУМИН






Одобрена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 19 февраля 2004 года N 13-П

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ (СЕМЕЙНОЙ) ПРАКТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


 I. Введение


Настоящая Концепция развития общей врачебной (семейной) практики в Челябинской области (далее именуется Концепция) разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, на основе разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской академией медицинских наук Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", Приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 1999 года N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика", от 20 ноября 2002 года N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации".

Основной целью проводимой государственной политики в области здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития науки, а также ресурсам, которыми располагают граждане.

Сложившаяся система организации первичной медико-санитарной помощи населению, ориентированная на участковую и специализированную службы, не достаточно эффективна. Негативно сказывается на результатах оказания медицинской помощи населению нарушение преемственности в ведении больных при переходе пациентов из детских поликлиник во взрослые.

Медико-демографическая ситуация в Челябинской области, как и в Российской Федерации в целом, характеризуется рядом негативных тенденций:

достаточно высокий уровень преждевременной смертности, главным образом за счет травм и отравлений, заболеваний органов кровообращения, злокачественных новообразований;

рост заболеваемости социально значимыми болезнями;

естественная убыль населения, обусловленная превышением уровня смертности над рождаемостью (таблица 1).


Таблица 1

 год
показатель                   

1990
 г.

1991
 г.

1992
 г.

1993
 г.

1996
 г.

1999
 г.

2002
 г.

Коэффициент рождаемости
(на 1000 населения)          


13,3


11,9


10,5


 9,0


 8,7


 8,4


10,0

Коэффициент смертности
(на 1000 населения)          


10,5


10,7


11,6


13,6


13,7


14,4


16,3

Естественный прирост
(на 1000 населения)          


 3,3


 1,2


-1,2


-4,6


-5,0


-6,0


-6,3


Ключевой задачей в решении указанных проблем является развитие принципов семейной медицины, повышение роли и эффективности использования врачей общей практики (семейных врачей) (далее именуются врачи общей практики) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи. Основная роль в сохранении здоровья населения принадлежит первичному звену здравоохранения.

Однако ситуацию, сложившуюся в первичной медико-санитарной помощи (далее именуется ПМСП), можно охарактеризовать как кризисную. Наметился крайне быстрый и неуправляемый отток врачей, среднего и младшего медицинского персонала из лечебно-профилактических учреждений, особенно амбулаторий, участковых больниц и поликлиник. Возрастает неукомплектованность службы первичной медицинской помощи участковыми педиатрами и терапевтами, особенно в сельской местности. В сложившейся ситуации необходимо повышение роли ПМСП. Существующая нерациональная структура оказания первичной медицинской помощи в системе здравоохранения влияет на снижение доступности и качества медицинской помощи даже при существенном притоке дополнительных средств.

Поэтапный переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики затянулся настолько, что без принятия действенных мер по реформе ПМСП может произойти окончательный развал первичного звена здравоохранения.

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено право семьи на выбор врача общей практики (семейного врача), обеспечивающего ей медицинскую помощь по месту жительства, при этом данный вид первичной медико-санитарной помощи должен являться основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания.

Однако в Российской Федерации врач общей практики (семейный врач) не стал ведущей фигурой здравоохранения. Уникальная в силу ряда ресурсосберегающих, профессиональных, социально ориентированных характеристик специальность не получила должного распространения при высокой потребности в ней.

Необходимо выяснение причин медленного реформирования первичной медико-социальной помощи в направлении семейной медицины, так как их своевременное устранение позволит изменить ситуацию в более короткие сроки. В таблице 2 представлен перечень основных причин и путей их устранения.


Таблица 2

┌═══════════════════════════════┬════════════════════════════════‰
│  Причины медленного развития  │     Пути устранения причин     │
│           реформы             │                                │
├═══════════════════════════════┼════════════════════════════════┤
│1. Централизованный характер   │1. Децентрализация.             │
│реформы ПМСП.                  │                                │
│                               │                                │
│2. Медицинское обслуживание    │2. Обслуживание пациентов всех  │
│населения по возрастному       │возрастов одним врачом, особенно│
│принципу - педиатр,            │в сельской местности.           │
│подростковый врач, терапевт.   │                                │
│                               │                                │
│3. Ранняя специализация и      │3. Поручение сертификата и      │
│крайняя степень "сужения"      │лицензии специалиста только при │
│специалистов в области ПМСП    │наличии опыта практической      │
│(например, "диабетолог").      │работы в качестве педиатра или  │
│                               │терапевта.                      │
│                               │                                │
│4. Устаревшая технология       │4. Подготовка врачебных кадров  │
│подготовки врачебных кадров.   │поликлиник и врачей общей       │
│                               │практики на базе отделений общей│
│                               │врачебной практики.             │
│                               │                                │
│5. Слабая материальная база.   │5. Разработка программ по общей │
│                               │врачебной (семейной) политике,  │
│                               │целевое финансирование врачей   │
│                               │общей практики.                 │
│                               │                                │
│6. Отсутствие свободы выбора   │6. Внедрение свободы выбора     │
│врача.                         │врача в соответствии с Основами │
│                               │законодательства Российской     │
│                               │Федерации об охране здоровья    │
│                               │граждан.                        │
│                               │                                │
│7. Низкая фиксированная оплата │7. Оплата труда по количеству   │
│труда на основе "оклада".      │пациентов и оказанных услуг.    │
│                               │                                │
│8. Отсутствие системного       │8. Создание оптимальной модели  │
│коммунального подхода в        │медицинской семейной практики с │
│организации ПМСП.              │ведущей фигурой врача общей     │
│                               │практики, обслуживание семьи в  │
│                               │целом.                          │
└═══════════════════════════════┴════════════════════════════════…

Изменение структуры услуг здравоохранения путем внедрения общей врачебной (семейной) практики - всесторонняя и достаточно сложная задача. Ее невозможно осуществить без формирования нового юридического статуса семейного врача, включая поддержку и эффективную деятельность в данном направлении со стороны органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления.

