Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2020 ГОДЫ


V. Принципы и приоритеты государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов


32. Принципы.

В Федеральном законе от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены принципы охраны окружающей среды, которые необходимо соблюдать при формировании и реализации политики в сфере охраны и использования водных объектов Челябинской области.

33. Наиболее значимыми для рассматриваемой сферы являются следующие принципы:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

34. Водный кодекс Российской Федерации определяет ряд дополнительных принципов, которые должны учитываться в сфере охраны и рационального использования водных объектов на региональном уровне:

значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

сохранение особо охраняемых водных объектов;

приоритет охраны водных объектов перед их использованием, которое не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;

приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования;

комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;

участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов;

регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

35. Учитывая особенности Челябинской области, имеющей напряженный водохозяйственный баланс, региональная политика в сфере охраны и использования водных объектов дополняется еще рядом принципов, повышающих ее эффективность:

экономия водных ресурсов;

перенос центра тяжести от борьбы с последствиями негативных явлений к борьбе с причинами их возникновения;

учет приоритетности принимаемых мер и проводимых мероприятий.

36. Механизм установления приоритетов.

Необходимость выбора механизма установления приоритетов в сфере охраны и использования водных объектов обусловлена, с одной стороны, многообразием проблем, которые необходимо решить, с другой стороны - ограниченностью ресурсов, которые можно направить на их решение. Существуют и временные ограничения, которые влияют на актуальность принятия управленческих решений.