ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2007 года N 192-П

О Концепции основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2007 - 2015 годы

(в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 16.04.2009 N 93-П, от 16.04.2009 N 94-П, от 16.11.2011 N 408-П, от 18.07.2012 N 373-П)

Рассмотрев Концепцию основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2007 - 2015 годы Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Концепцию основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2007 - 2015 годы (прилагается).

2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Председатель
Правительства
Челябинской области
П.И.СУМИН

     




Приложение
к постановлению
Правительства
Челябинской области
от 20 сентября 2007 года N 192-П



 КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2015 ГОДЫ

 (в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 16.04.2009 N 93-П, от 16.04.2009 N 94-П, от 16.11.2011 N 408-П, от 18.07.2012 N 373-П)


I. Введение


1. Настоящая Концепция определяет основные направления экологической политики в сфере охраны окружающей среды Челябинской области до 2015 года, ее основные цели, задачи и принципы.

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 16.04.2009 N 94-П)

2. Настоящая Концепция разработана на основании:

Конституции Российской Федерации, Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации и Челябинской области;

оценки текущего и прогнозного состояния окружающей среды по Челябинской области, социально-экономической ситуации Челябинской области.


II. Общие положения


3. Концепция является документом, который определяет политику Челябинской области в области охраны окружающей среды и природопользования до 2015 года.

4. Концепция базируется:

на приоритете прав человека на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья;

на учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы;

на учете научных данных о состоянии окружающей среды в Челябинской области и источниках воздействия на нее;

на необходимости сохранения природы и природных ресурсов для настоящего и будущих поколений;

на принципах платности природопользования и возмещения населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды.


III. Экологическая обстановка в Челябинской области


5. Общая площадь Челябинской области составляет 88,5 тыс. кв. километров. На долю экономически активных территорий области приходится 75 процентов.

Современное состояние окружающей среды в Челябинской области является следствием приоритетного промышленного развития области на протяжении многих десятков лет.

Размещение промышленных предприятий без учета экологических требований на основании принципа минимизации затрат при строительстве хозяйственных и иных объектов за счет создания промышленных зон в центре городов в непосредственной близости от жилых кварталов, а точнее, создание жилых кварталов вокруг предприятий привело к тому, что Челябинская область попала в число десяти наиболее загрязненных регионов Российской Федерации.

Челябинская область входит в десятку наиболее развитых промышленных регионов России, где градообразующие производства металлургического характера оказывают негативное влияние на экологическую обстановку. Такая ситуация отмечается, например, в городах Карабаше, Магнитогорске, Златоусте, Сатке.

6. В 2005 году города Челябинск и Магнитогорск были включены в перечень городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Прежде всего, по таким веществам, как бенз(а) пирен, формальдегид, диоксид азота, взвешенные вещества.

Высок уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.

7. Вклад Челябинской области в сброс загрязненных сточных вод в водные объекты в Уральском Федеральном округе (далее именуется - УрФО) составляет 39 процентов от общего сброса всех субъектов УрФО.

Территория Челябинской области лежит на водоразделе трех бассейнов: Волги (Камы), Урала и Оби (Тобола), что предопределяет изначально высокое качество вод. Однако даже в последние многоводные годы воды основных рек Миасс, Урал и Уфа характеризуются как умеренно и сильно загрязненные.

К наиболее загрязненным рекам относятся также другие реки, протекающие по территориям промышленных центров: Ай, Уфалейка, Юрюзань и притоки крупных рек, являющиеся приемниками сточных вод и проводниками загрязняющих веществ - Сак-Элга, Кидыш и Худолаз.

Зарегулирование стока рек, создание водохранилищ привело к изменению биоты водных объектов. Проблемы равнинных водохранилищ, связанные с негативными изменениями растительных и животных ресурсов ("цветение", заморы рыб) входят в состав приоритетных проблем, на поиски решений которых направлены усилия научного сообщества.

Ключевой проблемой загрязнения воды, как и в случае атмосферного воздуха, является промышленность и городская среда. Свежая вода (в 2005 году - 1,1 млрд. куб. метров) забирается главным образом на промышленные (50 процентов) и коммунальные нужды (43 процента), обратно сбрасывается 0,7 млрд. куб. метров сточных вод, но лишь 1 процент из них являются чистыми и достаточно очищенными.