В рамках реализации Приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 августа 1992 года N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)", от 30 декабря 1999 года N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика", от 20 ноября 2002 года N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации" в Челябинской области были отработаны экспериментальные модели врачей общей практики (групповой вариант) на базе городских клинических больниц (далее именуются ГКБ), а именно: Клиники медицинской академии под научным руководством профессора Калева О.Ф. и профессора Розенфельд Л.Г., поликлиники ГКБ N 5 совместно с Уральской государственной медицинской академией дополнительного образования под руководством профессора Дюкаревой А.М., муниципального учреждения здравоохранения ГКБ N 4 под научным руководством профессора Игнатовой Г.Л., а также в муниципальном учреждении здравоохранения ГКБ N 2 и муниципальном учреждении здравоохранения ГКБ N 3 под руководством главных врачей данных лечебно-профилактических учреждений. Кроме этого, в настоящее время в сельской территории работает одно отделение врачебной общей практики в поселке Октябрьский г. Копейска. В 2003 году по представлению Челябинского областного общества семейных врачей врач общей практики данного отделения Шапарь Т.М. стала победителем Российского конкурса врачей общей практики. Подготовлен к открытию центр врачебной общей практики в Красноармейском районе и поселке Тургояк г. Миасса.

Важной основой для развития общей врачебной практики, образования и повышения квалификации врачей общей практики было создание в 2000 году в Челябинской области областного общества врачей семейной медицины под председательством заведующего кафедрой семейной медицины и госпитальной терапии, члена правления и президиума правления Российской ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) профессора Калева О.Ф.

По официальным оценкам Министерства здравоохранения Российской Федерации из 5000 подготовленных в настоящее время врачей работают по специальности "врач общей практики (семейный врач)" около 1000. В Челябинской области на конец 2002 года подготовлено 199 специалистов - врачей общей практики, из них на январь 2003 года по специальности работают 42 специалиста. Расчетная потребность в специалистах - врачах общей практики в Челябинской области с учетом полного перехода на семейную медицину составляет около 710.

Таким образом, для дальнейшего осуществления работы по развитию семейной медицины в регионе необходимо принятие Концепции развития общей врачебной (семейной) практики в Челябинской области как одного из важнейших направлений реформирования здравоохранения области. Реформа первичного звена предполагается в виде последовательного, постепенного перехода на систему общей врачебной (семейной) практики с сохранением накопленного потенциала здравоохранения Челябинской области, максимальным использованием имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений.


 II. Цель и задачи Концепции


1. Концепция ставит целью формирование основ и условий для повышения эффективности и усиления первичного звена здравоохранения при ведущей роли в развитии первичной медико-санитарной помощи общей врачебной (семейной) практики.


2. Достижение цели Концепции предполагает решение ряда задач:

1) совершенствование нормативно-правовой, материально - технической и организационно-методической базы первичного звена здравоохранения;

2) развитие комплексной системы профессиональной подготовки (переподготовки) и систематического повышения квалификации кадров общей врачебной (семейной) практики;

3) создание и апробация системы информационного обеспечения внедрения общей врачебной (семейной) практики;

4) реализация механизмов использования потенциала врача общей практики (семейного врача) и сестринского персонала, повышения доступности, эффективности и качества медицинской помощи;

5) внедрение (с использованием накопленного опыта) рациональных форм и методов организации первичной медико-санитарной помощи на базе общей врачебной (семейной) практики в ее взаимосвязи со специализированными видами медицинской помощи, помощью на дому, неотложной и скорой медицинской помощью с учетом сложившейся в регионе социальной инфраструктуры, характера расселения и других особенностей Челябинской области;

6) обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения.


 III. Основные направления реализации Концепции


 Нормативное правовое обеспечение общей врачебной (семейной) практики


3. Наряду с государственными гарантиями прав граждан на получение, а также на предоставление доступной для каждого и бесплатной медико-санитарной помощи при одновременном существовании платных медицинских услуг требуется нормативное правовое регулирование института общей врачебной (семейной) практики в системе здравоохранения, разработка правовых основ взаимодействия с другими службами (социальной защиты, страхования, санитарно-эпидемиологической), правовое закрепление прав и обязанностей субъектов общей врачебной (семейной) практики, определение правового, социального статуса и гарантий социальной защищенности всех субъектов, задействованных в системе общей врачебной (семейной) практики.


4. Создание и дальнейшее совершенствование нормативной правовой основы деятельности врачей общей практики на территории Челябинской области включает в себя следующие мероприятия:

1) разработка подпрограммы "Развитие общей врачебной практики в сельских территориях Челябинской области" в рамках областной целевой программы по вопросу социального развития села, разработанной на основании Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858;

2) с учетом социально-экономического развития Челябинской области при наличии финансовых возможностей допускается разработка и принятие специальной областной целевой программы по вопросу развития общей врачебной (семейной) практики в Челябинской области;

3) утверждение финансово-экономических основ деятельности врачей общей практики;

4) подготовка пакета нормативных правовых, распорядительных и методических документов, регламентирующих деятельность сети амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений с учетом изменяющихся социально-экономических условий и положений настоящей Концепции;

5) совершенствование правовых основ организации первичной медико-санитарной помощи на принципах общей врачебной (семейной) практики с системным подходом к разработке предложений по решению первоочередных проблем ее нормативного правового обеспечения, с использованием опыта действующей базы общей врачебной практики г. Челябинска;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»