32. Принципы.
В Федеральном законе от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены принципы охраны окружающей среды, которые необходимо соблюдать при формировании и реализации политики в сфере охраны и использования водных объектов Челябинской области.
33. Наиболее значимыми для рассматриваемой сферы являются следующие принципы:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
34. Водный кодекс Российской Федерации определяет ряд дополнительных принципов, которые должны учитываться в сфере охраны и рационального использования водных объектов на региональном уровне:
значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
сохранение особо охраняемых водных объектов;
приоритет охраны водных объектов перед их использованием, которое не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования;
комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов;
регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.
35. Учитывая особенности Челябинской области, имеющей напряженный водохозяйственный баланс, региональная политика в сфере охраны и использования водных объектов дополняется еще рядом принципов, повышающих ее эффективность:
экономия водных ресурсов;
перенос центра тяжести от борьбы с последствиями негативных явлений к борьбе с причинами их возникновения;
учет приоритетности принимаемых мер и проводимых мероприятий.
36. Механизм установления приоритетов.
Необходимость выбора механизма установления приоритетов в сфере охраны и использования водных объектов обусловлена, с одной стороны, многообразием проблем, которые необходимо решить, с другой стороны - ограниченностью ресурсов, которые можно направить на их решение. Существуют и временные ограничения, которые влияют на актуальность принятия управленческих решений.