8. Функционирование на территории Челябинской области радиационно опасных объектов, наиболее крупным из которых является Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк", привело к техногенному радиоактивному загрязнению на значительной территории - территории зоны Восточно-Уральского радиоактивного следа. Радиационные аварии отличаются масштабностью и долговременностью воздействия на окружающую среду. В связи с этим, несмотря на объем проведенных на этой территории мероприятий, вызывает озабоченность влияние радиоактивности на здоровье населения, проживающего на загрязненных территориях.

9. В настоящее время демографическая ситуация в регионе характеризуется превышением смертности над рождаемостью, 16 - 17 человек против 10 - 11 на 1 тыс. населения. При существующем положении ожидаемая продолжительность жизни новых поколений приблизительно равна пенсионному возрасту.

В связи с этим решение экологических проблем в Челябинской области следует отнести не просто к важным задачам, а к первостепенным.

10. Для решения указанной проблемы следует установить основные факторы, способствующие деградации природной среды в Челябинской области. Это практически те же факторы, которые присущи Российской Федерации в целом, в том числе следующие:

преобладание ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к деградации природной среды;

низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды;

резкое ослабление управленческих и, прежде всего, контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

недостаточный уровень финансирования природоохранной деятельности на промышленных предприятиях;

последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Экономический рост, реализация национальных проектов, рост социально-экономического благополучия граждан приведет к увеличению нагрузки на окружающую среду, вызовет увеличение потребления природных ресурсов. Прогноз состояния окружающей среды указывает на необходимость принятия мер по устранению перечисленных выше факторов, что позволит нормализовать обстановку на территории Челябинской области и, следовательно, положительно отразится на состоянии здоровья населения.


IV. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения и ликвидация его последствий


11. Здоровье населения непосредственно зависит от качества окружающей среды.

Одним из основных путей улучшения качества жизни, здоровья и увеличения продолжительности жизни населения является снижение неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшение экологических показателей окружающей среды.

Для этого необходимо:

обеспечение нормативного качества воздуха, воды, почвы, местных сельхозпродуктов и фуража;

проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;

поэтапное переселение населения из санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других территорий экологического неблагополучия (в связи с техногенными и природными катастрофами), не подлежащих реабилитации;

обеспечение экологической безопасности населения при использовании воды, строительных материалов и конструкций, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;

широкое внедрение в практику работы по вопросам нормализации экологической ситуации методологии оценки экологического риска и риска для здоровья населения от неблагоприятных факторов среды обитания.


V. Цели и принципы политики Челябинской области в сфере охраны окружающей среды


12. Основной целью политики в сфере охраны окружающей среды является улучшение качества жизни населения Челябинской области за счет создания благоприятной окружающей среды, предотвращения деградации экологических систем Челябинской области, сохранения биологического разнообразия.

Политика в сфере охраны окружающей среды основывается на принципах, установленных Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

13. Задачами экологической политики исполнительных органов государственной власти Челябинской области являются:

совершенствование ведения хозяйственной деятельности, в том числе обеспечения рационального использования природных ресурсов;

повышение эффективности системы управления;

поднятие уровня развития экологического сознания населения;

сохранение биоразнообразия.


VI. Основные направления политики Челябинской области в сфере экологии


14. Основными направлениями экологической политики Челябинской области в области улучшения состояния окружающей среды являются:

совершенствование системы управления;

снижение уровня загрязнения окружающей среды, в том числе за счет внедрения наилучших существующих технологий;

сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия;

разработка и совершенствование экономических механизмов рационального природопользования и внедрения экологически чистых технологий;

обеспечение экологической безопасности населения;

стимулирование научных разработок в области охраны окружающей среды и их внедрения;

широкое распространение экологических знаний, создание системы экологического образования на всех уровнях: дошкольного, среднего, среднетехнического, высшего и послевузовского.

15. Совершенствование системы управления в сфере охраны окружающей среды.

Основным требованием, предъявляемым к работе органов исполнительной власти Челябинской области в сфере охраны окружающей среды, должна стать эффективность работы управляющей системы. Для ее обеспечения необходимо:

принять административные регламенты по исполнению функций в сфере государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

исключить возможность дублирования или отсутствия отдельных функций субъекта Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды в работе органов исполнительной власти;

организовать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды;

организовать взаимодействие органов исполнительной власти Челябинской области с общественными движениями, организациями и политическими партиями по вопросам охраны окружающей среды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»